double arrow

Практические занятия. Учебно-методический комплекс дисциплины


Тема 5.Военная проза1960 – 70-х годов.

Лекции

ТЕМАТИКА

ДО: 20 лк.; 16 пр. зан. Экзамен

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Русская литература 20 века (60 – 70-е годы)»

(2010 – 2011 учебный год)

Форма обучения – очная

Лекции – 20 часов

Практические занятия – 16 часов

Самостоятельная работа студентов – 56 часов

Экзамен – 9 семестр

Всего – 92 часов

Наименование темы Всего часов Виды учебных занятий СРС
Лекции Практич.
1. Периодизация русской литературы ХХ века. Особенности литературного процесса конца 60-х – 70-х годов ХХ века. Основные литературные направления  
2. Деревенская проза: онтологические проблемы, идейно-художественное своеобразие
3. Новеллистика В. Шукшина  
4. Натурфилософская проза: проблематика, поэтика
5. Военная проза1960 – 70-х годов  
6. Городская проза.
7. Творчество Ю. Домбровского (романы «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей»)
8. Поэзия: основные тенденции, имена, особенности  
9. Пути развития драматургии
  Итого

Тема 1. Периодизация русской литературы ХХ века. Особенности литературного процесса конца 60-х – 70-х годов ХХ века.

План:

1. Периодизация русской литературы ХХ в. («период» как научное понятие, критерии периодизации, место изучаемого периода в контексте периодизации русской литературы ХХ в.).

2. Особенности литературного процесса второй половины 1960-х – 70-х годов. Основные литературные направления.

Тема 2. Деревенская проза: онтологические проблемы, идейно-художественное своеобразие.

План:

1. Эволюция деревенской прозы: проблематика, поэтика.

2. Идейно-художественный смысл прозы о деревне («Матренин двор» А. Солженицына, «Привычное дело» В. Белова).

3. От «социально-аналитической» к философской («Последний срок», «Прощание с Матерой» В. Распутина).

4. Деревенский эпос: «Братья и сестры» Ф. Абрамова, «Последний поклон» В. Астафьева.

Тема 3. Новеллистика В. Шукшина.

План:

1. Жанр рассказа в творчестве В. Шукшина и тип героя.

2. Проблематика рассказов.

Тема 4.Натурфилософская проза: проблематика, поэтика.

План:

1. Особенности идейно-художественного течения, смысл понятия «натурфилософия».

2. Проблематика и жанровое своеобразие.

План:

1. Эволюция военной прозы 1960 – 70-х годов.

2. Осмысление войны в произведениях В. Астафьева, Е. Носова, В. Кондратьева и др.

3. «Жизнь и судьба» В. Гроссмана как эпос о Великой Отечественной войне.

Тема 6. Городская проза 1960 – 70-х годов.

План:

1. «Городской текст» и проблемы его изучения.

2. Урбанистическая проблематика в прозе 1960 – 70-х годов.

3. «Московский цикл» в творчестве Ю. Трифонова.

Тема 7.Творчество Ю. Домбровского: проблематика, художественное своеобразие.

План:

1. Романная дилогия «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей»: история создания, жанровое своеобразие.

2. «Факультет ненужных вещей» в контексте лагерной прозы.

Тема 8.Поэзия: основные тенденции, имена, особенности.

План:

1. Эволюция поэзии 1960 – 70-х годов.

2. Поэзия «эстрады»: традиционное и новое. Творчество Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского др.

3. «Тихая» лирика: образ мира, изобразительно-выразительные средства. Поэзия Н. Рубцова.

Тема 9. Пути развития драматургии.

План:

1. Эволюция русской драмы второй половины 1960 – 70-х годов. Жанровая система.

2. Социально-психологическая драма.

3. Театр А. Вампилова.

1. Идейно-художественный смысл повести В. Белова «Привычное дело».

2. Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой»: проблематика, мифопоэтика.

3. Повествование в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба»: философия природы, экологические проблемы, художественная структура.

4. «Московские» повести Ю. Трифонова: («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь»).

5. Идейно-художественное своеобразие романа Ю. Домбровского

«Факультет ненужных вещей».

6. Поэзия: «громкая» и «тихая» лирика, традиционное и новое.

7. «Утиная охота» А. Вампилова: тип героя и жанровое своеобразие.


Сейчас читают про: