double arrow

В.А. Сухомлинский

Национальная система образования в Республике Беларусь

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможность реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни. Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий для общего и профессионального развития человека.

Каковы же объективные и субъективные предпосылки, вызвавшие потребность перехода к непрерывному образованию?

Объективные предпосылки.Прошедшее столетие характеризовалось бурным социально-экономическим и научно-техническим прогрессом. Подобного динамизма общественного развития не знали предыдущие эпохи. В этих условиях обновление техники, технологий опережало темпы смены поколений людей. Произошло отставание образования от новых реалий жиз­ни; появившийся дефицит знаний привел к тому, что многие работники перестали выполнять свои обязанности профессио­нально, обострилась проблема функциональной неграмотности.

В результате исчерпания возможностей конечного образования возник ряд инициатив (параллельное образование, продолженное образование, повышение квалификации, дистанционное обучение, самообразование), что, однако, помогало решать возникшие проблемы лишь частично. Таким образом, были созданы объективные предпосылки для перехода к непрерывному образованию.




Субъективные предпосылки.Возникшая в современных условиях рассогласованность между имеющимся и необходимым для человека уровнем знаний стала причиной неумения сделать надежный профессиональный выбор. Рост благосостояния в целом, появление свободного времени, расширение перечня образовательных услуг привели к осознанию необходимости постоянного обновления знаний не только для профессиональной деятельности, но и восприятия образования как ценности.

Функционирование непрерывного образования основывается на принципахгуманизма.; демократизма, мобильности, опережения открытости,непрерывности.

Принцип гуманизма — обращенность образования к человеку, свобода выбора форм, сроков, видов обучения, возможность повышения квалификации, самообразования. Он реализуется через создание благоприятных условий для развития творческой индивидуальности личности. Этот принцип отвергает насилие, национальную и расовую исключительность, равнодушие окружающим.



Принцип демократизма — доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышение квалификации.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования. Он ориентируется на использование разных методических систем и технологий, позволяющих учиться меньше, но чаще, продуктивнее.

Принцип опережения требует быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики. Он ориентирует на широкое и активное применение новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов.

Принцип открытости обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей, т.е. работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества. Образование должно быть направлено в будущее, прежний девиз "Знания на всю жизнь" уступает место новому – "Знания через всю жизнь".

Непрепрерывное образование способствует решению трех основных задач:

1. Подготовка человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений;

2. Совершенствование человека с целью его своевременной
адаптации к постоянно меняющимся условиям;

3. Разностороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения.

В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования выделяются две подсистемы: базовое и дополнительное образование. В свою очередь базовое и дополнительное

образование может быть общим и профессиональным. Таким образом, следует говорить о четырех подсистемах образования: базовом общем, базовом профессиональном, дополнительном общем, дополнительном профессиональном.

Высшая школа,занимая свое место в системе непрерывного образования, прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Сегодня необходимо четко и осознанно представлять, каким должно быть высшее профессиональное образование.

Даже при бесспорных достижениях в развитии высшей школы уровень и качество подготовки отечественных специалистов не отвечают современным требованиям. Располагая одним из крупнейших инженерных корпусов, мы значительно отстаем по качеству продукции, средней производительности общественного труда от достигнутого в мире уровня. У нас избы: выпускников вузов и недостаток кадров, способных на вы-cqkom профессиональном уровне решать сложные современные задачи; Требования к специалисту, содержанию и процессу его подготовки должны носить опережающий характер по сравне­нию со сложившейся теорией и практикой.

Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая.

Формирование и развитие образовательной системы в Беларуси осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. Национальная система образования базируется на Конституции Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании 13.01.2011 № 243-3, "О правах ребенка", других нормативно-правовых документах, регламентирующих ее деятельность.

В соответствии с гл.3 Кодекса Об образовании все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории страны входят в структуру национальной системы образования, которая включает:

систему дошкольного образования;

систему общего среднего образования;

систему профессионально-технического образования;

систему среднего специального образования;

систему высшего образования;

систему последовательного образования.

Система образования Республики Беларусь охватывает разные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сады, ясли) и внешкольные учреждения; общеобразовательные (базовая и средняя школы, гимназии, лицеи); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы-интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и др.)'» профессионально, технические и высшие профессионально-технические училища-средние специальные (училища, техникумы, колледжи) и высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, высшие колледжи); научно-исследовательские институты и ин институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования и науки, управления и отделы образования исполкомов местных Советов и подведомственные им учебно-мето­дические учреждения.

Руководство образованием в Беларуси осуществляют органы государственного управления (законодательно — Палата представителей, исполнение законов — Совет Министров), а также органы управления. Министерство образования Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации. Общее организационно-методическое руководство осуществляют управления и отделы образования исполкомов местных Советов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.

Развитие национальной системы образования базируется на

· следующих принципах:

· приоритет общечеловеческих ценностей;

· национально-культурная основа;

· научность;

· ориентация на мировой уровень образования;

· гуманизм;

· экологическая направленность;

· преемственность и непрерывность;

· единство обучения, духовного и физического воспитания;

· поощрение таланта и образованности;

· обязательность базового образования.

Дошкольное воспитание и образованиеосуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях — государственных, частных, коллективных, смешанных, куда принимаются дети ввозрасте до шести (семи) лет. Применяемые здесь программы отражают новую образовательную политику, объединяют новейшие национальные и мировые научно-практические разработки по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста и основаны на личностно-ориентированном подходе.

Школьное образование включает три ступени: начальную (четыре года обучения), базовую (девять лет обучения) и общую Среднюю (одиннадцать лет обучения).

Начальное образование начинается в шесть (семь) лет и осуществляется в начальных школах и I—IV классах общеобразовательных школ и гимназий. Основными задачами начальной школы являются не только обучение чтению, письму и счету, но и воспитание, развитие личности ребенка, овладение первоначальными знаниями о природе, обществе и человеке, навыками учебной и общетрудовой деятельности, культуры речи, межличностных отношений, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Базовое школьное образование является обязательным для всех детей за исключением тех, кто не в состоянии учиться по медицинским показаниям, осуществляется в общеобразовательных школах и гимназиях, завершается сдачей экзаменов и получением свидетельства о базовом школьном образовании. Базовая школа призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения подростка в жизнь общества, а также развитие его творческих качеств, воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали.

Общее среднее школьное образование осуществляется в X—XI классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и завершается сдачей экзаменов и получением аттестата об общем среднем образовании. В общей средней школе завершается общеобразовательная подготовка учащихся на таком уровне знаний, умений и навыков, который свидетельствует о формировании полноправного и ответственного гражданина, готового к жизни и деятельности в системе общественных, семейных и производственных отношений.

Высшая школа республики представлена государственными и негосударственными высшими учебными заведениями — университетами, академиями, институтами, высшими колледжами. Обучение в государственных вузах производится на бюджетной и платной основах.

Последняя является ответом на изменившиеся запросы рынка труда, способствует привлечению в сферу образования дополнительных финансовых ресурсов и разрушению монополии в сфере предоставления образовательных услуг.

Реформа высшего образования началась в 1990 г. и предусматривала три этапа. Первый — формирование новой структуры высшей школы, второй — отработка и внедрение новых структур, третий — закрепление нормативно-законодательной базы и приведение национального высшего образования в соответствие с международными стандартами.

Вместе с тем развитие производства и общества, обобщение прогрессивного и негативного опыта в деятельности высшей школы в период реформирования потребовали корректировки задач, принципов и путей совершенствования высшего образования в стране. Первым шагом в этом направлении стало создание классических университетов в каждой области Беларуси, а также дальнейшее развитие региональных вузов и филиалов столичных высших учебных заведений.

Следующий шаг — совершенствование порядка приема в вузы был связан с необходимостью достижения принципа рав­ного доступа к получению высшего образования, выравнивания подготовки выпускников городских и сельских школ, осуществления централизованного тестирования при проведении экзаменов и т.д.

Кроме того, наряду с эффективно развивающейся дневной, а также заочной и вечерними формами предполагается широкое использование экстерната на базе информационных технологий и дистанционного обучения. Предусмотрено также уменьшение количества обязательных занятий и расширение объемов самостоятельной работы студентов с возможностью учиться по индивидуальным планам при сохранении установленных соотношений фундаментальных и специальных дисциплин. Расширяется практика преподавания междисциплинарных курсов. При оценке знаний все большее применение получают методы тестового контроля, рейтинговых показателей, аттестация.

Особое значёние придается совершенствованию воспитания студентов, которое ориентировано на формирование у будущих специалистов духовно-нравственных ценностей, интеллигент­ности, активной гражданской позиции, высокой профессио­нальной культуры.

В Настоящее время учебные заведения системы высшего образования Республики Беларусь делятся на четыре типа: классический университет;профильный университет (академия, консерватория), институт, высший колледж. Классические и профильные университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям университетского типа.

Национальная система высшего образования обеспечивает возрастающие запросы динамично развивающегося белорусского государства, поддерживает уровень подготовки специалистов, сопоставимый с уровнем систем образования самых развитых стран. Сегодня высшая школа готовит специалистов но 15 профилям, включающим 347 специальностей высшего образования и более чем тысячу специализаций, что обеспечивает подготовку специалистов для всех отраслей экономики и социальной сферы страны.

В Республике Беларусь функционирует 55 высших учебных заведения, 12 из которых - частные. В них обучается свыше 424,0 тыс. студентов. Показатель количества студентов на 10 тыс. населения достиг 439 человек и является одним из самых высоких среди европейских государств. Ежегодно вузы республики выпускают свыше 50 тыс. специалистов с высшим образованием, в их числе более 30 тыс. человек - выпускники дневной формы обучения (две трети из них получили образование за счет бюджетных средств), условия поступления на основе реальных знаний и равные возможности стать студентом любого вуза.

В 2004 году Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года №17 введено обязательное лицензирование образовательной деятельности для учреждений образования всех форм собственности [13]. Если ранее лицензированию подлежала деятельности только негосударственных учреждений, то теперь уже все учреждения образования государственной формы собственности были вынуждены получать лицензии в Министерстве образования Республики Беларусь (лицензирующий орган).

На совещании по вопросам развития высшей школы в Республике Беларусь с участием Главы государства уточнены позиции по двухступенчатой структуре высшего образования. Первая ступень предполагает подготовку дипломированных специалистов для реального сектора экономики и бюджетной сферы. Ее продолжительность - от 4 до 6 лет в зависимости от специфики и сложности профессии. На второй ступени высшего образования, в магистратуре, формируются навыки научно-исследовательской и научно-педагогической работы с целью подготовки к учебе в аспирантуре. С 1 сентября 2005 г. в вузах республики, создавших для этого необходимые условия, открыта магистерская подготовка, ориентированная на подготовку к обучению в аспирантуре и соискание ученой степени.

В соответствии с Программой перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь на 2005-2010 гг. разработаны 293 образовательных стандарта специальностей высшего образования нового поколения, которые призваны обеспечить инновационный путь развития высшей школы, увеличение в содержании образования объема практико-ориентированных знаний, внедрение инновационных технологий обучения, повышение роли самостоятельной работы студентов, укрепить взаимодействие высших учебных заведений с организациями-заказчиками кадров.






Сейчас читают про: