Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой»: проблематика, мифопоэтика
Практических занятий
ПЛАНЫ
Тема 1:
Идейно-художественные особенности повести В. Белова «Привычное дело»
Задание:
1. Дайте письменно речевую характеристику любого из персонажей повести.
2. Найдите в повести пейзажные описания и определите их идейно-художественную функцию.
План
1. Изображение народной жизни в повести (глава «На бревнах»).
2. Образ Ивана Африкановича (особенности характера и мировосприятия, эволюция образа).
3. Социально-психологическая характеристика Катерины.
4. Образ бабки Евстольи и смысл ее сказки о пошехонцах в контексте произведения.
5. Идейно-художественный смысл главы «Рогулина жизнь» и ее место в композиции повести.
6. Прием многоголосия в повести, авторская позиция.
Литература
1. Белов В. Привычное дело (любое издание).
2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература учебное пособие: В 2 т. М., 2003 (книга 2: Семидесятые годы. Глава «Тихая лирика» и «деревенская проза»).
Тема 2:
Задание:
1. Выпишите из «Мифологического словаря» определения понятий «миф», «мифопоэтика».
2. Охарактеризуйте один из мифопоэтических образов в повести (письменно).
План
1. Смысл заглавия повести, проблематика, художественный конфликт.
2. Сюжет повести: природный цикл и сюжетостроение.
3. Образ Дарьи и его функция в структуре произведения.
4. «Отцы» и «дети» в повести: конфликт поколения.
5. Мифопоэтические образы.
6. «Царь-дерево» как центр мироздания в повести.
Литература
1. Распутин В. Прощание с Матерой (любое издание).
2. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века: учебное пособие. М., 2009 (глава «Идея круговорота как гармонического мироустройства», «Мифопоэтическая модель мира»).
Тема 3:
Повествование в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба»:
Задание:
1. Подготовить сравнительную характеристику образов Акима и Гоги Герцева (письменно)
2. Найти в главе «Капля» развернутые природные описания и прокомментировать их (устно)
План
1. Тематика и проблематика повествования «Царь-рыбы».
2. Центральная идея и особенности ее воплощения в произведении.
3. Образ Акима (характеристика, художественная функция).
4. Образы браконьеров (первая часть произведения).
5. Воплощение этического идеала автора в главе «Уха на Боганиде».
6. Композиционная структура повествования в рассказах (принцип антитезы, фрагментарность, система мотивов, взаимосвязь начала и финала).
Литература
1. Астафьев В. Царь-рыба (любое издание).
2. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века: учебное пособие. М., 2009 [главы "Натурфилософский «манифест» В. Астафьева (повествование в рассказах «Царь-рыба»)", "Сюжет, композиция, жанр, творческая история («Царь-рыба» В. Астафьева)"].
Тема 4:
«Московские повести» Ю. Трифонова («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь»)
Задания:
1. Выписать из «Литературного энциклопедического словаря» определение понятия «цикл».
2. Раскрыть связующую роль в цикле одного из мотивов (по своему выбору) – письменно.
План
1. Тема города и нравственная проблематика повестей.
2. Повесть «Обмен»: смысл заглавия, характер конфликта, особенности жанра.
3. Испытание повседневностью, бытом в повестях «Предварительные итоги», «Долгое прощание». Особенности психологизма.
4. Своеобразие художественного конфликта в повести «Другая жизнь» (мотивы несовместимости, непонимания, мещанства и др.).
5. Циклообразующие связи в «городских повестях» Ю. Трифонова и их жанровое своеобразие.
Литература
Повести Ю. Трифонова (любое издание).
Иванова Н. Проза Юрия Трифонова. М., 1986.
Оклянский Ю. Юрий Трифонов. М., 1987.
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 2-х т. М., 2003 (книга 2: Семидесятые годы, глава «Интеллектуальная тенденция).
Тема 5:
Идейно-художественное своеобразие романа Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей»
Задание:
Раскрыть смысл заглавия «Факультет ненужных вещей» в контексте романа (письменно).
План
1. История создания и публикации романа.
2. Тематика и проблематика.
3. Смысл заглавия романа.
4. Образ Зыбина в художественной структуре романа.
5. Образ Корнилова и тема предательства.
6. Сюжет, композиция и жанровое своеобразие романа.
Литература
1. Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей (любое издание).
2. Штокман И. Стрела в полете // Вопросы литературы. 1989. № 3.
3. Зверев А. «Глубокий колодец свободы…» // Литературное обозрение. 1989. № 4.
4. Золотусский И. Палачи и герои // Золотусский И. Крушение абстракций. М., 1989.
Тема 6:
Поэзия: «громкая» и «тихая» лирика, традиционное и новое *
Задание:
1. Подготовить доклад и презентацию по творчеству поэта (см.: список литературы).
2. Анализ нескольких стихотворений (по своему выбору), письменно.
* Занятие, рассчитанное на 4 часа, проходит в форме конференции, на которой студенты выступают со своими докладами по творчеству отдельного поэта и презентациями (темы подбираются индивидуально с учетом пожеланий студентов).
Тема 7: