double arrow

Придворные театры

Славяно-герко­-латинская академия в 1705 поставила пьесу «Свобождение Ливонии и Ингерманландии». Персонажи: Ревность Российская, Хищение Неправедно (ясное дело шведы) плюс лев с орлом (см.выше). В конце Торжество возложила лавровый венок на Ревность российскую. И ещё как-то приплели легенду про Моисея, при том в Моисее угадывался Пётр. Такого плана были все пьесы. «Божие уничтожителей гордых уничтожение» была написала на Полтавскую битву и изображала поединок Давида и Голиафа. Россия – Давид. Опять же лев с орлом. Также в хирургической школе ещё поставили «славу российскую», там страны тоже были отдельными персонажами и покорились России, «Слава печальная», на смерть Петра. Эти две пьесы писал Ф. Журавский.

Школьные театры

Комедиальная храмина

Театр

Феофан Прокопович. «Владимир». Театр петровского времени.

Раньше, при Алексее Михайловиче, театр был лишь придворным. Пётр же сделал его общедоступным, построив комедиальную храмину на красной площади. Это как Ленин считал важнейшим искусством кино, так и Пётр – театр, почти с теми же целями. Пётр видит в театрах не только увеселительные заведения, но и средство просветительства и пропаганды своего величия, если можно так сказать. Короче, он хотел, чтобы театр пиарил его, его реформы, его победы, его жену и далее по списку. Поэтому он в 1702 году выписал себе из заграницы немецкого режиссера Иоганна Кунста. Его жена, Анна Кунст, стала первой актрисой в России. Чтобы народ ходил на представления, цена на билеты была назначена низкая - от 3 копеек, а Пётр специальным указом запретил запирать ворота белого города, кремля и китай-города до 9 вечера и взимать пошлину с путников в дни спектаклей, чтобы ездить на представления было не накладно. Даже три-четыре избы велел построить, чтобы тем, кто приехал посмотреть на спектакль, было где переночевать.

Ставили немецкие пьесы, которые кое-как переводили на русский силлабическим рифмованным стихом. Сами немецкие пьесы тоже были слизаны с итальянских комедий масок и английских, а ля Шекспир. Играли грубо, неотесанно, фальшиво и наиграно, чересчур патетично. Непременно была запутанная любовная история, «дурацкая персона», шут, которого в Германии называли Пикельгеринг или Гансвурст (это можно не запоминать, просто не пугайтесь этих имён, вдруг спросит). После Кунста режиссером стал Отто Фюрст, живший в немецкой слободе, но ничего не поменялось. Пётр был недоволен. Функций своих театр почти не выполнял (ну разве что москвичи теперь знали имена античных героев и легендарных личностей типа Цезаря). Пётр хотел, чтоб они поставили пьесу про то, как он взял Орешек. Но немцы такие задачи не осилили. И вообще он был непопулярен, не злободневен и никому не нравился. Тем не менее, этот театр способствовал обмирщению театра, т.к. его впервые вынесли за дворцовые врата. А в 1706 его закрыли. Пьесы: «О Дон-Яне и Дон-Педре», «Драгыя смеяныя» (по «Смешливым жеманницам» Мольера), «О докторе битом» (по «Лекарю поневоле» его же).

Построены на аллегориях. Пьесы пишут сами. Действующие лица либо символы (типа Швеция – гордый лев, Россия – двуглавый орёл), аллегорические понятия (Истина, Фортуна с колесом, Надежда с якорем [ага, на шее] и т.п.), мифические и библейские герои (олимпийцы, Моисей, Давид). Вот они уже были злободневными, но не общедоступными. Соединяли декламацию, пение, музыку и танец.

Были: в Преображенском у сестры Петра Натальи Алексеевны; в Измайлове во дворце Прасковьи Фёдоровны, жены Фёдора Алексеевича; в Москве; в Петербурге у Елизаветы Петровны.

У Натальи Алексеевны были и жизненные зарисовки, и переведённые пьесы, и светские авантюрные сюжеты, в общем эклектичный репертуарчик. «Комедия о прекрасной Мелюзине», «Комедия Олдуина», «Комедия Петра золотых ключей». Даже сама она писала пьесы. Про остальные театры почти нет информации. Единственное что, у Елизаветы поставили «Комедию о графе Фарсоне». Молодой француз едет путешествовать, в него влюбляется королева Португалии, её вельможи завидуют, убивают го, королева с горя закалывает себя шпагой. Смешивается грубая просторечная лексика с возвышенной.

В антрактах были интермедии. Интермедии носили социальный характер, высмеивали пороки жизни, например в одной из них рассказывали про дьякона, который хотел откупить своих сыновей от семинарии. Во второй половине 18ого века выделились в отдельный самостоятельный жанр.

Про Феофана Прокоповича.

Петр опирался на дельных людей во всех сферах, даже в церковной, несмотря на конфликт с Церковью. Прокопович был священнослужителем, Отучился в Киево-могилянской академии, был за границей, учился там. Занимался не только риторикой и проч., но и точными науками. Был учёным, первый в России пользовался микроскопом и телескопом, преподавал физику, геометрию, арифметику в киево-могилянской академии. Ненавидел средневековую схоластику, не был мистиком. Он был прогрессивным учёным-монахом, во время проповедей толкал общеполитические темы и вопросы. В конфликте Петра с церковью был на стороне Петра и считал, что государство выше церкви и что Синод это тоже правильно.

О трагикомедии «Владимир»

Сюжет предельно прост. Владимир решает крестить Русь, 988 год. Впервые взята историческая тема для пьесы, а не библейская. Владимиру противостоят продажные себялюбивые жрецы: Жеривол, Курояд и Пияр (вот последний мне больше всего нравится)). Но и трагикомедия его имеет прямое отношение к современной ему реальности. Во Владимире угадывался Пётр, а в жрецах – современное духовенство. Это так, потому что для Прокоповича язычество – всё старое, тёмное, невежественное, а христианство – просвещение, торжество разума и света. Ярче всего это показано в сцене спора греческого философа со жрецом: на все аргументы философа жрец просто ругается и бранится. Сразу видно что лучше и вернее.

Жрецов рисует он грешниками, обжорами, которые боятся падения язычества, потому что если оно падёт, они больше не смогут есть жертвы, принесённые богам. Они алчные и ненасытные. Жеривол «и во сне жрёт», а так может быка слопать.

Конфликт в душе Владимира это что-то новое в драматургии. В нём борются старые привычки и понимания правильности изменений. Соблазны его это три беса: бес плоти, бес хулы и бес мира.

Написана пьеса была для школьного театра в 1705 году. Написана она по всем школьным канонам: 5 актов, в стихах, с прологом и эпилогом. В прологе дух убитого Ярополка, брата Владимира приходит к жрецу Жериволу и предупреждает его, что Владимир хочет свергнуть язычество. А в эпилоге хор ангелов вместе с апостолом Андреем предсказывают долгие лета процветанию Киеву. Старые боги низвергнуты, народ ликует. Так Феофан Прокопович воспользовался религиозно-историческим сюжетом для пропаганды передовых взглядов.


Сейчас читают про: