double arrow

Билет№17 Прошлое и настоящее в лирике Есенина


Лирический герой его ранних стихов- путник и богомолец, идущий по полевым и лесным просторам Руси с тайной верой в Иисуса и Богородицу: Чую радуницу Божью-Не напрсно я живу.Поклоняюсь придорожью,Припадаю на траву.Между сосен, между елок,Меж берез кудрявых бус,Под венцом в кольце иголок Мне мерещится Исус. Революция 1917г была воспринята Е. как исполнение пророчества о голубой Руси,что,в свою очередь, накладывалось на евангельскую идею новой земли и нового неба. Сближение Е. со скифами, кот. выступали за революцию духа, кот.уведет Россию с пути мещанского запада и откроет в ней ее собственную уникальную основу. В 1918г началась гражданская в-на, кот.привела к резкому недовольству кр-н новой властью. Через 2года разразился голод, унесший большое кол-во крестьянских жизней. 1918г-конфликт с Клюевым, в утопию которого Е.больше не верит. 1919г-Е.присоединяется к имажинистам-проповедь национальных истоков поэтической образности, цели иск-ва прямо противоположны целям гос-ва и общ-ва. Превращение инока и пастуха в хулигана. 1920г- «Хулиган», «Исповедь хулигана»: пейзаж становится неуютным, мрачным,враждебным. 1922-3гг – цикл «Москва кабацкая»: парадоксальное соединение темы пьяного распада с изумительной поэтической силой. Распад в Москве кабацкой по-азиацки жесток и разгулен: Ты, Рассея моя… Рас-сея…Азиатская сторона. Если раньше сука превращалась для него в жденщину, то теперь происходила обратная метаморфоза: Пей со мною, паршивая сука,Пей со мной. Очищение к герою МК могло прийти только через смерть и религиозное возвращение к утраченной нац.почве: Чтоб за все грехи мои тяжкие,За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать. 22-23гг-поездка в Европу и Америку. Там Е.ощутил себя ненужным,как и в России. Цикл «Любовь хулигана»-прощание с молодостью, с буйством глаз и половодьем чувств. 1924г.- трилогия «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь уходящая»- в кот. впервые обращается к жизни советской деревни. Мрачное настроение. Е. осуждает себя за то, что остался в стороне борьбы за будущее. «Отдам всю душу октябрю и маю,Но лиры милой не отдам». «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы».

Есенин не деревенский, а русский поэт. Надеялся на становление Голубой Руси на основе крестьянской России. Это его поэтический миф. Природа для него храм в котором нужно молиться. В ней сочетается языческое (природа- рыжая кобыла, луна-заяц, а звёзды -его следы) и христианское (рябиновые кисти-раны Христа). Русь с полями и лесами для него рай. Надеется, что революция – это исполнение пророчества о голубой Руси, но, увидев, что стало с деревней, сильно разочаровывается. В городе ему неуютно. Образ хулигана ближе к городу, чем к деревне. Пейзажи мрачные. Корова уже не тёплое, природное, а вывеска, говядина, мёртвая природа. В стихе «Сорокоуст» из окна поезда смотрит, как жеребёнок не догоняет железного коня. В «Анне Снегиной» более реальное отражение деревенской действительности – борьба мужиков за землю. Чумазый сброд добрался до господского добра.

В ранней лирике Есенин под влиянием Клюева( крестьянский поэт, хранитель всего национального)герой его ранней лирики - путник, богомолец, шагающий по просторам Руси с верой в Христа и Богородицу. Природа – храм. Иногда появляется образ пастуха. Постепенно на первый план выходит образ босяка, который постепенно становится бродягой и хулиганом. Общая черта – изгойство. В стихе «Инония» он пророк и хулиган одновременно (вместе с Иисусом на небеса взят и разбойник). Новый третий мужицкий завет, пророчил нового Христа. (Спас на кобыле). В 20г. Пишет стихи «Хулиган», «исповедь хулигана». Называет себя вором, хамом, но в душе остался деревенским. Хулиган выпадает из деревенского уклада – деревня не смогла стать голубой Русью. В «любовь хулигана» последняя зацепка за жизнь (Августа Миклашевская), но не удалась. Невозможность любить ( губы как жесть). В Анне Снегиной герой – двойник Есенина. Возвращается в деревню и видит жестокую реальность – борьбу мужиков за землю. Любовь к Анне осталась в молодости. Он прощает жизни всё, что не сбылось. расстаётся с ней навсегда (она уехала в Лондон),друга Прона убили белые. Он вернулся в столицу – к ним жизнь безжалостна.

Изначально задумывал как эпическое повествование из крестьянской жизни, а получилась лирическая исповедь. Главная её тема – Октябрь в деревне. С событиями, происходящими в это время в деревне, тесным образом связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой крестьяне «забирают в волость», крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего поскорее устроить коммуну в своём селе, старика мельника, рассказчика-поэта, вовлечённого революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение автора поэмы к своим героям проникнуто лирической задушевностью, озабоченностью их судьбами. Об «Анне Снегиной» принято говорить как о лирической поэме, но достаточно очевидно, что источник её художественной силы не только в глубочайшей лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий. Мужики все разные –Прон(подлинный выразитель мужицких чаяний, прямой и открытый), его брат пьяница-Лабутя. В Анне Снегиной герой – двойник Есенина. Возвращается в деревню и видит жестокую реальность – борьбу мужиков за землю. Любовь к Анне осталась в молодости. Он прощает жизни всё, что не сбылось. расстаётся с ней навсегда (она уехала в Лондон),друга Прона убили белые. Он вернулся в столицу – к ним жизнь безжалостна.

Любовная лирика см. вопрос 23. Реквием см. 24.поэзия отходит от личного и стремится к национальному. Её лирика пронизана трагедией (в 21 г. Убит муж-Гумилёв, в 35 арестован сын, отпущен и в 38 арестован вновь) тема войны. Стихи 41-44 гг. составляют цикл «ветер войны».она по-матерински относится к России и ко всем, кто уходит на фронт. Время пишет 24ую драму Шекспира. Выходит на всемирный уровень. Всё самое страшное будет смыто кровью наших близких. «Поэма без героя» в гости к ней приходят тени из прошлого из 13 года. 2 молодых человека, совершивших самоубийство, её подруга актриса, в виде путаницы-психеи (она же козлоногая). Тема обручения с мертвецом. Оно делает невозможным счастье с живым. Смерть влюбленного мальчика открывает тему смертей. Могильный ров-тема безвинных смертей 20века.

12г. Сборник «Вечер», 14-«Чётки». Мотивы разрыва и встречи с любимым. Много деталей из внешнего мира, на которые человек обращает внимание в такие минуты. У Ахматовой встречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского, немудрёного быта. Невольно вспоминаются слова самой Анны Андреевны о том, что стихи «растут из сора», что предметом изображения может стать даже пятно плесени на сырой стене, и лопух, и крапива.

Они придают психологическую остроту. Любовь – мука. Пытка. Борьба с любовным чувством, которое жестоко с ней (Брошена! Разве я цветок или письмо). Женщина, но с мужской волей. Она предстаёт в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Мало слов, камерность и тишина – не навязывается одна интерпретация, читатель может сам на своём опыте понять её стихи. Начиная уже с "Белой стаи", но особенно в "Подорожнике", "Anno Domini" и в позднейших циклах любовное чувство приобретает у нее более широкий и более духовный характер. Стихи 20-х и 30-х годов идут по самым вершинам человеческого духа. Они не подчиняют себе всей жизни, всего существования, как это было прежде, но зато все существование, вся жизнь вносят в любовные переживания всю массу присущих им оттенков. Наполнившись этим огромным содержанием, любовь стала не только более богатой и многоцветной, но - и по-настоящему трагедийной. Дневниковость её стихов, они все как фрагменты единого целого. Разговоры как бы подслушаны.

Реквием – цикл стихов с 35 по 40 год. Сын арестован, она ждёт приговора, хотя догадывается, что его обвинят. Трагедия. Безвинная Русь корчится под кровавыми сапогами и шинами чёрных марусь. Сравнение со стрелецкими жёнами под стенами Кремля. Надо снова научиться жить и надо память до конца убить. Зовёт к себе смерть. Пишет от лица всех матерей и жён ,с кем стояла в очередях. Библейский мотив распятия (там называется последняя часть перед эпилогом). Выражает общенациональную трагедию.

25. Лирика О. Мандельштама: мотивы отчаяния и одиночества.
Неустроенный быт, постоянный поиск литературного заработка - все это выливалось в неуверенность, тоску, отчаяние. Приезжал к Цветаевой в Москву. Чувствовал себя там чужеземцем. Ни Москва, ни Питер не принимали его. Октябрьская революция: "Ярмо насилия и злобы". "И в октябре 17 года мы потеряли все, любя+". После Революции - скитания по Крыму, Кавказу. После 33 года своего жилья у него не было. Революция связана с надеждой, но оказывается тупиком. Необратимость произошедшего, метафора век-зверь, перешибленный хребет, хлещет кровь, с бессмысленной улыбкой глядит на следы своих же лап.
В ком беспомощная улыбка человека,
который потерял себя.
Какая боль искать потерянное слово,
Больные веки поднимать
И с известью в крови для племени чужого
Ночные травы собирать.
"Нельзя дышать, и твердь полна червями+" Одиночество: "Нет, никому я не был современник". Ощущение случайности пребывания в истории. Личность разночинца не защищена, жизнь их выталкивает. "Я непризнанный брат - отщепенец в народной судьбе". Неучастие поэта в истории влечет за собой его творческую гибель. Ищет точку опоры, а она ускользает. Отчаяние, но нужно и хочется жить. В политической жизни не участвует, многие схватки в писательской среде проходят мимо. Пытается, но не может вписаться в среду. Пишет стих "Старый Крым" о голодоморе, плюс другое стихотворение (о ЧК?), до него добралась разведка. В Воронеже (35 год) нашел силы принять действительность, обрел новый голос, окрепший + второй, задыхающийся пленник. Но одолевает смертная тоска. Болезнь. Работает, не щадит себя.

Человек преодолевает свою смерть путем созидания вечного искусства. Этот мотив начинает звучать уже в первых стихотворениях (“На бледно-голубой эмали”, “Дано мне тело...”). Человек — мгновенное существо “в темнице мира”, но его дыхание ложится “на стекла вечности” и вычеркнуть запечатлевшийся узор уже никакими силами невозможно. Истолкование очень простое: творчество делает нас бессмертными. Эту аксиому как нельзя лучше подтвердила судьба самого Мандельштама. Его имя пытались вытравить из русской литературы и из истории, но это оказалось абсолютно невозможным.

Итак, свое призвание Мандельштам видит в творчестве, и эти размышления периодически переплетаются с неизбывной архитектурной темой:“... из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам”. Это из стихотворения, посвященного собору Парижской Богоматери. Вера в то, что он может создавать прекрасное и сумеет оставить свой след в литературе, не покидает поэта.

Поэзия в понимании Мандельштама призвана возрождать культуру (извечная “тоска по мировой культуре”). В одном из поздних стихотворений он сравнивал поэзию с плугом, который переворачивает время: старина оказывается современностью. Революция в искусстве неизбежно приводит к классицизму — поэзии вечного.

С возрастом у Мандельштама происходит переоценка назначения слова. Если раньше оно было для него камнем, то теперь — плотью и душой одновременно, почти живым существом, обладающим внутренней свободой. Слово не должно быть связано с предметом, который обозначает, оно выбирает “для жилья” ту или иную предметную область. Постепенно Мандельштам приходит к идее органического слова и его певца — “Верлена культуры”. Как видим, опять появляется Верлен, один из ориентиров молодости поэта.

Через всю позднюю лирику Мандельштама проходит культ творческого порыва. Он, в конце концов, оформляется даже в некое “учение”, связанное с именем Данте, с его поэтикой. Кстати, если говорить о творческих порывах, то надо заметить, что Мандельштам никогда не замыкался на теме поэтического вдохновения, он с равным уважением относился и к другим видам творчества. Достаточно вспомнить его многочисленные посвящения различным композиторам, музыкантам (Бах, Бетховен, Паганини), обращения к художникам (Рембрандт, Рафаэль). Будь то музыка, картины или стихи — все в равной степени является плодом творчества, неотъемлемой частью культуры.

Психология творчества по Мандельштаму: стихотворение живет еще до его воплощения на бумаге, живет своим внутренним образом, который слышит слух поэта. Остается только записать. Напрашивается вывод: не писать нельзя, ведь стихотворение уже живет. Мандельштам писал и за свои творения подвергался гонениям, пережил аресты, ссылки, лагеря: Он разделил судьбу многих своих соотечественников. В лагере закончился его земной путь; началось посмертное существование — жизнь его стихов, то есть то бессмертие, в котором поэт и видел высший смысл творчества.


Сейчас читают про: