Новые черты литературного процесса 1790-х

Новые черты литературного процесса 1790-х (демократизация, сентиментализм). "Ябеда" Капниста.

Майков. Бурлескная поэма "Елисей, или раздраженный Вакх".

НО канты пишутся и на бытовые темы(«Буря море вздымается» - про трудности морской службы) + модными считались стихотворные вставки в светских повестях + народное тв-во про Петра (как плачи, так и хвалебные песни) + появление *омг* любовной лирики.

Повести: наиболее распространены анонимные повести («гистории») Интерес к личности обыкновенного человека, роль любовной интриги, занимательность сюжета. Яркий пример: «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли» Сюжет типичный: Вася, сын бедного дворянина, решает выбраться из «скудности» и стать матросом «Российской Европии». Вместе с др.дворянами отправляется в Голландию, где, благодаря своим природным способностям(уму), быстро водвигается на первые места. Показатель того, что главное – личные дарования, а не порода(св-но петр.времени). Далее любовно-авантюрная повесть: по пути в «РЕ» кораблекрушение, плен на разбойничьем о-ве, где Вася спасает пленницу королевну Ираклию, бежит с ней, теряет ее, долго странствует и, победив вероломство соперника-адмирала, женится на Ираклии, став после смерти тестя Флоренским королем. Хэппи эндJ Любоф тут идеальное чувство, и Вася умеет галантно, как «учтивый кавалер», обращаться с девушками. Язык повести: как слова из народного тв-ва(«удалой молодец»), славянизмы(«слышав»), варваризмы петровск.времени(«арфа»)

+ не забываем про театр и драматургию и Феофана Прокоповича с «Владимиром» из 5го билета

*На всякий пожарный: влияние преобразований Петра

- процесс европеизации, надо было создавать культуру общеевропейского типа (про раз-е книгопечатания (открытие новых типографий), новые уч.заведения все мы помним) Книгопечатание теперь преимущественно светской лит-ры. Особое внимание Петя уделял переводной (научной и технической) 15 декабря 1702г.- указ Петра об издании 1й рус.газеты

- «воспитание» дворянства (издание книг воспитательного хар-ра «Приклады, како пишутся комплименты разные»(1708) и «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению»(1717)

Майков Василий Иванович(1728-1778): ученик Сумарокова, член лит.кружка Хераскова. Из старинного дворянского рода, но не законченное образование. В тв-ве отразился кризис классицизма, сатирико-обличительные тенденции. Писал басни, кот-е в 1766-1767гг. были изданы в 2х частях «Нравоучительных басен и сказок». Ополчается на спесивых, невежественных дворян, взяточников и т.д. Главное достижение – бурлескная поэма «Елисей…» и ирои-комическая поэма «Игрок Ломбера».

Во франц.лит-ре различались 2 вида комических поэм: бюрлескная и ирои-комическая:

1. Бюрлеск – шуточная поэма, в кот-й возвышенная тема излагается пародийно. Родоначальник – фр.поэт 17в. Скаррон, рассказавший в «Переодетом Вергилии» о похождениях Энея в «низких» тонах.

2. Возмутившись Скарроном, Буало предложил новый тип поэмы, в кот-й, наоборот, обыденные события излагались высоким слогом героической эпопеи (ирои-комическая)

Новаторство Майкова – в объединении 2х видов в поэме «Елисей, или раздраженный Вакх»(1771) Ранее М.написал ирои-комическую комедию «Игрок Ломбера»(1763), где рассказывает о похождениях картежника высоким слогом героической поэмы. В «Елисее» сочетается высокое с низким, сущность комизма - в переплетении канонов бурлеска и ирои-комической поэмы. Двойное название подчеркивает двуплановость поэмы. В поэме крестьяне, пьяницы, воры действуют вместе с мифологическими божествами, о которых говорится в низких тонах. Много грубых слов(«друг друга в рыло бьют»), обильно представлен быт, народно-поэтические элементы(шапка-невидимка). Разрушение, классицизма, развитие реалистических тенденций. Многим не понравился Елисей из-за низкого духа поэмы. Пушкин защищал «Елисея», писал, что «все это уморительно».

«Елисей, или раздраженный Вакх»

Краткий подробный пересказ:

Песнь первая: Вакх, бог вина, разозлился на откупщиков за то, что цены на вино, пиво, мед поднялись и теперь пьяных меньше. Идет в питейный дом, где видит ямщика Елисея, кот-й просит чумака налить ему вино в пивную чашку. Пьет и устраивает в кабаке драку, его увозят в полицию. Вакх понимает, что Елисей нужен ему для мести. Идет к Зевсу попросить осовбодить Елисея из караула. Но к Зевсу как раз приходила Церера, жаловалась на то, что крестьяне спились и земледелие прекратилось, катила бочку на Вакха. Зевс приказывает Ермию собрать всех богов на Олимп, чтобы решить спор между Вакхом и Церерой, а потом отправиться в караул и освободить Елисея.

Песнь вторая: Ермий приходит в тюрягу, переодевает Елисея в женское платье и переносит в Калинкинский дом, где под караулом сидели распутные девки. Елисей просыпается, в шоке, думает, что он в монастыре. Приходит начальница, будит всех, понимает, что Елисей не девка, ведет его в особый покой. Е. говорит, что он ямщик и рассказывает о побоище зимогорцев с валдайцами за сенокос.

Песнь третья: Любовь начальницы с Елисеем. Зевс мирит Вакха и Церера(прочитав им пламенную лекцию ни о чем). Когда Елисей готовиться «ночевать» с начальницей, приходит начальник стражи. Принимает Е. за пришлую девку, спрашивает, почему ее нет в реестре. Начальница пытается оправдаться, но начальник строгий и берет Е. под караул, откуда его опять спасает Ермий. Ермий дает ему шапку-невидимку и Е. «ходит» к начальнице несколько месяцев. Но потом она ему наскучивает и уходит. Нач-ца тоскует

Командир в самое то время входит и видит оставшие после Елисея вещи, гневается на нее, хочет ее сечь; но скоро, «провором ее быв улещен», с нею помирился.

Песнь четвертая: Елисей идет в город ложится спать в лесу. Просыпается от крика женщины, кот-ю грабят 2 вора. Спасает ее и узнает в ней свою жену.Он ее отпускает в город, а сам остается в лесу. Является Силен(от Вакха) и ведет его в дом одного богатого откупщика, чтоб он тут пил сколько хочет. Елисей нечаянно заходит в баню, где парятся откупщик с женой. Выгоняет их, парится, надевает платье откупщика, шапку-невидимку и ложится под кровать откупщика. Откупщик ночью встает из-за грозы, Елисей ложится спать с его женой*омг* По окончании грозы откупщик, увидев странное движение «жены», думает, что ее давит домовой, хочет наутро посылать по ворожею, которая бы выгнала вон из его дома черта. Ямщик боится ворожеи, выходит из палат и ищет погреба.

Песнь пятая: Елисей, забравшись в погреб, обретает в нем много напитков и радуется. Является Вакх с своею свитою. Все вместе громят погреб, уходят пустошить др.погребы.Наутро откупщик посылает ворожею. Она приходит, а в это время прибегает его ключник, рассказывает о опустошении погреба. Откупщик просит ворожею, чтоб она чертей из дома его выгнала. Та обещает сделать; но потом они ссорятся и он выгоняет ворожею вон. Между тем Зевс видит, что Елисей многих откупщиков разоряет, призывает богов и вершит над ним суд. Наконец решает отдать его в солдаты, что и происходит с Елисеем.

Развитие русской общественной мысли и литературы 90-х гг было обусловлено углублением кризиса феодально-крепостнической системы, ростом крестьянских волнений. На развитие общественной мысли в России (в частности – на Радищева) повлияла и французская революция.

В 90-х гг возникли наиболее радикальные произведения: «Путешествие из Питера в Москву» Радищева (первое произведение, которое несло идеи революции ), «Ябеда» Капниста, «Вадим Новгородский», сатирическая журналистика Крылова.

Возникают литературно-политические кружкиОбщество друзей словесных наук», которое выпускало журнал «Беседующий гражданин»). Там печатались нравоучительные статьи, связанные с религиозной моралью (кружок был связан с масонами). Там печатался и Радищев (статья «Беседа о том, что есть сын Отечества».

Прогрессивные идеи нашли отражение и в «Санкт-Петербургском журнале» Пнина (это не опечатка) и Бестужева. Это был один из известнейших и прогрессивных журналов: велась пропаганда просвещения, ответственности царя перед законом, даже была скрытая критика политики Павла 1 относительно крепостничества. Известная статья Пнина – «Гражданин», написанная под влиянием «Беседы…». Но Пнину идея революции чужда.

Сложность развития литературного процесса 90-х обуславливалась противоречиями русской социальной действительности, усилением правительственной реакции в конце правления Екатерины и недолгого – Павла. Они были напуганы крестьянскими волнениями, поэтому многие были подвергнуты репрессиям (Радищева сослали в Сибирь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: