Зависимость мимики лица от эмоций

АСИММЕТРИЯ ЛИЦА

Давно отмечена асимметрия лица как отражение общей асимметрии тела. Эта особенность присуща лицам почти всех людей. Были сделаны попытки реставрации лица на портрете по точной половине фотографии и ее зеркальному отражению. Правая и левая половины давали различные портреты. Они не совпадали и с исходным портретом. Мимическая асимметрия, хотя и наслаивается на диспропорции правой и левой половин лицевого черепа, имеет также и свои собственные детерминанты.

Установлено, что иннервация правой мимической мускулатуры богаче, движения головы и глаз вправо воспроизводятся с большей готовностью. Даже зажмуривапие правого глаза оказывается более привычным. Вполне понятно также, что выраженная асимметрия лица при патологии — это не только подчеркнутость естественной асимметрии, но и результат многих других причин, подлежащих специальному изучению в каждом конкретном случае.

Необходимо различать асимметрию лица биологическую, обусловленную строением черепа, физиологическую, зависящую от лицевого скелета и мимических мышц, и патологическую, связанную с различными заболеваниями.

Выражение лица при эмоциях связано с сокращением многих мимических мышц. Это обусловлено тем, что все они развиваются из общего зачатка и иннервируются одним лицевым нервом Разнообразие мимики зависит от комбинации мышечных сокращений и их силы. Эмоциональная окраска мимики определяется сочетанием сокращающихся мимических мышц, а степень выраженности того или иного мима устанавливается напряжением этих мышц. Для анализа выражения лица важно знать также положение глаз, направление взгляда, что зависит от сокраще­ния мышц глазного яблока. Как указывал еще П. Ф. Лесгафт, при сокращении верхней прямой мышцы глаза на лице можно прочесть выражение гордости, удивления, благочестивого смире­ния. С чувством стыда, печали, угнетения связано сокращение нижней прямой мышцы глаза, когда глазные яблоки поворачпаются книзу. При сокращении наружной прямой мышцы глаза обозначается презрение, так как взор отводится в сторону. Сокращение медиальной прямой мышцы глаза способствует выражению вожделения. Но, конечно, эффект изменения взора достигается не только благодаря сокращению какой-либо одной мышцы, а более сложным путем. В миме презрения, например, отмечается поднятие крыльев носа, отворачивание лица, опускание углов рта.

Мимикa радости. Взгляд направлен прямо. На лице улыбка. Глаза слегка прищурены вследствие сокращения круговой мышцы глаза. Усилена секреция слюнной железы, увлажнение глазного яблока обусловливает блеск глаз. Действуют мышцы, поднимающие верхнюю губу, скуловые и смеха. Угол рта оттянут кнаружи и слегка приподнят. Ноздри расширены. Нижняя челюсть «расслаблена» и может быть немного опущена, что ведет к полуоткрытию рта. Следует различать улыбку при открытом и при закрытом рте. Во втором случае она кажется искусственной. Кожа лица при улыбке собирается в складки, в частности, у наружного угла глаза. Углубляются носогубная и носощечная складки. На щеках появляются дополнительные складки и ямки. Если улыбка переходит в смех, глазная щель суживается больше, кожа лба растягивается, морщины на лбу расправляются. Ротовая щель расширяется и растягивается. Натяжение губ ведет к обнажению зубов. Складки на коже лица обозначаются резче.

Мимика печали. Следует различать ряд стадий в выражении печали средствами мимики. Легкая степень печали, грустное настроение характеризуются снижением тонуса мышц, сосредоточенным взглядом, обращенным на какой-либо объект, опущением углов рта книзу, смыканием ротовой щели. Горе усиливает нарисованную картину. Зубы стиснуты. Взор опущен. Брови сведены. Резко выделяется носогубная складка. Подбородок напряжен. При плаче верхняя губа приподнимается, углы рта оттягиваются сокращением соответствующих мышц книзу. Мышца, опускающая нижнюю губу, сокращена особенно резко. Жевательные мышцы могут расслабиться, и тогда произойдет отвисание нижней челюсти. Глаза зажмуриваются, брови опускаются, секретируется избыток слез. Кожа лица обычно бледная.

Мимика боли. При внезапной физической боли наблюдается напряженное положение головы. Брови сведены и могут быть подняты, хотя глаза рефлекторно зажмуриваются. Углы рта и верхняя губа резко оттягиваются кверху. Зубы стиснуты, жевательная мышца ригидна, щечные мышцы напряжены, кожа подбородка натянута.

В экспрессии боли отмечается много различных оттенков. Боль откладывает своеобразный отпечаток на лицо больного: как бы остановившийся фиксированный взор, расширенные зрачки, обострившиеся черты лица даже без сокращения мимических мышц отчетливо выражают глубину чувства.

С хронической болью сочетается эмоция страха. Ее нюансирование облегчено тем, что веки при этом не сомкнуты, а наоборот, верхнее веко поднято, лобная мышца резко сокращена: человек словно прислушивается к тому, что происходит в его opганизме. Нос заострен, мимика ротового ансамбля заторможена.

Страдальческие гримасы при боли свойственны главным образом локальным симптомам, связанным с головной болью или заболеваниями самого лица. Человек стремится придать своему лицу выражение, при котором боль кажется смягченной. Непроизвольные гримасы свидетельствуют о вовлечении в процесс подкорковых звеньев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: