double arrow

Особенности литературного процесса первых десятилетий 18 века


Классицизм как литературное направление.

Quot;Ведомости" - первая русская газета.

Известно, что «Куранты», или «Вестовые письма», рукописное издание, изготовлявшееся в Посольском приказе (МИД) на основе присылаемых из-за границы иностранных газет, заметки о зарубежных политических и культурных событиях, из которых после работы над ними переводчиков переписывались в длинные бумажные «столбцы» и распространялись в узком придворном круге, выходили уже в 1542 г., однако, насколько известно, выпускались эти «Куранты» нерегулярно, да и о их печати и широком распространении речи не шло, поэтому первой русской газетой принято считать «Ведомости», по приказу Петра от 15 дек. 1702 г. ставшие выходить «для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». «Ведомости» носили преимущественно информационный и пропагандистский характер, знакомя читателей с важными событиями внутри страны и за рубежом и прославляя силу русского оружия и достижения русской экономики.

Самые первые номера «Ведомостей» в оригинале, к сожалению, не сохранились, имеются лишь рукописные копии с печатных номеров от 17-го и 27-го дек. 1702 г., но в первом дошедшем до нас номере от 2.01.1703 сообщается о том, сколько студентов на данный момент обучаются в «штюрманских» и других московских школах, какие подарки присланы были Петру индийским царём («слона и иных вещей немало»), говорится о том, сколько добрых пушек было вылито в Москве и т.д.




В «Ведомостях» постоянно сообщается о победах русских войск (в первом номере за январь, например, говорится о попе Иване Окулове, собравшем партизанский отряд и напавшем на шведский гарнизон, побившем сотни врагов, отделавшись лишь двумя ранеными солдатами): так, в честь крупных сражений и побед даже издаются специальные номера «Ведомостей», а в некоторых даже появляются заметки, собственноручно писанные Петром, который и в обычное время следил вместе со своими сподвижниками за газетой, внося свои правки, корректируя и отбирая материал. Сам Пётр требовал, чтобы писали в газете русским языком, избегая злоупотребления заимствованными словами.

Ведомости были официальным органом, поэтому о восстании донского казака Кондратия Булавина, например, говорилось как о бунте, на который казаков подбил «вор и богоотступник Кондрашка».

До 1715 г. «Ведомости» издавались в Москве, затем параллельные «Ведомости» стали выходить и в Петербурге, редакторами их были директор Печатных дворов Фёдор Поликарпов и директор Петербургской типографии Михаил Аврамов, работали же в них, как и в «Курантах», переводчики Посольского приказа. Газета издавалась в восьмую долю листа, нерегулярно, не имея постоянного тиража, печатаясь вплоть до 1710 г. славянским шрифтом, позже — гражданским.



После смерти Петра редактором «Ведомостей» становится Г. Ф. Миллер. Газета переименовывается в «Санкт-Петербургские ведомости», и в 1728 г. изданием их начинает заниматься Академия наук, выпуская газету регулярно 2 раза в неделю, с ставшим популярным приложением «Примечания», содержавшим научно-познавательную информацию.

Классицизм, зародившийся и развивавшийся в Европе в 16-17-ых веках, получивший своё теоретическое обоснование в стихотворном трактате Николя Буало «Поэтическое искусство» (1674), являясь характерным литературным направлением эпохи абсолютизма, в ключе которого творили великие Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, в Россию пришёл с некоторым задержанием, в начале второй трети 18-го века, и, пережив свою разработку русскими филологами и поэтами Кантемиром, Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковы в течение второй трети 18-го века, затем, теряя свои позиции в пользу развивающихся сентиментализма и зарождающегося реализма, продолжал своё существование в последней трети 18-го века, оставаясь по-прежнему ведущим направлением, а последняя часть века классицизма упала уже на начало 19-го века, умирая вместе с авторами, творившими в этом направлении в прошлом веке, тщетно пытаясь воскреснуть с каждым обращением новых российских авторов к классицизму, к тому времени уже трансформированному, окончательно потерявшему свои позиции.



Классицизм европейский заключался в следующих основных пунктах:

· чёткое разделение жанров, позаимствованных из древнегреческой и древнеримской поэзии, на низкие и высокие — ода, элегия, эпистола, поэма и проч. с одной стороны, сатира, комедия, басня — с другой;

· избегание «низкого» стиля, грубых слов и описания «подлости» — главными героями становились правители, дворяне, аристократы и проч.

· заимствование имён персонажей и фигур речи (обожествлений — «О, Венера», «Зевес метает громы» и т.д.)

· ориентация на великих поэтов античности — Вергилия, Овидия, Горация, Гомера и др.

· правило трёх единств, которые должны соблюдаться в драматургии: единство места (т.е. все события происходят в одном месте, представленном на сцене, об остальном же мире можно поведать зрителю только из слов персонажей), единство времени (все события, изображающиеся на сцене, не должны занимать более одного дня, а лучше — происходить в реальном времени, то есть 3 часа в произведении — 3 часа в зале), единство действия (на сцене должна развиваться в одном представлении только одна только сюжетная линия, трагическая или комедийная, дабы «не путать зрителя»).

· персонажи в драме должны быть односторонними — либо полностью положительными (что порождало «однобокость» таких персонажей, делая их схожими в различных произведениях — ср. «Софий» из разных произведений), либо полностью порочными и злыми (отрицательные персонажи в свою очередь различаются: ср. Простакову, Скотинина, Тартюфа, сына Бригадира и проч.)

· и проч. менее значимые элементы.

Однако стоит отметить, что не все эти основные правила всегда соблюдались как великими европейскими классицистами, так и русскими писателями.

В русской литературе классицизм значительно перерабатывается, недаром Кантемир говорил: «Что взял по-галльски, заплатил по-русски», а вслед за ним и Тредиаковский, и Сумароков признавали, что в своих идеях о русском стихотворчестве брали часть из Буало («Боало»), но тот и сам своих мыслей часть у Горация позаимствовал; но как Буало не всё-то у Горация позаимствовал, так и русские поэты не всё от Буало взяли.

Сумароков в своей «Эпистоле о стихотворстве» перечисляет великих поэтов древности и современности, описывает основные жанры классицизма, их отличительные черты, заключая, что «всё хвально: драма ли, эклога или ода — // слагай, к чему тебя влечёт природа».

В результате русский классицизм получил следующие три отличительные черты:

1) Отчётливо выраженные гражданско-патриотический пафос, что выразилось в обращении к сюжетам русской истории, пусть с добавлением доли авторского вымысла («Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Вадим Новгородский» Княжнина)

2) Ярко выраженная сатирически—обличительная тенденция, начало которой положил Кантемир своими сатирами, дело которого продолжил с успехом Сумароков, а затем многочисленные сатирические журналы, появившиеся после «Всякой всячины»

3) Связь с народной культурой, фольклором — «песни» Сумарокова, даже ушедшие в народ, сам меткий и выразительный разговорный народный язык, согласно которому, как признавались и Ломоносов, и Тредиаковский, и были созданы их трактаты о новом русском стихе, литературном языке и проч.

Важно отметить, что русский классицизм формировался и был в самом расцвете в сложные периоды, когда монархи «заигрывали» с просвещённым дворянством, надевая маски «просвещённого» абсолютизма, либерализма и проч., результатом чего сначала были возвышенные оды Ломоносова, который в них стремился не льстить монарху, а, воодушевлённый деятельностью Петра I, составить образ идеального монарха, к которому должен стремиться русский самодержец (русские писатели всегда твёрдо верили, что слово способно оказывать огромное влияние на человека и мир); высокий пафос первых трагедий Сумарокова, ставящая высокую планку сатира Кантемира и проч., что позднее, когда авторы разочаровывались в монархе и действительности, приводило к появлению осуждающих жестокое безрассудное самодержавие «Тилемахиды» Тредиаковского, поздних трагедий Сумарокова, да и сатирических журналов второй половины 18-го века.

Особенностью направления русского классицизма являлось ещё и то, что большая часть авторов всячески боролась словом против жестокости, бездумности помещиков, несоответствия российской реальности идеалам французского Просвещения, «первому природному закону», против нежелания учиться, служить отечеству дворянства; однако против самодержавной власти не осмеливался выступать ни один автор до Радищева, также никто до него и не предполагал возможность организованной революции со стороны крестьян, полагаясь на дворянство, которое, образованное и вдохновлённое идеями Просвещения, должно было преобразить царскую власть в сторону разумного, милостивого и справедливого правления. Поэтому явно видно, что ни один из авторов, поющих равенство между людьми, не предлагает устранить сам институт крепостничества.

Врусском литературном процессе 18в.принято выделять 4 периода: первый (конец 17 и первые десятилетия 18в., лит-ра петровского времени), второй (30-50е гг, утверждение классицизма), третий (60-80егг., расцвет сатиры, кризис классицизма), четвертый (90е гг., утверждение сентиментализма)

Первый период вошел в историю литературы под названием «Литература петровского времени». Это переходный период как в жизни общ-ва, так и в лит-ре, на которую наложили отпечаток преобразования Петра*. Он хар-ся борьбой старых и новых тенденций, которые особенно выражены в публицистике.

Особенности периода:

1. Первый период – скорее подготовительный этап, т.к. крупных произведений не было создано. Заложены осн.темы, идеи, жанров, в дальнейшем получивших распространение.

2. Пестрый стиль произведений. Объясняется тем, что сочетается новизна содержания и старые традиционные формы =>

Перед лит-рой стояли 2 важные задачи, кот-рые решались на протяжении всего 18в.:

- создание русского литературного языка

- создание новой художественной формы, которая была бы адекватна содержанию

3. Первое время традиционное развитие лит.жанров. Переписываются:

- бытовые повести конца 17в.(Савва Грудцын, Фрол Скобеев)

- переводные

- нравоучительно-авантюрного хар-ра

- антицерковная сатира («Калязинская челобитная»)

- сатирические (о Ерше Ершовиче, Шемякин суд)

Развивается виршевое силлабическое стихосложение, «школьная драма»

4. НО происходит резкое отделение духовной лит-ры от светской.

Пока что лит-ра светского хар-ра распространяется рукописно(кроме басен Эзопа, издававшихся при Петре в силу нравоучительного хар-ра)

5. Короче, главная тенденция – поиск новых жанров и форм для выражения нового содержания ( в первую очередь) + остатки прошлого

Главные произведения и их особенности:

Лирика: усиливается развитие стихотворства. В дух.академиях – старое силлабическое стихотворство(равносложность), школьные вирши (главное там - графическое выделение). Развитие панегирич.стихов(«Кант на взятие Нарвы», «Кант на победу Меншикова»: канты – предшественники од.







Сейчас читают про: