Искусство, идущее от разума

Барокко и классицизм

Церковь и искусство барокко

Караваджо – мастер светотени

Барокко и классицизм

Крупнейшие художники:

Бернини (Джанлоренцо; 1598-1680) – итальянский скульптор и архитектор, мастер монументального барокко.

Караваджо (Микеланджело; 1571-1610) – итальянский художник, мастер игры светотени.

Пуссен (Никола; 1594-1665) – первый французский художник эпохи классицизма.

Рембрандт (1606-1669) – величайший голландский художник – рисовальщик и гениальный офортист.

Рубенс (Питер Пауль; 1577-1640) – плодовитый фламандский художник и дипломат, автор бесчисленных мифологических, библейских и исторических полотен и портретов современников.

Веласкес (Диего; 1599-1660) – испанский художник, один из величайших колористов всех времен.

Вермеер (Ян; 1632-1675) – голландский художник, один из крупнейших живописцев XVII века, в основном писал женские портреты в интерьерах.

Во второй половине XVI века Европу потряс кризис. В то время как католики признавали авторитет папы, верующие ряда стран Северной и Центральной Европы хотели избавиться от этого посредника между Богом и людьми и самостоятельно искать путей к Богу. Это были англикане в Великобритании и протестанты в Германии и Нидерландах. Религиозная смута проявилась в искусстве того времени в так называемой «маньеристской» живописи, еще несшей на себе далекие отсветы Ренессанса, но отличавшейся усложненными и беспорядочными формами. На заре XVII века Италия вступила в полосу реакции. Именно тогда художник Микеланджело Меризи, по прозвищу Караваджо (1571-1610), стал зачинателем простого, но очень драматического направления в живописи, основанного на игре света и тени. С другой стороны, католическая церковь пыталась объединить художников посредством новых идей и образов. Так возникло новое зрелищное искусство, которое должно было ослепить и подчинить людей – искусство барокко.

Мятущееся искусство Караваджо порождено окружающей его действительностью. Молодой человек из небогатого круга, повеса и дуэлянт, Караваджо половину жизни писал, а вторую половину провел в тюрьмах или в бегах, преследуемый наемными убийцами. Почти все его работы полны кровавых сцен насилия, разыгрываемых в грязной, отталкивающей обстановке, когда свет выхватывает из мрака резко очерченные лица и фигуры – это и есть светотень. В Риме картины привлекли внимание публики и потрясли ее прямотой страстей художника и психологией изгоя. В результате Караваджо стал получать много заказов из религиозных кругов. Он умер в 1610 г., скорее всего, был убит. Но мода на «караваджизм» и его светотень быстро распространилась в Испании, Франции, а также в Северной Европе.

Слово барокко происходит от португальского ювелирного термина, обозначающего жемчуг неправильной формы. Искусство барокко, зародившееся около 1600 г., отличалось буйным динамизмом форм, преувеличенными эмоциями, синтезом архитектуры и живописи, когда благодаря иллюзионистскому использованию пространства интерьера живопись открывала путь в бесконечность небесных высей. У Джанлоренцо Бернини (1598-1680) архитектура и скульптура соединили в единое целое возвышенные небесные и вполне земные страсти. Религиозный экстаз святой Терезы носит у него откровенно эротический характер. Полотна Питера Пауля Рубенса (1577-1640) представляют собой буйный водоворот человеческих фигур. В картине «Ярмарка» художник показывает, что искусству барокко под силу изображение не только религиозных эмоций, но и вполне земных народных празднеств.

В XVII веке искусство в Европе постепенно оттесняется классицизмом – искусством, основанным на равновесии и строгости форм. Строгие правила определяют живопись, литературу, музыку, скульптуру, архитектуру. Золотой век классицизма – это период правления во Франции Людовика XIII и Людовика XIV. Большие европейские государства утверждали свою мощь, поддерживая искусство, с уважением относящееся к установившемуся порядку. Но пример Веласкеса (1599-1660) и Рембрандта (1606-1669), как и вся жанровая живопись, показывают, что триумф классицизма не был полным.

Искусство классицизма черпало свое вдохновение в двух источниках: в природе и в античности. В какой-то мере оно сближалось с искусством Возрождения и даже продолжало живописные традиции некоторых художников XVI века,

например Рафаэля (1483-1520). Строгое, требовательное искусство классицизма было откровенно методологично: его изучали в школах и «академиях». Сторонники классицизма придавали особое значение изучению рисунка, считая, что линия – это «скелет» и живописи, и архитектуры. Поселившись в возрасте 30 лет в Риме, Никола Пуссен (1594-1665) достиг вершины искусства классицизма, неторопливо выписывая крупные полотна, добиваясь гармонии пейзажа и человеческой истории. Искусство стало пищей для размышлений, а не просто источником удовольствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: