double arrow

Вопрос №9


Романтизм - яркое и значительное направление в литературе и искусстве (живопись, музыка, скульптура и т.д.), в основе которого - стремление исключительной личности к абсолютной свободе, духовному совершенству, идеалу, в сочетании с осознанием несовершенства окружающего мира, его враждебности.

Первоначально романтизм возникает в Германии в конце XVIII века (90-е гг.), где и получает свое теоретическое обоснование (идеи немецкой классической философии), затем распространяется едва ли не во всех европейских странах и активно развивается до середины XIX века.

Основателями немецкой романтической школы были «йенские романтики» (братья Шлегель, Тик, Новалис и Вильгельм Ваккенродер и др.), одним из основателей романтизма во французской литературе был Франсуа Рене де Шатобриан, писатель и дипломат.

Имена английских поэтов Байрона и Шелли, романиста Вальтера Скотта, немецких романтиков Гофмана и Гейне, американских писателей Эдгара По и Джеймса Купера, французского поэта, драматурга и прозаика Виктора Гюго известны всему миру.

А.М.Гуревич называет романтизм "революцией в искусстве", объясняя данное наименование характером развития самой эпохи конца XVIII - сер. XIX вв. - периода бурных политических событий и общественных потрясений, среди которых: разрушение "феодально-средневекового мира" (А.М.Гуревич) и утверждение капиталистического строя, буржуазные революции и национально-освободительные войны, первые политические выступления рабочих и крестьян и т.д. Данная эпоха - тревожная и неспокйная - время великих разочарований, ожиданий и решительных перемен в сознании людей. Великая французская революция не оправдала возлагавшихся на нее надежд: не принесла людям свободы и справедливости. В новом, возникшем в результате революции, буржуазном обестве человек чувствовал себя "как бы на переломе, на грани двух жизненных укладов", одиноким и неприкаянным.

В нашей стране романтизм возникает в начале XIX в. (10-30-е гг.), в эпоху, когда России только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. Как отмечает В.И.Сахаров, "романтизм у нас становился не просто литературой, но жизнестроительством, особым взглядом на мир, требующим поистине революционного преображения этого мира". С одной стороны, в нем (в направлении) отразилось разочарование передовых русских людей в самодержавно-крепостнических порядках и неясность представлений о путях исторического развития страны. С другой стороны, в этом направлении выразился стремительный рост общественного и личного самосознания. По мнению А.М. Гуревича, русский романтизм во многом отличался от западноевропейского: романтические идеи, настроения и художественные формы "представлены в несколько смягченном варианте".

Яркими представителями романтического направления в России следует назвать В.А.Жуковского (баллады), К.Н.Батюшкова (поэзия), К.Ф.Рылеева (лирика), В.К.Кюхельбекера (лирика), молодого А.С.Пушкина ("южные поэмы" и романтические стихотворения), М.Ю.Лермонтова (стихотворения и поэмы), Е.А.Баратынского, Н.В.Гоголя (ранние произведения), Ф.И.Тютчева (лирика) и др.

Основная черта романтизма - двоемирие, то есть существование двух миров: мира действительности и иного мира - мечты, идеала, природы и т.д. Главным конфликтом в данном литературном направлении является конфликт между идеалом и действительностью (то есть человек остается предан своим идеалам, но не находит их в действительности).

В центре мира стоит герой с его индивидуальным сознанием и внутренним миром души - мыслями, чувствами, переживаниями.

Герой романтического произведения - личность исключительная, изображенная в необычных обстоятельствах (например, в экзотической стране, потустороннем мире). Он (герой) одинок, обречён на непонимание, осознаёт несовершенство мира и людей, страдает от этого. Обществу он предпочитает уединение, т.к. ощущает себя чужим в этом мире. С одной стороны, среди романтических персонажей - изгнанники, скитальцы, странники, отщепенцы, с другой - чудаки, мечтатели, фантазеры, далекие от реальности.

Романтики первыми ввели в литературу понятие "гения", его "деятельность носит внутренне свободный, игровой характер самовыражения" (Тамарченко Н.Д.).

Вопреки эстетическим теориям (канонам) классицизма, в своих произведениях они (романтики) смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, фантастику и реальность. Главным интересом для романтиков было невоплощенное, то, что пока еще лишено формы и очертаний.

Кроме того, подверглись изменению и обновлению старые жанры, создавались новые, например, исторический роман, фантастическая повесть-сказка, лиро-эпическая поэма.

Влюбленные в природу, представители данного направления проникновенно изображали ее жизнь, используя при этом новые "художественные средства, звуки и краски, чтобы передать величие этой вольной стихии" (А.М.Гуревич).

По мере развития романтизма, "к судьбе центрального персонажа, а значит, к его отчуждению вплотную придвигаются такие универсалии, как Мир, Вечность, Космос - с их тайнами, "ночью", безднами" (Ю.В.Манн).

Романтики пропадали с исторической сцены в разное время : в одних странах их влияние уже прекратилось к 20-м годам XIX, в других - эти же самые годы были апогеем успеха, но к середине века романтизм как литературное направление уже изживает себя.


Сейчас читают про: