double arrow

Расцвет русской просветительской мысли 60-х-70-х годов 18 века


Послание к слугам моим».

Сатирические произведения Фонвизина. "Лисица-кознодей", "Послание к слугам моим".

Из ранних сатирических произведений Фонвизина до нас дошли немногие. К ним относятся: басня-сатира «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим Шумилову Ваньке и Петрушке». В этих произведениях сказался общественно-социальный пафос и сатирическая острота, составляющие основную силу Фонвизина-сатирика.

Сатира басни «Лисица-казнодей» направлена на льва «царя зверей, пресущего скота» и тех, кто окружал его трон, расточая царю безмерное славословие. В «Ливийской стороне» умер царь зверей – Лев. Со всех сторон на похороны стекаются «скоты». Надгробное слово берет лисица-казнодей, произнося Льву елейные похвалы, говоря о добродетели и заслугах. Присутствующий при этом крот шепчет собаке, что все это лесть подлейшая. Крот рассказывает собаке, что «трон кроткого царя был создан «из костей растерзанных зверей», что любимцы и сановники льва драли шкуры с невинных животных.

При чтении басни обращает на себя внимание использование в обличительных целях слов «скот» и «скотолюбие». Наряду с прямым значением, эти слова употребляются в переносном. Заключительная фраза басни, слова собаки: Так, видно, никогда ты не жил меж людьми» - раскрывает аллегорический смысл басни.




Басня Фонвизина по едкости превосходит многие современные ему басни. С помощью некоторых бытовых деталей Ф. создает портреты персонажей басни.

Лисица-проповедник – «с смиренной харею, в монашеском наряде». Ф. прибегает и к речевой характеристике. Речь лисы полна славянизмов (возвыш. Стиль (подмазывается)). Речь собаки и крота характеризуется простотой разговорной речи, употреблением просторечных выражений, говорящих о их соц. положении. Напечатал басню в 1787г, когда славословили Екатерину 2 за предпринятую ее поездку в Крым.

Обращаясь к слугам автор послания задает им философский вопрос о смысле мироздания. Он предлагает поочередно ответить на вопрос: «На что сей создан свет?». Поставленная философская проблема явилась ля того,чтобы поставить вопрос о социальной несправедливости в жизни общества.

В ответе Ваньки мысль , что все построено на обмане:

Попы обманывают народ, слуги – дворецкого, дворецкий – господ и т.д.

Слуги не смогли ответить на этот вопрос, не смог и автор.

Однако, нарисованная Ванькой и Петрушкой картина сего света говорит, что свет сей устроен скверно.

«Послание к слугам» отличается большими худ. достоинствами. Оно воспринимается как живой непринужденный разговор между собеседниками, причем, речь каждого индивидуализирована, образы даны правдиво и убедительно. Вот это свидетельствует о тенденциях реализма, которые будут усиливаться в творчестве Ф. по мере углубления и зрелости его политического мировоззрения.



С 60 годов ХVIII в. в развитии в России производительных сил и отношений происходят серьёзные изменения. Дворянство продолжает оставаться господствующим, правящим классом. Но всё сильнее развивается третье сословие, «люди третьего чина» — буржуазия: купцы, промышленники. Растёт население городов – мелкая буржуазия, так называемые «разночинцы. Начинает возникать сельская буржуазия — деревенские промышленники из крестьян. Развитие производительных сил влечёт за собой дальнейший рост и усиление Русского государства. В последнюю треть века Российская империя выдвигается в ряд наиболее сильных мировых держав, подъем национального самосознания. Этому способствуют блестящие военные успехи России. Победа в первой русско-турецкой войне открыла Черное море для русского флота, расширив внешние торговые связи. Вторая победа над Турцией, закрепив успехи русских войск, упрочила международное положение России.

Растет значение русской интеллигенции. Среди интеллигенции выделяются передовые круги дворянства и разночинцы. При Московском университете учреждается «Вольное российское собрание» «для исправления и обогащения российского языка». В Академии наук был составлен и издан первый толковый словарь.



С тех же 60 годов в Стране всё больше и больше обостряются противоречия и классовая борьба.

Тормозом на пути развития был подневольный крепостной труд крестьян.

За одно только десятилетие с 1762 по 1772 г. произошло до сорока крупных крестьянских восстаний. Волнения крестьян подавлялись самым жестоким образом – по специальной инструкции Екатерины, «огнем и мечом и всем тем, что только от вооруженной руки произойти может». Но это не помогло. В начале 70-х волнения перерастают в крестьянскую войну под предводительством Пугачева, бушевавшую около года. Все это делало вопрос о крепостном праве вопросом всех вопросов того времени. А самодержцы вели свою политику прежде всего в интересах дворян-помещиков. Еще при Петре III в 1762 был издан «Манифест о вольности дворянской», снимавший с дворян их единственную обязанность перед государством – установленную Петром обязательную службу – и в то же время оставлявший им все права и привилегии. Более того, помещичьи крестьяне, в самом деле, стали рабами, в полном смысле этого слова, были лишены не только личной свободы, но и права собственности: и они и всё их достояние безоговорочно принадлежало помещикам, в свою очередь рассматривавшим их как вещь, как товар. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных крестьян оптом и в розницу, с землёй и без земли, наряду с домашними животными и предметами бытового обихода. Ёкатерина II сотнями тысяч закрепощала даже тех крестьян, которые, как, например, на Украине, ещё оставались свободными. Осыпая «милостями своих бесчисленных фаворитов, она раздарила им несколько сот тысяч крестьян.

В то же время вынуждаемая новыми экономическими потребностями, острой политической обстановкой в стране и, прежде всего, волнениями многомиллионного крестьянского моря, Екатерина II стремилась придать своему тираническому самовластию видимость «просвещенного абсолютизма».

Екатерина настойчиво стремилась убедить своих современников в том, что она является прямой наследницей и продолжательницей дела Петра. Но если Петр, следуя историческому ходу вещей, в какой-то мере вёл за собой общество, Екатерина наоборот старалась задержать слишком стремительный ход общественного развития. Развитие капиталистических отношений и обострение классовых противоречий обусловили формирование в Росии антикрепостнинеской идеологии, чему немало сопутствовало проникновение западно-европейских крепостнических идей, что нашло отражение в творчестве Козельского, Аничкова, Новикова, Фонвизина.

Борьба, против бесчеловечного крепостнического угнетения народа явилась благодатной почвой для распространения философии, бывшей наиболее ярким и значительным выражением всей умственной жизни ХVIII в, который в историю под почётным именем века Разума, эпохи Просвещения. Центром просветительных идей являлась предреволюционная Франция. Труды теоретиков французского просвещения: Вольтера, Дидро, Руссо и др. Французских просветителей пользовались огромным успехом в России, особенно у молодежи. Переводами сочинений французских просветителей занимались русские писатели Сумароков, Фонвизин, Майков, Княжнин, Радищев и др. Силу просветительных идей почувствовала и правящая верхушка тогдашней России и, прежде всего, сама Екатерина II, Которая сделала искусную попытку использовать эту силу в своих собственных политических видах — в целях укрепления российского самодержавия. Теоретически подготовлявшие грядущую революцию Французские философы-просветители сами, как правило, не только не хотели, но и боялись её. Не доверяя народу, они возлагали свои основные надежды на деятельность «просвещённого» монарха. Екатерина ловко использовала это – сама решила встать в позу подобного «просвещенного монарха». В сношениях с западными философами, в частности, в переписке с Вольтером она заявляла, что считает себя их прямой ученицей. Те, в свою очередь, превозносили её восторженными похвалами, создавая европейскую славу «философа на троне». Екатерина умела обратить идеи французских просветителей на службу проводимою ею феодально-крепостнической политике. Примером истолкования идей просветителей в духе монархизма явился составленный ею «Наказ», который должен был упорядочить законы в результате деятельности Комиссии. Екатерина сумела вытравить подлинный смысл теорий Монтескье, тем самым свела к минимуму возможность реформ. В Комиссию вошли представители всех сословий, за исключением крепостных крестьян, а процент других категорий демократического населения. Эта игра в либерализм стала для императрицы небезопасной. Среди депутатов Комиссии раздавались речи в защиту крестьянства, требования законодательного ограничения крепостничества. Например, Я.П. Козельский высказывал мысли даровать непросвещенному народу свободу. Он ратует за общество, основанное на всеобщем труде. Яростно вступили в полемику с депутатами, высказавшими демократические идеи, представители дворянской аристократии значительная часть дворянства. Щербатов, например, активно защищал крепостнические права, однако направлял острие своей публицистической сатиры на разоблачение произвола, разврата российского самодержавия и его чиновничье-бюрократической системы. Зная закулисную жизнь двора, он обличал ложь и лицемерие Екатерины, ее игру в либерализм.

Полемика, развернувшаяся в Комиссии, выступления депутатов, критиковавших политику Екатерины и защищавших крепостное крестьянство, вынудили императрицу поспешить с роспуском комиссии.

1760-1780 годы проходят под знаком развития идеологии русского Просвещения, социально- политическая сущность которой заключалась в критике екатерининского деспотизма, в защите интересов крепостного крестьянства. Деятели русского просвещения разоблачали бюрократический произвол в государстве, невежественное и реакционное духовенство, требуя свободы мысли, свободы просвещения для всех сословий. Идеи русского просвещения, связанного с просвещением общеевропейским, поднимаются в творчестве Радищева до осознания необходимости революционного изменения действительности, до отстаивания права народа на насилие отвечать насилием. В русской литературе второй половины 18 века резко усиливается оппозиционность к деспотическому правлению (тираноборческие мотивы звучат уже в «Тилемахиде» Тредиаковского, в поздних трагедиях Сумарокова (Вышеславе, Дмитрии Самозванце, Мстиславе), усиливается сатирико-обличительная тенденция, которая пронизывает все жанры передовой литературы, связывая литературу с реалиями русской жизни и быта. Классовость позиции писателя проявляется теперь с большей определенностью. И эта определенность связана прежде всего с отношением писателейи публицистов к крестьянскому вопросу.

Друзья, будьте готовы, что она попросит показать на примере. Берете вы любого из Чулкова, Эмина, Сумарокова, Новикова, Фонвизина, т.д. и говорите про него.







Сейчас читают про: