double arrow

Философия природы, экологические проблемы, художественная структура


Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой»: проблематика, мифопоэтика

Практических занятий

ПЛАНЫ

Тема 1:

Идейно-художественные особенности повести В. Белова «Привычное дело»

Задание:

1. Дайте письменно речевую характеристику любого из персонажей повести.

2. Найдите в повести пейзажные описания и определите их идейно-художественную функцию.

План

1. Изображение народной жизни в повести (глава «На бревнах»).

2. Образ Ивана Африкановича (особенности характера и мировосприятия, эволюция образа).

3. Социально-психологическая характеристика Катерины.

4. Образ бабки Евстольи и смысл ее сказки о пошехонцах в контексте произведения.

5. Идейно-художественный смысл главы «Рогулина жизнь» и ее место в композиции повести.

6. Прием многоголосия в повести, авторская позиция.

Литература

1. Белов В. Привычное дело (любое издание).

2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература учебное пособие: В 2 т. М., 2003 (книга 2: Семидесятые годы. Глава «Тихая лирика» и «деревенская проза»).

Тема 2:

Задание:

1. Выпишите из «Мифологического словаря» определения понятий «миф», «мифопоэтика».

2. Охарактеризуйте один из мифопоэтических образов в повести (письменно).

План

1. Смысл заглавия повести, проблематика, художественный конфликт.

2. Сюжет повести: природный цикл и сюжетостроение.

3. Образ Дарьи и его функция в структуре произведения.

4. «Отцы» и «дети» в повести: конфликт поколения.

5. Мифопоэтические образы.

6. «Царь-дерево» как центр мироздания в повести.

Литература

1. Распутин В. Прощание с Матерой (любое издание).

2. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века: учебное пособие. М., 2009 (глава «Идея круговорота как гармонического мироустройства», «Мифопоэтическая модель мира»).

Тема 3:

Повествование в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба»:

Задание:

1. Подготовить сравнительную характеристику образов Акима и Гоги Герцева (письменно)

2. Найти в главе «Капля» развернутые природные описания и прокомментировать их (устно)

План

1. Тематика и проблематика повествования «Царь-рыбы».

2. Центральная идея и особенности ее воплощения в произведении.

3. Образ Акима (характеристика, художественная функция).

4. Образы браконьеров (первая часть произведения).

5. Воплощение этического идеала автора в главе «Уха на Боганиде».

6. Композиционная структура повествования в рассказах (принцип антитезы, фрагментарность, система мотивов, взаимосвязь начала и финала).

Литература

1. Астафьев В. Царь-рыба (любое издание).

2. Смирнова А.И. Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века: учебное пособие. М., 2009 [главы "Натурфилософский «манифест» В. Астафьева (повествование в рассказах «Царь-рыба»)", "Сюжет, композиция, жанр, творческая история («Царь-рыба» В. Астафьева)"].

Тема 4:

«Московские повести» Ю. Трифонова («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь»)

Задания:

1. Выписать из «Литературного энциклопедического словаря» определение понятия «цикл».

2. Раскрыть связующую роль в цикле одного из мотивов (по своему выбору) – письменно.

План

1. Тема города и нравственная проблематика повестей.

2. Повесть «Обмен»: смысл заглавия, характер конфликта, особенности жанра.

3. Испытание повседневностью, бытом в повестях «Предварительные итоги», «Долгое прощание». Особенности психологизма.

4. Своеобразие художественного конфликта в повести «Другая жизнь» (мотивы несовместимости, непонимания, мещанства и др.).

5. Циклообразующие связи в «городских повестях» Ю. Трифонова и их жанровое своеобразие.

Литература

Повести Ю. Трифонова (любое издание).

Иванова Н. Проза Юрия Трифонова. М., 1986.

Оклянский Ю. Юрий Трифонов. М., 1987.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 2-х т. М., 2003 (книга 2: Семидесятые годы, глава «Интеллектуальная тенденция).

Тема 5:

Идейно-художественное своеобразие романа Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей»

Задание:

Раскрыть смысл заглавия «Факультет ненужных вещей» в контексте романа (письменно).

План

1. История создания и публикации романа.

2. Тематика и проблематика.

3. Смысл заглавия романа.

4. Образ Зыбина в художественной структуре романа.

5. Образ Корнилова и тема предательства.

6. Сюжет, композиция и жанровое своеобразие романа.

Литература

1. Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей (любое издание).

2. Штокман И. Стрела в полете // Вопросы литературы. 1989. № 3.

3. Зверев А. «Глубокий колодец свободы…» // Литературное обозрение. 1989. № 4.

4. Золотусский И. Палачи и герои // Золотусский И. Крушение абстракций. М., 1989.

Тема 6:

Поэзия: «громкая» и «тихая» лирика, традиционное и новое *

Задание:

1. Подготовить доклад и презентацию по творчеству поэта (см.: список литературы).

2. Анализ нескольких стихотворений (по своему выбору), письменно.

* Занятие, рассчитанное на 4 часа, проходит в форме конференции, на которой студенты выступают со своими докладами по творчеству отдельного поэта и презентациями (темы подбираются индивидуально с учетом пожеланий студентов).

Тема 7:


Сейчас читают про: