double arrow

Век как единая эстетическая система


Лесков

Кант

Гегель

Фет

Тютчев

Толстой Война и мир, Воскресение, Анна каренина, Смерть Ивана Ильича

Салтыков-Щедрин Губернские очерки (2); история одного города

Гаршин 2 рассказа

Короленко 2 рассказа

Чехов Маска, Злоумышленник, Скучная история, Дуэль, Черный монах, Чайка

Лесков Очарованный странник, Соборяне

Русская литература пролегла по истории от 1789.. до 1991 года.

1789 – начало великой французской революции. А 1991 год – распад союза и многое другое. «История закончилась» - Фуку Яма. Ему стали возражать, но он имел ввиду, что история до 1991 года состояла в смене социально-экономических формаций. Сейчас идеала нового устройства общества не существует. А до 91 года – мир этим и жил, что и привело к двум мировым лагерям. В чем суть истории? Есть исторические страны, а есть – без истории фактически. История как цепь событий и почему это происходит.

«у восточных народов свободен один, у друвних греков – были свободны некоторые люди, лишь у греков появилось сознание свободы, но они как и римляне, что некоторые свободны, а не как человек как таково. Лишь европейские народы дошли до сознания в христианстве, что человек как таковой свободен. Это вначале появилось в религии, но провидение этого принципа в мирских делах является дальнейшей задаче…это внедрение и проникновение свободы в мирские отношения…составляет всю суть истории».

Великая Французская Революция провозгласила: Свобода, Равенство и Братство.

(если дворянин – нельзя подвергать телесному наказанию, а если крестьянин – можно).

Благодаря усилию поколений, сейчас нынешнее. Двигатель истории – идеи. Во всем мире нет привилегированных сословий, нет расового неравенства. Путь истории – к свободе. Вся Европа была монархической, теперь – республиканская.

Русская литература 19 века нужна, чтобы знать, что мы такое. Суть образования – знать, куда идти; быть свободными. А Советский Союз развалился лишь потому, что не было свободы слова. Свобода слова и свобода мысли- это необходимые свойства человека. Разум – главная сила человека. Решения принимаются как – они обсуждается, а если страна не имеет возможности обсуждать огромные решения.

30-40 гг – в Европе появляются модными и влиятельными социалистические идеи. Для кого свобода буржуазии? А надо, чтобы все были свободны.

«по влиянию на судьбы мира философия Маркса не имеет равных» - философ.

«если идея овладела массами она становилась … силой»

Карл Маркс

Вот когда изба этого мужика будет как у старосты – тогда мы выполнили свою задачу, сказал Кирсанов Базарову.

Первый проповедник в русской литературе идеи социализма был Белинский

«Мы убеждены что человек родится не на зло, а на добро»…Цель жизни – разумное наслаждение благами бытия

Белинский

Настоящее- результат прошлого. Фетишом 19 века – стал прогресс (Гончаров, Тургенев). Одинцова просила дать уроки химии у Базарова.
основной герой русской литертатуры – герой мировоззрения

Адуев Младший – особое понимание жизни. Горе и болезни – с кем-то бывает, любовь должна быть вечной, всепоглощающей.
Алеша Карамазов – носитель определенных идей. Он с молодости сказал «буду жить до бессмертия».

Русская литература делится на 4 периода (с Пушкина).

«Гений – это человек в искусстве, который дает искусству новые законы»

Онегин – прародитель всех героев русской литературы; у них нет цели. (Болконский, Печорин, Базаров, Безухов).

Главная ценность – это прогресс (у Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина, Чернышеский). У Толстого и Достоевского – другая цель. ( меня мучило всю жизнь – существование Бога).

У их героев нет политического, морального, а главное – религиозное. У Достоевского – Христос, он не мог жить с мерзостями жизни, и только благодаря вере он мог стремиться.

А потом пришли другие писатели. Чехов стал совсем иначе изображать мир. Он не принимает ни идеи прогресса, ни веру в Бога. Он пишет «дуэль» - и в конце звучит суть творчества «никто не знает настоящей правды». Он обращает на жизнь человека, как он сам ее воспринимает. Экзистенциально. Предмет изображения совершенно другой, герой – носитель чувства жизни; НЕТ идей.

В 40-е гг русское общество захватили идеи социализма. Достоевский «Все идеи эти нам нравились…это закон всего человечества…«святость» всего коммунистического общества». Достоевский и в то время с этим боролся. В России илеи социализма подверглись критике прежде всего

«это одно из самых честолюбивых идей человечества, она настолько дерзка, что вызвала восхищение..мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства»

Чернышевский Николай Гаврилович

«Что делать?» – уникальное произведение. Мало найдется произведений, которые окащали такое влияние на историю страны. Чернышевский был прямым учителем Ленина («чернышевский меня всего перепахал»). Вся русская молодежь пошла за Чернышевским. Он был умным человека, предан своей Родине.

Особенность романа в том, что молодежь восприняла как «новое евангелие». Читали все и спорили о нем. А роман был написан

«роман ниже всякой критике, он просто смешон….прочел со вниманием, любопытством и удовольствие».

Революционер – характерная фигура той эпохи. Также как и кровавые диктаторы, кровавые режимы.

Он породил целую полемическую литературу. Вся «Война и Мир» пронизана полемикой с «Что делать?». А особенно в «Записках из подполья».

Толстой и Достоевский – говорили о том, что "герои ниспровергнут храмы»… но русское общество пошло по тем идеям.

Чернышевский был уверен в своей победе. Он знал, что у него нет «ни тени художественного таланта».
«Истина хорошая вещь, она вознаграждает писателя, который служит ей».

Какой истине служил Чернышевский? Он пророчествовал, что «на земле наступит рай…для всех будет вечная радость..для этого нужно устроить общество разумно». Те люди начинали появляться.

Он абсолютизирует разум в романе. Рационализм – раньше человек ориентировался на авторитеты, жил как живут предки. А тут впервые люди стали жить по теории, признав мир, в котором они живут, несправедливым. В социализме была своя правда. Чернышевский хотел дать людям новую мораль «разумного эгоизма» (Бентаном и Мили).

Мы во всем в жизни руководствуемся наукой, которая является дитем свободы. Наука достигает необыкновенных успехом, люди начинают побеждать природу. Мы во всем следуем науке – а в поведении человека мы опираемся черти на что, мы должны построить свое поведение на разуме. Вся область, охваченная этикой, должна быть подчинена разуму. Чернышевский сказал, что дасть новую этику «без Бога».

Что такое теория «Разумного эгоиза» - это простая вещь. Христианство учило, что земля – наше испытание, а современный человек говорит, что рождаемся к счастью на этой земле. В этом смысле все люди – эгоисты. Разумный эгоист – строит фабрику, выпускает хорошие машины, благодаря его эгоистическим стремлениям людям польза. А неразумный – идет на большую дорогу и грабит. Все процветание государств построено на этом принципе.

Разница между нашим менталитетом и западноевропейским.

20 век искусственно разделен с 17-го года на

Советскую литературу. Литературу русского зарубежья (произведения написаны на русском языке в эмиграции).
  3 волны русского зарубежья: 1. 1918-1922 (1918 год - идет первая миграция). Бунин, Набоков, Куприн, Ремизов, Цветаева, Гиппиус (ж), Мережковский. «Дачники» - не приняв революцию, решили не уезжать, а пережить этот период у себя на даче: Л. Андреев (в Финляндии), И. Северянин (в Ревеле – Таллинне). Центр первой волны – Европа (Прага, Берлин, Париж). У огромного количество писателей ощущение транзитности (временное существование). Все они были уверены, что вернутся, что их литературное будущее в России. 1922 - Ленин по своему декрету из Одессы отправляет т.н. «философский пароход». Высланы и лишены гражданства более 200 деятелей культуры (Бердяев, Шестов, Зайцев…). Они были в явной оппозиции к новой власти, за что и были высланы. Многие оказались в Париже. Бердяев пишет автобиографию «Самопознание». Опускается железный занавес, люди уехать уже сами не могли. В 1925 Булгаков не может писать, работать и задыхается от этой невозможности. Пишет письмо правительству, прося заменить высшую меру наказания (невозможность публиковаться) на высылку себя и жены в Европу – дать визы. Отказ. Булгакова приняли на унизительную (ведь он был уже состоявшимся человеком, известным) должность ассистента режиссера. «Нет ничего более вечного, чем временное» - уехавшие понимали, что это надолго. Идея сохранения русской культуры и литературы на Западе (мессианская роль). Видно же, что лит-ра изменяется. Очень узкий круг читателей, крайне тяжелые и сложные отношения, однако были все же и лит.кружки, и журналы. Появляются нобелевские премии: 1933 Бунин (за сохранение русских традиций на Западе).   2. 1940-е годы, военные годы.   3. Конец 1960-х-конец 80-х. Бродский, Солженицын, Довлатов, Аксенов и многие другие. Центр эмиграции переместился в Америку, хотя в Европе кто-то еще оставался. Ощущение другой родины у писателей. Некоторые переходили на актуальный и современный для них иностранный язык. _______________________________________________________ 4. В исторических работах есть еще период: 90-е – наше время. Это условная волна, которую литературоведы в расчет не берут.

I II III IV V

1890-1917 1917-1922 1922-1927 1927-1936 1936-1940

(Серебряный Инерция Период Период Период

век) Серебр.века попутнического огосударствления существования

«Период Ренессанса литературы литературы

Ренессанса» в условиях тоталитарного гос-ва

VI литература Великой Отечественной войны (1941-1945) – стрелка вверх

VII (1946-1956) литература периода позднего сталинизма – стрелка вниз

VIII (1956-1966) литература оттепели – стрелка вверх

IX (1966-1986) литература застоя – стрелка вниз

X (1986-1991) период возвращенной литературы – стрелка вверх

XI (1991-2001) период современной литературы (новейшей литературы) – стрелка вверх

I. Серебряный век. Это эпоха модерна. Новаторство, дискуссия, полифония. Некая атмосфера спора. Белый: «во многом непонятны мы, дети рубежа. <…> Мы – ножницы между столетиями».

Спорящие течения поэзии. Символисты, футуристы, акмеисты. Плюс те, кто не входил ни в одно из течений.

Время богостроительства и богоискательства («На дне»).

Создается новый язык.

«Кофейный/салонный» век русской литературы.

Салон Гиппиус и Мережковского.

Ключевое понятие века – «игровой век». Дискуссионная, карнавальная, салонная атмосфера. Эпоха ролей! Важное понятие великой женственности. Понятие «человек играющий». Вот Гиппиус как раз была таким играющим человеком. То это прекрасная девушка с лилиями в волосах, то критик Антон Крайний, волосы убраны под шляпу, мужской костюм.

Салон Иванова – «Башня». Там все ходили в восточных одеждах, босиком по коврам. Кальян, стихи, спиритические сеансы.

Салон Моисея Наппельбаума. Лучший фотограф-портретист мира того времени.

Литературные кафе. «Бродячая собака».

Очень развивались толстые литературные журналы. «Мир искусства», «Аполлон», «Бубновый валет».

Синтез литературы и живописи – тоже отдельная фишка Серебряного века. Например, Маяковский и Малевич. Единая атмосфера поиска единого языка.

II. Инерция Серебряного века. Изменяется лицо литературы. Наиболее трагический – 21 год. А. Блок «12» - за революцию, но в ней разочаровался. Умер от «нехватки воздуха».

Расстрел Н. Гумилева. Первый расстрелянный в советское время поэт, причем, расстрелянный безвинно.

Е. Замятин в 21 же году пишет статью «Я боюсь» («Я боюсь, что у русской литературы есть единственное будущее – ее прошлое»). Организовал литературные курсы.

Максим Горький. Огромная заслуга в формировании нового лица литературы. В этот момент – очень уважаемый писатель. Связи не только во всем лит.мире, но и в политических кругах. Горький один из немногих в стране имел открытый счет в банке. Однако все гонорары, которых у Горького было немало, шли в казну~. Но зато он мог их брать. Выписывал огромное количество региональных литературных журналов. Оттуда вычитывал, выбирал лучших. Мечтал создать т.н. литературную коммуну, где писатели могли бы жить, получать пайки, общаться, учиться. Добился помещения на углу Мойки и Невского. Много народу жило в этом доме, например, М. Зощенко, А. Грин, О. Форш, К. Федин, В. ИвАнов, Л. Лунц, В. Каверин и многие другие. Нечто вроде общежития. Замятин стал вести студию прозы. Студию поэзии – Блок, а потом, когда он умер, - Ахматова. Студию критики – Чуковский. Студию перевода – М. Лазинский. 1 feb 21 года – литературная группа «Серапионовы братья». Издательство Горького «Всемирная литература».

III. Период попутнического Ренессанса. Троцкий внимательно следил за литературой. Написал книгу «Литература и революция», а там и было слово «попутчик», которое стало использоваться в дальнейшем для обозначения писателей-непартийцев. Появляется новая литература. Термин «советская» еще не возник. Пока литература еще «новая», «новейшая», постреволюционная. Появляется новое поколение. В литературу входят новые писатели, отличающиеся от писателей Серебряного века. Платонов, Ильф и Петров, Есенин, Зощенко, Шолохов…

Очень звездный период!

Зощенко: «Нашим университетом были опыт и книги», и это в отличие от писателей Серебряного века, обладающих блестящим университетским образованием. Облик писателя, за плечами которого опыт. Это отразилось на стиле. Литература перестала быть медлительной, метафоричной. Она стала быстрой, газетной.

А. Толстой: «события идут так стремительно, как будто мы перелистываем книгу истории».

События идут быстро, и писатели стремятся их зафиксировать.

Полифоничность периода. Многозвучие. Много голосов, направлений, литературных групп. ОБРИУ, Серапионовы братья… колоссальное количество журналов. Невероятная насыщенность культурной жизни.

Постановление о реорганизации литературных объединений.

IV. Период огосударствления литературы. Желание управлять литературой. 1934 год – кульминация. Созван первый съезд советских писателей. И создан Союз советских писателей. В общем, теперь и появляется это определение – «советский».

Членская корочка Союза писателей = защитная грамота. Ведь вводилась статья за тунеядство. Бродский – поэт, но раз он не член Союза писателей, значит, он не поэт. >_> За оплошности мгновенно исключали. Например, Пастернак, Ахматова, Зощенко. А это полный финиш, потому что право на публикацию давали только членам Союза.

Когда создали Союз писателей, выступал Горький, первый председатель союза писателей. «Несвоевременные мысли» (1918 г.) – там описан шок Горького от революции. Горького как бы ссылают в Италию.

Когда решают управлять литературой, начинается процесс для того, чтобы Горького вернуть. Но на самом деле был нужен не он сталинскому окружению, а партийных архив, который очень внушителен. Сталин переписывал историю ВКПБ, выпячивая свою роль, и не хотел, чтобы где-то были документы о подготовке революции, переписки etc. Вот ему и нужен архив, с которым Горький не расставался.

Горького встречают с почетом, дарят ему улицу Тверскую, переименовывая ее в улицу Горького. Нижний Новгород (родной город писателя) переименовывают в город Горький. Московскому художественному театру присваивают имя Горького. Но тут он уже пытается отказаться, ведь театр больше связан с именем Чехова. Но откажешься тут. =_=

Поговаривают, что смерть Горького в 1939 году не была естественной…

В 1934 году речь читает Горький. Фразы и идеи написанной заранее и не для него речи так и стали ассоциироваться с ним.

- Отныне все литературные группы и эстетические направления запрещены, потому что есть единый метод социалистического реализма. Шаблоны.

- Идеологизация сюжета, «буржуазные» темы любви, дружбы уходят на задний план. На первый – коллектив, труд… Герой-схема, герой-идеологема. Стилистика, эстетика текста – вниз.

- Идея социального заказа. (НЕ социалистического.) Заказ тем, сюжетов, героев, идеологических нюансов. Этим подменяется понятия вдохновения, музы, творческого поиска. Огромное количество текстов по трафарету. Даже названия были одинаковыми. «Инженеры», «Трактористы», «Хлеборобы», «Ткачи»… О_о

- Писатель – инженер человеческих душ. Эту фразу приклеили к Горькому.

Параллельно создавались литературные дома. Ну и вообще для всяких деятелей искусства – композиторов, художников… Это облегчало наблюдение за ними.

«Уважаемые товарищи жильцы, просьба не засорять дымоход сожженной бумагой». :D

Параллельно устроены дачные участки. Литературный городок Переделкино, Комарово.

Это все – система внутренних обязательств. Писатели платили своей творческой свободой.

14 mar'12

V. Период существования литературы в условиях тоталитарного государства.

Тексты соцреализма.

Проект «Беломорканал» Горького – история фабрик и заводов. Объединение писателей, которые писали по спецзаказу. Зощенко, Платонов, ИвАнов, Федин… Писатели поехали в места строек заводов, пароходов etc, где строили заключенные. И каждый писатель в своем стиле должен был написать об «идее перековки».

Спад, так как идут массовые аресты, в том числе писателей. Бабель, например. Кто-то арестовывался, а кто-то из страха ареста, цензуры уходил из профессии. Иногда в литературоведение, иногда в журналистику… Пастернак и Ахматова, к примеру, - они ушли в переводы. Пастернак переводит эстонских, литовских, грузинских поэтов, а также Шекспира. Ахматова – еще в литературоведение. А переводит она Данте.

VI. Литература Великой Отечественной войны.

Пустоты заполняются. Появляется новое поколение писателей. Твардовский («Василий Теркин»), Симонов, Берггольц.

Развивается, в основном, поэзия!

Проза создавалась, но она ушла в публицистику, в документ. Очерки, эссе, интервью… Связано с войной.

VII. Период позднего сталинизма. Темный период.

1946 год – постановление правительства о журналах «Звезда» и «Ленинград». Озвучен доклад Ждановым. Это толстые литературные журналы. Ругали их за неосмотрительность, недальнозоркость, потому что они публиковали Анну Ахматову, Зощенко и так далее. Книги изъяты из всех библиотек, магазинов, тираж был рассыпан (рассыпалась матрица, по которой шла печать набранной и разрешенной к печати книги).

Приравняли автора к герою.

Зощенко пережил ситуацию хуже, чем Ахматова.

Это начало периода.

А дальше создаются произведения соцреализма о войне, о победе. Этот период очень похож на предвоенный, только такого количества арестов уже нет.

VIII. Период оттепели. Врывается новое поколение! Окуджава, Евтушенко, Солженицын, Аксенов, Рождественский, Вознесенский, Высоцкий…

«Поэт в России – больше, чем поэт», сказал Евтушенко в этот период.

Слово поэта стало восприниматься как слово поколения.

Возникала ироническая молодежная проза, открыты новые темы в литературе. В первую очередь, лагерная тема. В 1962 году в журнале «Новый мир» (главный редактор - Твардовский) - «Один день Ивана Денисовича», после этого Солженицын стал знаменитым. А название это придумал Твардовский вместо «Щ854».

Темы, которые обсуждались на кухнях, вышли в литературу.

Резонансные суды – над Бродским (выслали в США), над Синявским, над Даниэлем.

IX. Литература застоя.

Третья волна миграции.

Огромный книжный дефицит. На черном книжном рынке какие-то издания продаются в 10 раз дороже. Феномен макулатурных изданий: на фоне тотального книжного дефицита людям предлагается сдавать бумагу. Сдаешь бумагу – получаешь талоны на столько-то килограмм. А за талоны можно было приобретать книги (например, Дюма, Кристи). В таком доступе находились книги, отвечающие спросу читателя. Читатель устал от идеологизации, от политизации в литературе и хочет сюжетной прозы. Какого-то ухода от реальной действительности.

Внутренние резервы литературы:

- лейтенантская проза (которая появляется именно в этот период). Проза тех, кто прошел войну и хотел рассказать, как это было. Ej., В. Быков, Б. Васильев («А зори здесь тихие»…), Ю. Бондырев («Берег»), Б. Окуджава («Будь здоров, школяр!»), В. Астафьев («Пастух и пастушка»)… это проза резко отличалась от всего предыдущего о войне. Впервые переведены и опубликованы главные произведения о войне 20х, например, произведения Хемингуэя. Впервые эти авторы рассматривают Человека на войне, а не воина.

- деревенская проза. «В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду», - сказал Бродский. Авторы: В.М. Шукшин. Его называют Ломоносовым XX века. Тема деревни для него – важнейшая. Тема естественного человека, с разумной душой. Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Белов…

- городская проза. Ю. Трифонов («Дом на набережной», «Обмен»), В. Маканин.

X. Период возвращенной литературы. Перестройка, гласность.

Запрещенная литература вернулась из небытия, из андерграунда. И все стало можно читать, все постепенно даже стало входить в школьную программу.

Вся история литературы переписывалась.

Начался журнальный бум. Безумный взлет тиражей толстых литературных журналов того периода. «Знамя», «Октябрь», «Новый мир» и еще многие другие, названия которых я не успела записать. ^^

Все возвращенная литература проходила через толстые журналы.

Минус литературных журналов: возвращается старое, но не появляется новое. Просто никто не печатал.

Пелевин «Амон-Ра». Предлагает эту повесть главному редактору «Нового мира» Залыгину. Но отказ, потому что был выбор, что публиковать – проверенного великого писателя или нового.

XI. Новейшая литература. Свобода, выбор: человек сам решает, что ему читать.


Сейчас читают про: