Тема 5.Военная проза1960 – 70-х годов.
Лекции
ТЕМАТИКА
ДО: 20 лк.; 16 пр. зан. Экзамен
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Русская литература 20 века (60 – 70-е годы)»
(2010 – 2011 учебный год)
Форма обучения – очная
Лекции – 20 часов
Практические занятия – 16 часов
Самостоятельная работа студентов – 56 часов
Экзамен – 9 семестр
Всего – 92 часов
№ | Наименование темы | Всего часов | Виды учебных занятий | СРС | |
Лекции | Практич. | ||||
1. | Периодизация русской литературы ХХ века. Особенности литературного процесса конца 60-х – 70-х годов ХХ века. Основные литературные направления | ||||
2. | Деревенская проза: онтологические проблемы, идейно-художественное своеобразие | ||||
3. | Новеллистика В. Шукшина | ||||
4. | Натурфилософская проза: проблематика, поэтика | ||||
5. | Военная проза1960 – 70-х годов | ||||
6. | Городская проза. | ||||
7. | Творчество Ю. Домбровского (романы «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей») | ||||
8. | Поэзия: основные тенденции, имена, особенности | ||||
9. | Пути развития драматургии | ||||
Итого |
Тема 1. Периодизация русской литературы ХХ века. Особенности литературного процесса конца 60-х – 70-х годов ХХ века.
План:
1. Периодизация русской литературы ХХ в. («период» как научное понятие, критерии периодизации, место изучаемого периода в контексте периодизации русской литературы ХХ в.).
2. Особенности литературного процесса второй половины 1960-х – 70-х годов. Основные литературные направления.
Тема 2. Деревенская проза: онтологические проблемы, идейно-художественное своеобразие.
План:
1. Эволюция деревенской прозы: проблематика, поэтика.
2. Идейно-художественный смысл прозы о деревне («Матренин двор» А. Солженицына, «Привычное дело» В. Белова).
3. От «социально-аналитической» к философской («Последний срок», «Прощание с Матерой» В. Распутина).
4. Деревенский эпос: «Братья и сестры» Ф. Абрамова, «Последний поклон» В. Астафьева.
Тема 3. Новеллистика В. Шукшина.
План:
1. Жанр рассказа в творчестве В. Шукшина и тип героя.
2. Проблематика рассказов.
Тема 4. Натурфилософская проза: проблематика, поэтика.
План:
1. Особенности идейно-художественного течения, смысл понятия «натурфилософия».
2. Проблематика и жанровое своеобразие.
План:
1. Эволюция военной прозы 1960 – 70-х годов.
2. Осмысление войны в произведениях В. Астафьева, Е. Носова, В. Кондратьева и др.
3. «Жизнь и судьба» В. Гроссмана как эпос о Великой Отечественной войне.
Тема 6. Городская проза 1960 – 70-х годов.
План:
1. «Городской текст» и проблемы его изучения.
2. Урбанистическая проблематика в прозе 1960 – 70-х годов.
3. «Московский цикл» в творчестве Ю. Трифонова.
Тема 7. Творчество Ю. Домбровского: проблематика, художественное своеобразие.
План:
1. Романная дилогия «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей»: история создания, жанровое своеобразие.
2. «Факультет ненужных вещей» в контексте лагерной прозы.
Тема 8. Поэзия: основные тенденции, имена, особенности.
План:
1. Эволюция поэзии 1960 – 70-х годов.
2. Поэзия «эстрады»: традиционное и новое. Творчество Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского др.
3. «Тихая» лирика: образ мира, изобразительно-выразительные средства. Поэзия Н. Рубцова.
Тема 9. Пути развития драматургии.
План:
1. Эволюция русской драмы второй половины 1960 – 70-х годов. Жанровая система.
2. Социально-психологическая драма.
3. Театр А. Вампилова.
1. Идейно-художественный смысл повести В. Белова «Привычное дело».
2. Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой»: проблематика, мифопоэтика.
3. Повествование в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба»: философия природы, экологические проблемы, художественная структура.
4. «Московские» повести Ю. Трифонова: («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь»).
5. Идейно-художественное своеобразие романа Ю. Домбровского
«Факультет ненужных вещей».
6. Поэзия: «громкая» и «тихая» лирика, традиционное и новое.
7. «Утиная охота» А. Вампилова: тип героя и жанровое своеобразие.