Социалисты и коммунисты, которые говорят что человек управляется средой – уничтожают личность

Лесков

Лесков

Кант

Гегель

Фет

Тютчев

Справочные издания

Изобразительное искусство

Карев А. Классицизм в русской живописи. / А. Карев. – М.: Белый город, 2003. - 320 с.

Усачева С. Федор Алексеев./ С. Усачева. - М.: Белый город, 2005. - 48 с.

Белявская В. Росписи русского классицизма. М., 1938.

Коноплева М.С. Театральный живописец Джузеппе Валериани. Л., 1948.

Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII – начала XIX века. М., 1953.

Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район – СПб.: Коло, 2006. - 688 с.

Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - середины XVIII века / Российская акад. архитектуры и строит. наук, Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостроительства, Федеральное арх. агентство, Российский гос. арх. древних актов; [отв. ред. И. А. Бондаренко] - Москва: Изд-во ЛКИ: НИИТАГ, 2008 - 772 с.

Государственный Русский музей. Живопись XVIII начала ХХ веков. Каталог. - Л., 1980

Государственный Русский музей. Каталог - путеводитель русской живописи XVIII-XIX вв. - Л., 1948

Декоративная садово-парковая скульптура Ленинграда, состоящая под государственной охраной. Каталог. - Л.,1977

Орловская область. Каталог памятников архитектуры. - М.,1985.

Памятники архитектуры Ленинграда. - Л., 1976.

Памятники архитектуры Москвы: Белый город. - М., 1989.

Памятники архитектуры Москвы: Замоскворечье. - М., 1994.

Памятники архитектуры Москвы: Земляной город. - М., 1989.

Памятники архитектуры Москвы: Камер-коллежский вал. - М., 1999.

Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. - М., 1982.

Памятники архитектуры Подмосковья. Т. 1-2. - М., 1975.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Альбом-монография. - Л., 1983.

Толстой Война и мир, Воскресение, Анна каренина, Смерть Ивана Ильича

Салтыков-Щедрин Губернские очерки (2); история одного города

Гаршин 2 рассказа

Короленко 2 рассказа

Чехов Маска, Злоумышленник, Скучная история, Дуэль, Черный монах, Чайка

Лесков Очарованный странник, Соборяне

Русская литература пролегла по истории от 1789.. до 1991 года.

1789 – начало великой французской революции. А 1991 год – распад союза и многое другое. «История закончилась» - Фуку Яма. Ему стали возражать, но он имел ввиду, что история до 1991 года состояла в смене социально-экономических формаций. Сейчас идеала нового устройства общества не существует. А до 91 года – мир этим и жил, что и привело к двум мировым лагерям. В чем суть истории? Есть исторические страны, а есть – без истории фактически. История как цепь событий и почему это происходит.

«у восточных народов свободен один, у друвних греков – были свободны некоторые люди, лишь у греков появилось сознание свободы, но они как и римляне, что некоторые свободны, а не как человек как таково. Лишь европейские народы дошли до сознания в христианстве, что человек как таковой свободен. Это вначале появилось в религии, но провидение этого принципа в мирских делах является дальнейшей задаче…это внедрение и проникновение свободы в мирские отношения…составляет всю суть истории».

Великая Французская Революция провозгласила: Свобода, Равенство и Братство.

(если дворянин – нельзя подвергать телесному наказанию, а если крестьянин – можно).

Благодаря усилию поколений, сейчас нынешнее. Двигатель истории – идеи. Во всем мире нет привилегированных сословий, нет расового неравенства. Путь истории – к свободе. Вся Европа была монархической, теперь – республиканская.

Русская литература 19 века нужна, чтобы знать, что мы такое. Суть образования – знать, куда идти; быть свободными. А Советский Союз развалился лишь потому, что не было свободы слова. Свобода слова и свобода мысли- это необходимые свойства человека. Разум – главная сила человека. Решения принимаются как – они обсуждается, а если страна не имеет возможности обсуждать огромные решения.

30-40 гг – в Европе появляются модными и влиятельными социалистические идеи. Для кого свобода буржуазии? А надо, чтобы все были свободны.

«по влиянию на судьбы мира философия Маркса не имеет равных» - философ.

«если идея овладела массами она становилась … силой»

Карл Маркс

Вот когда изба этого мужика будет как у старосты – тогда мы выполнили свою задачу, сказал Кирсанов Базарову.

Первый проповедник в русской литературе идеи социализма был Белинский

«Мы убеждены что человек родится не на зло, а на добро»…Цель жизни – разумное наслаждение благами бытия

Белинский

Настоящее- результат прошлого. Фетишом 19 века – стал прогресс (Гончаров, Тургенев). Одинцова просила дать уроки химии у Базарова.
основной герой русской литертатуры – герой мировоззрения

Адуев Младший – особое понимание жизни. Горе и болезни – с кем-то бывает, любовь должна быть вечной, всепоглощающей.
Алеша Карамазов – носитель определенных идей. Он с молодости сказал «буду жить до бессмертия».

Русская литература делится на 4 периода (с Пушкина).

«Гений – это человек в искусстве, который дает искусству новые законы»

Онегин – прародитель всех героев русской литературы; у них нет цели. (Болконский, Печорин, Базаров, Безухов).

Главная ценность – это прогресс (у Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина, Чернышеский). У Толстого и Достоевского – другая цель. (меня мучило всю жизнь – существование Бога).

У их героев нет политического, морального, а главное – религиозное. У Достоевского – Христос, он не мог жить с мерзостями жизни, и только благодаря вере он мог стремиться.

А потом пришли другие писатели. Чехов стал совсем иначе изображать мир. Он не принимает ни идеи прогресса, ни веру в Бога. Он пишет «дуэль» - и в конце звучит суть творчества «никто не знает настоящей правды». Он обращает на жизнь человека, как он сам ее воспринимает. Экзистенциально. Предмет изображения совершенно другой, герой – носитель чувства жизни; НЕТ идей.

В 40-е гг русское общество захватили идеи социализма. Достоевский «Все идеи эти нам нравились…это закон всего человечества…«святость» всего коммунистического общества». Достоевский и в то время с этим боролся. В России илеи социализма подверглись критике прежде всего

«это одно из самых честолюбивых идей человечества, она настолько дерзка, что вызвала восхищение..мы должны опровергать его, если хотим спасти мир от варварства»

Чернышевский Николай Гаврилович

«Что делать?» – уникальное произведение. Мало найдется произведений, которые окащали такое влияние на историю страны. Чернышевский был прямым учителем Ленина («чернышевский меня всего перепахал»). Вся русская молодежь пошла за Чернышевским. Он был умным человека, предан своей Родине.

Особенность романа в том, что молодежь восприняла как «новое евангелие». Читали все и спорили о нем. А роман был написан

«роман ниже всякой критике, он просто смешон….прочел со вниманием, любопытством и удовольствие».

Революционер – характерная фигура той эпохи. Также как и кровавые диктаторы, кровавые режимы.

Он породил целую полемическую литературу. Вся «Война и Мир» пронизана полемикой с «Что делать?». А особенно в «Записках из подполья».

Толстой и Достоевский – говорили о том, что "герои ниспровергнут храмы»… но русское общество пошло по тем идеям.

Чернышевский был уверен в своей победе. Он знал, что у него нет «ни тени художественного таланта».
«Истина хорошая вещь, она вознаграждает писателя, который служит ей».

Какой истине служил Чернышевский? Он пророчествовал, что «очень на земле наступит рай, когда люди будут прекрасны душой и телом…для всех будет вечная радость..для этого нужно устроить общество разумно». Те люди начинали появляться.

Он абсолютизирует разум в романе. Рационализм – раньше человек ориентировался на авторитеты, жил как живут предки. А тут впервые люди стали жить по теории, признав мир, в котором они живут, несправедливым. В социализме была своя правда. Чернышевский хотел дать людям новую мораль «разумного эгоизма» (Бентаном и Мили).

Мы во всем в жизни руководствуемся наукой, которая является дитем свободы. Наука достигает необыкновенных успехом, люди начинают побеждать природу. Мы во всем следуем науке – а в поведении человека мы опираемся черти на что, мы должны построить свое поведение на разуме. Вся область, охваченная этикой, должна быть подчинена разуму. Чернышевский сказал, что дасть новую этику «без Бога».

Что такое теория «Разумного эгоиза» - это простая вещь. Христианство учило, что земля – наше испытание, а современный человек говорит, что рождаемся к счастью на этой земле. В этом смысле все люди – эгоисты. Разумный эгоист – строит фабрику, выпускает хорошие машины, благодаря его эгоистическим стремлениям людям польза. А неразумный – идет на большую дорогу и грабит. Все процветание государств построено на этом принципе.

Разница между нашим менталитетом и западноевропейским.


Некрасов

Гегель: «Идея – водитель душ и мира, руководитель мировых событий».
Особенностью нашего времени является отсутствие социального идеала, в прошлом он был. Если мы поймем, что и как руководит событиям, мы будем готовы встретить наше будущее.

Некрасов начал как поэт-романтик. В русской литературе такие поэты и писатели, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет и др., начали как романтики. Вот что значит дух эпохи. Он пишет такие стихи, как «Ангел смерти», «Ворон, «Водяной», «Пир ведьмы».
Рыцарь (1839) – стихотворение о Роланде, о том, как рыцарь плачет на могиле возлюбленной Заиры. Всё это пришло к Некрасову из западно-европейской романтической литературы.
Он даже издал сборник «Мечты и звуки».
1846 – стихотворение «Ямщик».
1847 – печатает свой первый роман Гончаров, первый очерк из «Записок охотника» - Тургенев. В 1845 появляются «Бедные люди» Достоевского, в 1848 – манифест коммунистической партии Маркса и Энгельса. Всё происходит примерно в одно время. Такова история литературы, это её закономерности. Так можно проследить, как зарождаются идеи, как действуют, и как они, ведя человека в одно место, приводят в совершенно другое.

Стихотворение «Ямщик» - рассказ ямщика седоку о своей жизни. Это не выдуманный Роланд, а понятный всем ямщик. Это стихотворение интересно русскому обществу, потому что Николай I, придя к власти, запретил обсуждать публично проблему крепостного права, и все комиссии, которые он создавал для решения крепостного права, были секретными. Потому и появляется стихотворение. Ямщик рассказывает, как его женили на крестьянке, которая воспитывалась в барском доме, когда сменился наследник, её отправили, как простую крестьянку, работать на скотный двор, а она воспитана как барышня, она не может жить крестьянской жизнью. Она не смогла привыкнуть к этому быту. Эти стихи затрагивают самое больное место русской жизни. В стихотворении использованы просторечия, это – совсем новая, другая поэзия. В это время Некрасов нашел свой самобытный путь, с другой лексикой и другими героями.
Некрасов был народным поэтом, революционным демократом.
В стихотворении «Пьяница» он пишет о том, что положение бедняка безвыходно, и есть лишь одна дорога - к кабаку. В стихотворении «Огородник» он рассказывает о том, как молодого крестьянина полюбила дворянка, но из-за разницы в статусе никакой любви не выходит. Это всё социальные проблемы, которые возникают из-за особого общественного устройства – крепостничества.
«Еду ли ночью по улице темной» - герой вспоминает о судьбе любимой женщины, постоянно несчастной. Все несчастны, все бедны, вот такая была поэзия у Некрасова.
Например, у Некрасова смерть всегда носит важный, социальный характер: либо крестьянина от бедности, либо богача от жадности. Никогда не умирает просто некий человек.
Вся поэзия Некрасова строится на резком контрасте: бедняки все хорошие, вызывают сочувствие, за исключение тех предателей, которые продали свой класс и стали лакеями, и богатые – плохие. У Некрасова нет ни одного положительного героя-дворянина за исключением декабристов с женами – но потому, что они революционеры.
Некрасов был самым популярным поэтом в России, когда его хоронили и Достоевский произнес речь, что он был вторым после Пушкина, молодежь стала кричать, что первым. И можно понять, какие идеи Некрасов давал этим людям.
Некрасов резко противопоставляет судьбы людей в зависимости от их социального положения, у Чехова, например, напротив, все люди не противопоставлены, судьба у всех одна и та же. Таковы различные установки: одна и та же жизнь изображена правдиво, но по-разному.
А Толстой писал, что обращать внимание на то, что возмущает – большой порок, и нужно обращать внимание на хорошее.
«Некрасов для торжества русской революции сделал больше, чем любой другой поэт 19 века» - писал один советский критик. Он был поэт революционной демократии, сторонник революции. Он с благоговением относился к революционерам – Добролюбовым, Чернышевским и Белинским. Его нельзя назвать христианским поэтом, например, потому, что он пишет про Добролюбова, что его послал бог гнева и печали – а разве можно назвать Бога богом гнева и печали?
В России сложилась особая атмосфера уважения к революционеру, а аполитичные поэты, например, Фет, который писал про природу, считаются врагами, поддерживающими самовластие.

Прежде всего, Некрасов рисует широкую картину народной жизни, а народ страдает.
Во-вторых, он указывал на виновников бедственного положения народа – богатых помещиков, дворян и пр. Глупость, лень, сердечная черствость, жестокость – всеми этими пороками наделены представители богатых сословий.
В-третьих, он соединил воедино две сильнейшие страсти: любовь к родине и ненависть к врагам. Те, кто защищает крестьян и выступает против угнетателей – настоящие патриоты. Поэтому Некрасов постоянно пишет о ненависти, что не может иметь отношения к христианству. Любовь у него неразрывна с ненавистью: «и как любил он, ненавидя» и пр. Даже перед смертью он пишет о мщении, которою бедные должны ответить богатым: «любовь, негодованье, мщенье зажги в моей груди». Эта ненависть до сих пор разжигает наше общество.

Некрасов не только воспитывал ненависть. Вдохновляемый мировыми идеями равенства, свободы, лучшего устройства общества, Некрасов писал о жестокости, необходимости свергнуть помещиков и попов, и тогда заживем.

Важный момент для понимания Некрасова – притча о Худеяре. Чуковский: «Причту о Худеяре, призывающей к кровавой расправе над самодержавием, он так удачно замаскировал притчей о богомольцах, что к ней ни разу не придрались цензоры». Притча рассказывается от лица инока, речь идёт о разбойнике, который раскаялся, стал просить прощения у бога, а бог не прощал его. Бог послал ему видение, что он должен ножом, которым резал своих жертв, срезал громадный дуб, и когда дуб рухнет, «цепи греха упадут». Разбойник долго режет дерево. Однажды мимо него ехал помещик Глуховский. Он рассказывает о себе, что он постоянно пытает и вешает крестьян – а это неправда, потому что помещик мог бить крестьян, убивать – единичные случаи. Услышав признание пана, Кудеяр ощутил бешеный гнев. В этом кроется парадокс: если он всё ещё разбойник, он не может гневаться на Глуховского, потому что он тоже резал людей, а если он исправился, то он не может гневаться, он должен сожалеть. Кудеяр убивает Глуховского, и дуб падает. Таким образом, Бог как бы прощает Кудеяра за убийство. Но разве это по-библейски?

В России была совершенно особая атмосфера. В романе «Дар» Набокова его герой пишет роман о Чернышевском, который внесен в роман «Дар». Он почитал всё, что написал Чернышевский, и задумался, почему в России всё произошло. Для того, чтобы понять причины революции, он размышляет над Чернышевском, ищет причину культурного и духовного упадка.
Франк, французский философ, считал, что причина этого – в нигилизме. «Кто любит истину и красоту, того осуждают в равнодушии к народному благу» - пишет он в 1910 году.

В стихотворении «Родина» Некрасов пишет о том, как его отец замучил его мать, но это была неправда, и через 25 лет он покаялся в этом.

НЕКРАСОВ

Гегель: «Идея – водитель душ и мира, руководитель мировых событий».
Особенностью нашего времени является отсутствие социального идеала, в прошлом он был. Если мы поймем, что и как руководит событиям, мы будем готовы встретить наше будущее.

Некрасов начал как поэт-романтик. В русской литературе такие поэты и писатели, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет и др., начали как романтики. Вот что значит дух эпохи. Он пишет такие стихи, как «Ангел смерти», «Ворон, «Водяной», «Пир ведьмы».
Рыцарь (1839) – стихотворение о Роланде, о том, как рыцарь плачет на могиле возлюбленной Заиры. Всё это пришло к Некрасову из западно-европейской романтической литературы.
Он даже издал сборник «Мечты и звуки».
1846 – стихотворение «Ямщик».
1847 – печатает свой первый роман Гончаров, первый очерк из «Записок охотника» - Тургенев. В 1845 появляются «Бедные люди» Достоевского, в 1848 – манифест коммунистической партии Маркса и Энгельса. Всё происходит примерно в одно время. Такова история литературы, это её закономерности. Так можно проследить, как зарождаются идеи, как действуют, и как они, ведя человека в одно место, приводят в совершенно другое.

Стихотворение «Ямщик» - рассказ ямщика седоку о своей жизни. Это не выдуманный Роланд, а понятный всем ямщик. Это стихотворение интересно русскому обществу, потому что Николай I, придя к власти, запретил обсуждать публично проблему крепостного права, и все комиссии, которые он создавал для решения крепостного права, были секретными. Потому и появляется стихотворение. Ямщик рассказывает, как его женили на крестьянке, которая воспитывалась в барском доме, когда сменился наследник, её отправили, как простую крестьянку, работать на скотный двор, а она воспитана как барышня, она не может жить крестьянской жизнью. Она не смогла привыкнуть к этому быту. Эти стихи затрагивают самое больное место русской жизни. В стихотворении использованы просторечия, это – совсем новая, другая поэзия. В это время Некрасов нашел свой самобытный путь, с другой лексикой и другими героями.
Некрасов был народным поэтом, революционным демократом.
В стихотворении «Пьяница» он пишет о том, что положение бедняка безвыходно, и есть лишь одна дорога - к кабаку. В стихотворении «Огородник» он рассказывает о том, как молодого крестьянина полюбила дворянка, но из-за разницы в статусе никакой любви не выходит. Это всё социальные проблемы, которые возникают из-за особого общественного устройства – крепостничества.
«Еду ли ночью по улице темной» - герой вспоминает о судьбе любимой женщины, постоянно несчастной. Все несчастны, все бедны, вот такая была поэзия у Некрасова.
Например, у Некрасова смерть всегда носит важный, социальный характер: либо крестьянина от бедности, либо богача от жадности. Никогда не умирает просто некий человек.
Вся поэзия Некрасова строится на резком контрасте: бедняки все хорошие, вызывают сочувствие, за исключение тех предателей, которые продали свой класс и стали лакеями, и богатые – плохие. У Некрасова нет ни одного положительного героя-дворянина за исключением декабристов с женами – но потому, что они революционеры.
Некрасов был самым популярным поэтом в России, когда его хоронили и Достоевский произнес речь, что он был вторым после Пушкина, молодежь стала кричать, что первым. И можно понять, какие идеи Некрасов давал этим людям.
Некрасов резко противопоставляет судьбы людей в зависимости от их социального положения, у Чехова, например, напротив, все люди не противопоставлены, судьба у всех одна и та же. Таковы различные установки: одна и та же жизнь изображена правдиво, но по-разному.
А Толстой писал, что обращать внимание на то, что возмущает – большой порок, и нужно обращать внимание на хорошее.
«Некрасов для торжества русской революции сделал больше, чем любой другой поэт 19 века» - писал один советский критик. Он был поэт революционной демократии, сторонник революции. Он с благоговением относился к революционерам – Добролюбовым, Чернышевским и Белинским. Его нельзя назвать христианским поэтом, например, потому, что он пишет про Добролюбова, что его послал бог гнева и печали – а разве можно назвать Бога богом гнева и печали?
В России сложилась особая атмосфера уважения к революционеру, а аполитичные поэты, например, Фет, который писал про природу, считаются врагами, поддерживающими самовластие.

Прежде всего, Некрасов рисует широкую картину народной жизни, а народ страдает.
Во-вторых, он указывал на виновников бедственного положения народа – богатых помещиков, дворян и пр. Глупость, лень, сердечная черствость, жестокость – всеми этими пороками наделены представители богатых сословий.
В-третьих, он соединил воедино две сильнейшие страсти: любовь к родине и ненависть к врагам. Те, кто защищает крестьян и выступает против угнетателей – настоящие патриоты. Поэтому Некрасов постоянно пишет о ненависти, что не может иметь отношения к христианству. Любовь у него неразрывна с ненавистью: «и как любил он, ненавидя» и пр. Даже перед смертью он пишет о мщении, которою бедные должны ответить богатым: «любовь, негодованье, мщенье зажги в моей груди». Эта ненависть до сих пор разжигает наше общество.

Некрасов не только воспитывал ненависть. Вдохновляемый мировыми идеями равенства, свободы, лучшего устройства общества, Некрасов писал о жестокости, необходимости свергнуть помещиков и попов, и тогда заживем.

Важный момент для понимания Некрасова – притча о Худеяре. Чуковский: «Причту о Худеяре, призывающей к кровавой расправе над самодержавием, он так удачно замаскировал притчей о богомольцах, что к ней ни разу не придрались цензоры». Притча рассказывается от лица инока, речь идёт о разбойнике, который раскаялся, стал просить прощения у бога, а бог не прощал его. Бог послал ему видение, что он должен ножом, которым резал своих жертв, срезал громадный дуб, и когда дуб рухнет, «цепи греха упадут». Разбойник долго режет дерево. Однажды мимо него ехал помещик Глуховский. Он рассказывает о себе, что он постоянно пытает и вешает крестьян – а это неправда, потому что помещик мог бить крестьян, убивать – единичные случаи. Услышав признание пана, Кудеяр ощутил бешеный гнев. В этом кроется парадокс: если он всё ещё разбойник, он не может гневаться на Глуховского, потому что он тоже резал людей, а если он исправился, то он не может гневаться, он должен сожалеть. Кудеяр убивает Глуховского, и дуб падает. Таким образом, Бог как бы прощает Кудеяра за убийство. Но разве это по-библейски?

В России была совершенно особая атмосфера. В романе «Дар» Набокова его герой пишет роман о Чернышевском, который внесен в роман «Дар». Он почитал всё, что написал Чернышевский, и задумался, почему в России всё произошло. Для того, чтобы понять причины революции, он размышляет над Чернышевском, ищет причину культурного и духовного упадка.
Франк, французский философ, считал, что причина этого – в нигилизме. «Кто любит истину и красоту, того осуждают в равнодушии к народному благу» - пишет он в 1910 году.

В стихотворении «Родина» Некрасов пишет о том, как его отец замучил его мать, но это была неправда, и через 25 лет он покаялся в этом.

Чернышевский «Что делать»

Написан в петропавловской крепости и до сих пор не понятно как его напечатали. Есть верся, когда принесли на цензуру – решили, что раз его выпустили, можно печатать; есть еще, что прочитала, увидели несовершенства, и решили что содержание будет дискредитировано.

Пользовался необыкновенной популярностью, даже не сравнить с Толстым, Достоевским. И по влиянию тоже нельзя сравнить ничто.

Он породил целую литературу. «Антинигилистический роман».

Весь легион писателей стали писать романы, чтобы опровергнуть Чернышевского (Лесков, Толстой, Достоевский – тоже).

Не появились бы «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Записки из-под полья» - их нельзя понять не знаю «Что делать?»

Молодежь восприняла как новое Евангелие. И это притом, что Чернышевский говорил, что у него «нет и тени художественного таланта» и действительго так

«Роман Чернышевского со стороны искусства ниже всякой критики он просто смешон, прочел его с вниманием и даже с удовольствием».

Другой парадокс, что против него выступили все писатели, так как знали к чему приведут эти идеи, «водители народов».

«Они разрушат храмы и изольют кровью землю»

в романе проповедовалась истина

«истина хорошая вещь, она вознаграждает писателя». – и он прекрасно знал об этом.

Маркс, Энгельс и все вокруг говорят – мир устроен несправедливо, мы исправим.

Эта идея охватила всех людей. – социализм охватил весь мир

А на Достоевского и Толстого даже внимания не обратил.

Успех был обеспечен:

1. его правдой (критик «герои его нарушили ряд статей уголовного кодекса: о похищении незамужней женщины ее согласия; об упорном неповиновении родительской власти; о сводничестве мужьями своих жен; о браке без согласия родителей;). Против семейного деспотизма. Вера Павловна делит поровну доход между своими работницами. Правда – недостатки и пороки, общество несправедливо, не было социального и полового равенства.

2. И ложь – сейчас плохо, а потом будет рай на земле. Только слушайте нас

«люди любят идиллию» - он и написал идилиию.

Идеи равенства; борьбы с деспотизмом.

Он предложил «новым» людям этику БЕЗ БОГА

Чтобы построить дом надо точно знать, как строить дом. Наука нам сообщает истинное и мы понимаем, как она права.

В 19 веке есть одна область, которая не регулируется законом, наукой – общение между людьми. И это вопрос этики.

До этого – основывалось на божественных заповедях.

Почему нельзя убивать? «Не убий». – сказал создатель этой Вселенной.

А с другой стороны, не смешно ли руководствоваться не наукой, а какими-то «старыми байками в старой книге под названием Библия».

В 19 веке сказали – МЫ ПОСТРОИМ ЭТИКУ НА РАЗУМЕ (БЕЗ БОГА)

Эта теория называется «разумного эгоизма» (Бентам и Миль - англичане). На этой теории основан капитализм.

«всякий человек стремится к собственному счастью на этой земле» - противоречит религии.

Постоянное столкновение личных интересов. Сердюков, который ворует. И Гейтс, который создал корпорацию.

«les affaire» - позволять делать что-либо. Гос-во позволяет делать что-то полезное.

Чернышеский хотел усовершенствовать эту идею.

Но нельзя же построить этику полностью на разуме.

Жюли – бывшая французская проститутка.

Все идеи – о равноправии полов – сейчас родились.

Лопухов спас Веру Павловну от матери ее, которая хотела выдать замуж за плохого человека. «И не думал жертвовать.. как для меня лучше, так и сделал, не такой человек, чтоб приносить жертву… сапоги всмятку…как приятнее, так и поступаешь». – это софистика. Это неправда Чернышевского.

Сапоги всмятку – метафора абсурда. А жертвовать – это главное в христианстве.

Различение эгоиста (эгоист за счет зла) и альтруиста (за счет унельзя производить по этому критерию.

Человек, какой бы цели ни достигал, всегда получает удовлетворение. – поэтому не может быть критерием для рассуждения.

Теория разумного эгоизма родилась в капиталистических странах, в человеческих условиях. Но охватить-то она полностью всю жизнь не может.

Наивысшая производительность труда, когда свободный рабочий.

Вся истина, нужная человеку, уже выражена в передовых книгах.

Как рахметов становится передовым человеком. «скажите какие мне книги прочитать». Как стал передовым человеком в 17 лет – читает. (а у Волконского – любовь, смерьть)

Тут уже закладывается идея деспотизма. Прочитал книгу – человек; а если не нашел – то извините

Чернышевский красоту слова подменяет количественным критерием.

У толстого все без книг

Рационализм – необыкновенная вера в теорию.

«мы требудем от людей полного наслаждения жизнью мы должны своей жизнью свидетельствовать не для себя лично, а для человека вообще. Говорим не по желанию, а по убеждению.» Рахметов. Он ради идеи не есть булки с кофе, а спит на гвоздях.

Очень нужно видеть противоречия.

Терия, которая была у Лопухова и Кирсанова, без труда раскрывала все вопросы жизни. Эта теория открывала всю внутреннюю жизнь человека

У Достоевского – теория Раскольникова. ДОстоевский больше всего боялся, что люди будут жить по теории. «для того чтобы правильно поступать одного ума мало»

И поэтому нельзя построить государство по теории. Все строится должно по прошлому.

По теории –

«очень поучительно его развязность грубых рассуждений о людях думающих не так как он» - писал Толстой о Чернышевском (он думал, что он знает истину. Очень ругался на великих математиков)

интересы человека искажают сознание, искажают видеть то, что есть на самом деле.

«чернышевский по своей наивности описал модный публичный дом» - Герцен про сон Веры Павловны.


Достоевский «Записки из Подполья»

Социализм – одна из основных тем, на которые размышлял Достоевский.

«я хочу жить с верою, что наши русские люди будут жить в достатке»

«я верую в полное царство христа, ккак оно сделается – трудно предугадать и пребудет царство мысли и света, и будет у нас в России раньше, чем может быть»

«и потому хотя коммунизм наверно и будет и восторжествует, но мигом провалится. Утешения в этом не будет»

«высшая нравственная идея, выработавшаяся в западе – есть грядущий социализм и его идеалы»

«Христом ли спасется мир или совершенно противоположно»

сравнивает идеал социалистический и идеал Христа

1821-

поступил в военно-инженерное училище, маол работал по профилю.

Опубликовал «Бедные люди». Григорович и Некрасов поздравляли его. В 45 году

Затем пишет «Двойник», «Господин Прохорчин», «Хозяйка» - и не умеют успеха, хотя были более оригинальны

48 год – важнейшее событие. Революция в европе. В 49 году за это достоевского арестовывают за то, что входил в кружок Петрашевского. Ни говорить, ни писать о социализме нельзя было. Из-за страха перед революцией – полиция арестовывает этот кружок.

Их приговаривают к смертной казни. Все посчитали это нормальным, никто не возмутился и ДОстоевский тоже не возмущался.

Вывели на Семеновский Плац, надели балахоны, примчался курьер – расстрел заменили 4-летней каторгой.

Достоевский описал эти чувства – в «Идиоте». это вызвало эпилепсию.

В 49 году сослали на каторгу. Брату писал 22 дек – «БРат, я не уныл и не упал духом жизнь есть жизнь жизнь есть внутри вас… остаться человеком навсегда. Не уныть и не упасть – вот в чем смысл. Та голова, которая жила искусством.. теперь ее нет»

В 59 году разрешают вернуться.с этого времени начинается второй период. Он боится цензуры. Лучшее произведение – «Записки из Мертвого дома» (рассказал о своей каторге, и народе).

Толстой написал критику Страхову – ничего не знаю в русской литературе лучше, включая и пушкина.

«И вот я остался вдруг один и сталось страшно вся жизнь переломилась надвое» – 64 год

он в свои 43 года пишет свои лучшие романы. Преступление и наказание, Идиот, Бесы, Подросток, Братья Карамазовы

Вступлением к романам – «Записки из-под полья». Здесь все проблемы, которые он потом будет излагать в других романах.

Повесть прямо связана с «Что делать?».

Направлена на полемику с Чернышевским.

«но все это золотые мечты…кто первый сказал…что человек делает пакоститолько потому, что ничего не знает… а если его просветить – увидел бы в добре собственную выгоды…» = разумный эгоизм

чернышевский = «о младенец о чистое невинное дитя да когда же бывало когда человек действовал только для своей выгоды».

Излагает теорию чернышевского и опровергает ее.

Записки из подполья написаны гениальным, то есть с дарованием, которое дает новое правило искусству (по канту). Он вывел такого героя, которого в литературе не было.

Вс герои – обладали опредали определенными качествами, а герой «записок» - человек, у которого нет никаких свойств. Достоевский показал такого героя, черты которого находит каждый человек. Он также воплотил черты эпохи.

«я человек больной, я злой человек, я думаю что у меня болит печень…хотя медицину уважаю, хотя я суеверен на то чтобы уважать медицины».

Был чиновником, когда приходили просители за справкой, наслаждение когда огорчал

Это я соврал что я был злым со злости наврал.

Я не только злым, но и ничем не смог сделаться,… ни героем ни насекомым».

Он еще хуже насекомого и подлеца – он не смог им сделаться

Теперь же доживаю в своем углу утешением, что серьезный человек не сможет сдеться ничем, а глупы – делается.

Человек 19 века и должен быть бесхарактерным, без свойств,

»

почему не смог сделаться – сознание –это болезнь

скажу вам торжественно, что хотел стать насекомым. слишком сознавать - это болезнь. но слишком это сознавать - настоящая болезнь.

Человек 19 века и тем более обитать в Петербурге, самым умышленным

Почему сознание болезнь – потому что она не дает человеку возможности ЖИТЬ. Жить – значит совершать самостоятельные поступки, потому что поступки и не может совершать. Разум не может дать человеку основание для поступка.

Всякое сознание – болезнь.

Оставим это на минуту… скажите мне вот что отчего так бывало что в те самые минуты когда был способен создавать чтото прекрасное и высокое

Мне случалось не только сознавать а делать такие деяния, которые приходились того, когда я осознавал, что не надо делать

Он создает высокое и прекрасное

Как Достоевский относится? Подполье, поэт подполья, это моя слава, ибо тут правда

Он не может отомстить не потому что он трус и не ленив, «он не может себя уважать».

Вступает в полемику с идеями социализма. У него особая манера – вы обещаете построить совершенное общество, искходя из представления о выгоде человека.

Выгода – спасти Веру Павловну из подвала. А Достоевский пошел – «вы неправильно определяете выгоду человека»

Какая же самая большая выгода для человека? Свободное хотение.

«свое собсттвенное, вольное хотение, свой собственный пусть и самый дикий каприз, своя фантазия».

Эта выгода все теории разрушает, так как человек непонятно о чем мыслит.

Что же такое свободное хотение? Это самое больше хотение, так как оставляет самое главное и самое дорогое (нашу личность и нашу индивидуальное)

Пытались обвинить Достоевского в индивидуализме.

Личность – внутренняя свобода. Зато она дает наибольшое удовлетворение в жизни.

Для Достоевского самая прекрасная личность – Иисус Христос (может свободно собой пожертвовать, высшая мера свободы человека).

«свободное хотение»

если в начале герой говорит, что сознание – болезнь и зло; а потом говорит – что он никогда от него откажется. И разум это тоже не болезнь. «я не хочу мыслить и жить что наши русские будут образованны и развиты очеловечены и развиты» «я верую в полное царство христа. И прибудет всеобщее царство мысли и света».

«вас есть и правда, но в вас нет целомужрия. Вы из самого мелкого тщеславия несете позор на базар. У вас нет рушимости это высказать. Вы хвалитесь сознанием, но вы только колеблетесь. А без чистого сердца – полного сознания не будет»

причина подполья – нет ничего святого. Когда нет ничего, кроме разума

может быть имея святое человек живет такой полной и счастливой жизнью, которой может жить человек (Достоевский увидел, что это теряется)

2 часть – события. Теперь рассказывает как человек живет.

Мереет человека по мере способностей любить и дружить. Он даже не может быть любимым, и друзей тоже не может иметь. Он неполноценная личность

Всякий порядочный человек есть трус и раб

Дружба:

Ни с кем не общался (в этом и смысл подполья, куда человек скрылся от всего мира. Подполье он носит и в душе своей).

Он ни на чем не может остановиться – подло исповедоваться, а признаться – еще подлее

«чин почитали за ум, толковали о местечке». Ему противопоставлены герои с неразвитым сознанием – негативны.

А в чем беда – у них нет НИЧЕГО святого.


Братья Карамазовы

Цель написания «Братьев Карамазовых» - апологетика учения Христа.

Это произведение прежде всего обращено к атеистам. Не православные лучше понимают «БК», а атеисты.

Он строит свой роман как полемику с атеизмом. Со стороны атеизма, он выставляет такие доводы, которые современные атеисты не знали, более сильные. Он идет навстречу атеизму, он понимает его.
самый сильный довод против веры – детские страдания (в главе «Бунт»). «вот ты бы согласился стать архитектором здания, которое будет построено на страданиях детей?... а есть существо, которое готово простить всех и за все». – и это существо – Иисус Христос.
это была вера самого Достоевского. Есть те, кто живут как во сне – радуются жизни, когда все благополучно; а когда не удачи – как мне не везет. Есть те, кто говорят, что «мир устроен несправедливо, мы построим гармоничное общество, только надо кого-то убить. Достоевский предсказал это.

Да, общество несправедливо, дети страдают. Но есть Иисус, который готов все простить.
в ответ на это Иван говорит Алеше – легенду о великом инквизиторе.

это антиутопия, результат, к которому приходит, несчастное будущее.

Утопия в обсуждении Ивана Засимы.

Антиподы.

Засимы говорит, что гос-во исчезнет и вместо него возникнет свободныЙ, духовный союз людей, церковь как свободный союз людей без насилия.

А Великий Инквизитор хочет построить свое гос-во на насилиии на лжи. Поэма. В 15 веке Иисус видит как сжигают еретиков, все на него смотрят. Инквизитор его арестовывает и в темнице рассказывает точку зрения, как устроиться в этом мире. Ты не имеешь право приходить снова. Твоя вера никуда не годна, мы ее переделали. (церковь исказила христову веру). «Не ты ли тогда говорил, хочу сделать вас свободными». Свобола объясняет ВСЕ. 15 веков мы мучались с этой свободой. Теперь это кончено. Ты принес людям свободу, которую они не в силах вынести (внутренняя свобода, которая закл в праве и решении в том, что есть добро и что есть зло. Она предполагает ответственность).ты бы лучше послушался дьявола и взял бы то, что он тебе предлагал – хлеб, чудо, меч, если бы с помощью этого управлял – все были бы счастливы. Христос по его мнению, принес только свободу для единиц. Страшный и умный дух самоуничтожения и бытия – говорил с тобой в пустыне и искушал тебя.

Именно в появлении этих трех вопросах

Или чудо, или Бог. – Иван Карамазов, Достоевский, Христос.

Если человек отвергнет чудо, то отвергнет Бога, так как человек ищет чудес. Тогда человек подвергнется бабскому колдовству.

Христос не хочет создавать чудес, потому что не хочет поработить людей. «ты не сошел с…жаждал свободной любви».

В конце-концов они свободу получат и они снова к нам придут и тогда мы построим новое гос-во. Тоталитарное – отсутствие торговли; начальство распределяет, созданное руками трудящихся, страна принудительного труда; вмешательство в частную жизнь; «в свободное от труда жизнь мы устроим как детскую игру, будем позволять или запрещать иметь детей, любовников. Тогда мы дадим тихое и смиренное счастье. (ну как во сне 4-м Веры Павловны)».

Полноценной жизнью живет только тот, кто живет свободной.

Легенда кончается тем, что Леша говорит «это не хула на христа, а хвала». «Весь секрет твоего инквизитора, что он не верит в Бога».

ЗАСИМА: люди объединятся добровольно. Провозгласил мир свободу, видим только рабство и самоубийство. Ибо мир говорит – имеешь потребности, а потому насыщай их. Не бойся насыщать их, а даже преумножай. Понимая свободу, как преумножение искажают природу свою, пораждают привычки вредные. «вещей накопили много, а радостей стало меньше». Человек растворяется в вещах.

Что есть ад? Страдания о том, что нельзя более любить.

(чем меньше человек имеет потребностей, тем он свободнее).

«я есмь и я люблю». Чем человек больше отдают в любви, тем больше он получает.

Только на том свете мы увидим полную истину. А здесь она недоступна, мы о ней можем только спорить. Взамен этого – есть драгоценный образ Христов. Человек не может быть охвачен никакой земной оценкой – все люди равны, потому и свободны.

(а в этом несчатье героя «Записок из подполья»).
Бог взял семена из мира иных, если уничтожается в тебе жизнь в тебе. Возненавидишь жизнь, если нет ощущения связи с мирами иными. – потому и мучает себя герой «записок», он загоняет себя в рамки, сравнивает себя с другими.

«Я есмь я люблю»- любить можно только свободу, свободную любовь.

«Надрывы» - тут любовь несвободна. Из любви к славе «святой» клал себя.

или «я ему богом буду» - любит Катерина Ивановна Дмитрия; она любит не его, а свой надрыв. Также несвободно Грушенька любит Поляка – «я может не его люблю, а слезы свои».
отсюда и эпиграф про «зерно».

Самое главное – это любовь к жизни. Это основа всего. Это есть двигатель человека на протяжении понимания смысла жизни.

Алеша: «я думаю, что все должны прежде всего жизнь полюбить. Непременно так, полюбить непременно, чтобы прежде логики. Тогда и я смысл поймы». (не больше смысла – а прежде).
Иван: «есть ли в мире такое отчаяние, которое победило бы во мне любовь к жизни».
речь идет о любви к жизни, а не к майонезу, не к удовольствиям.

«МНого несчастий принесет тебе жизнь и ты ими счастлив будешь». – говорит засим алеше.
Все, кроме Смердякова, который «некрофил», который влеком к смерти. В детстве очень любил вешать кошек, а потом хоронить. Стыдится своей матери, ненавидит Россию.

А смысл жизни в книге – любовь к бессмертию. Алеша еще в ранней юности сказал – хочу жить до бессмертия.
отрицание необходимо, чтобы быть бесконечным.


Гланый атеист – Иван Карамазов. Он опровергается, логично. Теория от Миусова: На всей земле нет ничего такого, чтобы люди любили себе подобных. Нет такого закона природы. Если есть любовь на земле только потому что люди веровали в свое бессмертие.(бога). Но этого мало –

КАК ОПРОВЕРГАЕТСЯ ЕГО ТЕОРИЯ?

Разговор Ивана с Чертом, который является не как сверкающий демон, а как Федя Приживалщик. Черт – второе Я Ивана. Приживалщик – живет в благородной позе, «бедные дети…». Не принимая ответственность, он теряет свободу.

Засима говорит, что каждый человек за все, что происходит на земле – ответственен.

Иван после разговора с Алешей, когда рассказал об Инквизиторе. Встречает у калитки Смердякова – предлагает убить отца, чтобы получить деньги.


Лев Николаевич Толстой

1910 год на смерть толстого:

«Ни один король на смертном одре…никогда не выхывал к себе такого всеобщего внимания. Его частная жизнь связана с существованием

«сегодня человечество в трауре» - франц

«нет ни одного человека…» - таймс, лондон
«ни человека мы хороним, а целый мир…» - итальянская газета

Индия, Токио – все писали

Вера, чтобы жить, она должна вступать в диалог. А наша католическая церковь отлучила Толстого.

Никакой трагедии у Толстого из-за разрыва с церковью не было. Переживал из-за отношений с женой, которая не пошла по его пути.

«Один из самых необыкновенных людей когжа-либо живших на свете» - Бунин

Толстой сам себя воспитал – «самодидакт» (Набоков так сказал). Домашнее образование, пытался в университете, но так и не закончил. Знал очень много языков. А за три месяца за спор с Фетом выучил древнегреческий язык. («получил ваше письмо, но не отвечал, потому что с утра до ночи изучал греческий язык…как я счастлив, что на меня бог наслал эту дурь, из всего истинно …»

В его библиотеке в Ясной Поляне – 15 тыс книг.

В 91 году «алексей митрофаныч показал мне дифференциальные вычисления, я понял – очень хорошо». до конца жизни это сохранил.

Письма к детям и к жене можно издать как педагогическое пособие. Он вникал в малейшие детали. Ничто (ни семья, ни разведение свиней) не было главным для толстым, это. всю жизнь он отдал тому, чтобы его жизнь была как можно лучше. «мы все думаем., что наша обязанность, это делать разные дела – воспитывать детей, написать книгу, а для нас это всегда одна – чтобы жизнь наша была разумным делом»

Он держал мысли для общественного употребления, - писал он про героя. А для Льва Николаевича было, чтобы для личного употребления.

К жизни он относился необыкновенно: «все серьезнее отношусь к жизни» - перед смертью.

Он не признавал никакого несчастья, кроме одного – неправильно понимаешь жизнь.

«-Ты постоянно так, нынче одно, завтра другое, - Софья Андреевна, жена
-всякий должен менять, делать жизнь лучше, - Толстой»

«Учись жить».

Письма и дневники на протяжении всей жизни писал, кроме художественных увлечений – с 19 лет и потом уже во время болезни дочь дописывала.

1884 «Мне так было ясно, что жизнь есть исполнение нашего долга».

Тургенев был хроникером общественного движения

Достоевский искал Бога

А у Толстого была другая задача «сообщать другим людям те мысли, верования, которые сделали радостными»

1859 он писал «стыдно когда подумаешь – люди плачут, умирают, когда я буду писать о том, как она его полюбила».

У толстого не было пессимистического творчества.

Он оставлял творчество – в начале 50-х.

Дебютировал в 52 году с «Детством», вернулся, написал «Войну и Мир», «Анну Каренину», потом опять ушел, искал веру христианскую, очищенную от лжи.

Во времянаписания «Анны Карениной» настал кризис. Когда левин прятал от себя шнурок во время охоты – это он о себе писал.

«Война и мир» - это теодицея (богооправдание). В 17 веке – был популярным жанром.

Как надо понимать и как надо читать литературу, все сказано.

«Люди мало чуткие к искусству думают часто, что худож пр-е про одно лицо и одни события их связывают». Но единство создается, «цемент» есть не единство лиц и положений, а самобытного нравственного отношения автора к предмету.

Мысль не тольско в поступках, но и в разговорах героев.
Безухов разочаровывается в жизни после дуэли с долоховым. Он думал о самых простых вещах, но о которых мы мало задумываемся. Что плохо, что хорошо; для чего жить и что я такое; что такое жизнь и что такое смерть.

….Ничего нет верного и прочного в этом мире, что хорошо для одного – для другого плохо. Смерть все кончит…

толстой искал «за что ухвватиться», он верил, что духовно можно победить смерть

бог открывается человеку по мере того, как он совершенствуется. На собственном жизненном опыте убеждаются на том, что бог есть.

Что такое вера? Это сила в жизнь. Если человек живет, то он во что-то верит. – В Исповеди Толстой говорил.

Безщухов уезжает из тбрьмы счастливым. «Делать добро это единственное счастье» _ в разговоре с Болконским. А он ему ответил «Ты не знаешь что такое добро и зло».
если есть бог и истинная жизнь, то есть жизнь, счастье….
Надо жить, любить и верить…а жили и будем жить во всем – ответил Пьер. Андрей Болконский соглашается. Он не верит в бога, но хочет верить в него (как было бы хорошо верить, как верить Марья)

Счастье Андрей и Наташи показало Безухову, что он не может без любви быть счастливым. И он опять прячется от жизни, разочарован. Потом наступает война 12 года, понимает, что любит Наташу. Любовь возраждает его. Он видит как расстреливают французы русских крестьян,. «с той минуты как пьер увидал это страшное убийство..в душе его было выдернуто все, в нем уничтожилась вера в благоустройство мира…и бога».

Встречается с Платоном Каратаевым и возвращает его к жизни. Чувствовал, что прежде разрушенный мир на каких-то новых незыблемых основах возрождается жизнь.

Толстой проводит своих героев через все жизненные испытания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: