double arrow
Каково современное состояние образования в мире?

IV.

III.

II.

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РОССИИ

Лекция №3

Литература

1. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – 2-е изд., доп. – Минск, 2000.

2. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. – М., 2002.

3. Основы педагогики : учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик ; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003.

4. Островский, Э.В. Психология и педагогика : учеб. пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышев ; под ред. Э.В. Островского. – М., 2007.

5. Психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. В.И. Жукова [и др.]. – М., 2004.

6. Столяренко, А.М. Общая педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М., 2006.

7. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И.И. Цыркун. – Минск, 2000.


[1] Образовательная парадигма – совокупность научно-теоретических и методологических установок, принятых педагогическим сообществом на определенном этапе развития образовательной науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели) при решении проблем образования.

Нормативно-правовая база энергосбережения

Нормативная база энергосбережения включает в себя нормативно-правовую и нормативно-техни­ческую документацию. К настоящему моменту, в целом нормативная база энер­госбережения насчитывает более 50 документов.




К нормативно-правовым документам относятся зако­ны, указы Президента и постановления Правитель­ства Российской Федерации в области энергосбережения.

Реформа всей энергетики и энергетики агропромышленного комплекса может основываться только на прочной нормативно-правовой базе, формирование которой должно иметь опережающий характер и осуществляться при непосредственном участии и контроле государства.

Основным документом на сегодняшний день является Федеральный закон №28-Ф3 «Об энергосбережении» от 3.04.1996. Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения. Кроме того, этим законом определены основные принципы энергосберегающей политики государства, установлены требования к стандартизации, сертификации и метрологии в области энергосбережения, определены основы государственного управления энергосбережением (включая осуществление государственного надзора за эффективностью энергопотребления, проведение энергетических обследований организаций и учет энергетических ресурсов), определены основные финансовые и экономические механизмы и льготы.



В закон «Об энергосбережении» включены 19 статей, в которых отраже­ны:

- области применения настоящего закона;

- ос­новные принципы энергосберегающей политики государства, стандартизации, сертификации, мет­рологии;

- основные принципы управления в облас­ти энергосбережения, разработки энергосберегаю­щей политики государства и осуществления госу­дарственного надзора за эффективным использо­ванием энергетических ресурсов, проведения энергетических обследований, учета энергетиче­ских ресурсов;

- методы государственного статисти­ческого наблюдения за потреблением энергетиче­ских ресурсов и их эффективным использованием;

- источники финансирования программ в области энергосбережения;

- льготы потребителям и произ­водителям энергетических ресурсов;

- сферы меж­дународного сотрудничества в области энергосбе­режения;

- вопросы образования и подготовки кад­ров; необходимость информационного обеспече­ния энергосбережения и др.

В статье 14 «Льготы потребителям и произво­дителям энергетических ресурсов» сказано, что производители электрической и тепловой энергии, не входящие в региональные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согла­сованных с энергоснабжающей организацией и ре­гиональной энергетической комиссией.

Энергоснабжающие организации обязаны обес­печить прием энергии от указанных производите­лей в свои сети по оценкам, формируемым в поряд­ке, утвержденном региональными энергетическими комиссиями.

Для энергетических установок, которые ис­пользуют возобновляемые источники и сооруже­ние которых осуществляется в соответствии с про­граммами в области энергосбережения, цены на электрическую энергию должны обеспечить оку­паемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с региональ­ной энергетической комиссией.

Региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепло­вую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электриче­ской и тепловой энергии на энергосбережение. По­рядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финанси­рования энергосберегающих проектов определяют­ся органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

Помимо закона «Об энергосбережении», в качестве примера нормативно-правовой документации можно привести, например:

а) Федеральный закон № 41-ФЗ от 17.08.1995 г. «О государственном регулировании тари­фов на электрическую и тепловую энергию в РФ»;

б) Указы Президента РФ (№ 889 от 25.07.1998 г. «О мерах по снижению тари­фов на электрическую энергию», № 889 от 04.06.2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской эко­номики» и др.);

в) Постановления Правительства РФ (например, «О повышении эффектив­ности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы» от 28.07.1997 г.; «Энергетическая стратегия России на период до 2020 г.», которая утверждена рас­поряжением Правительства РФ № 1234-р, от 28.08.2003 г. и др.).

Нормативно- техническая база энергосбережения

К нормативно-технической документации в области энергосбережения следует отнести:

а) нормативные документы по энергосбережению на межгосударственном (ГОСТ), государственном (ГОСТ Р), отраслевом (ОСТ) уровнях, а также на уровнях стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП);

Пример

ГОСТ Р 51379-99. Энергосбережение. Энер­гетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. М: Издательство стандартов, 2000.

б) технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной госу­дарственной власти;

Примеры:

СНИП 2.04.05-91.Отопление, вентиляция и кондиционирование. М.: Стройиздат, 1998.

СП 23-101-2000.Проектирование тепловой защиты зданий. М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2001.

в) методические документы по расчетам экономии энергоносителей и обосно­ванию экономической эффективности энергосберегающих проектов (РД)

Пример:

Руководство по разработке энергетического паспорта потребителя энергоресурсов производст­венного назначения. Сб. 3. М: Московское агентство по энергосбережению, 1997.

г) методические документы, в которых изложены полностью или со ссыл­ками на первоисточники рекомендации, методы, способы, схемы, алго­ритмы, модели энергосбережения путем повышения эффективности исполь­зования и снижения потерь первичных ТЭР, использования вторичных энергетических ресурсов, возобновляемой энергии и альтернативного топ­лива;

д) методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, перера­ботки, транспортировки, хранения и потребления.

На федеральном уровне упорядочение деятельности в области норма­тивно-технического обеспечения энергосбережения на всех стадиях энерго­обеспечения осуществляют органы исполнительной власти, ответственные за реализацию энергосберегающей политики и разработку государственных стандартов, других нормативных и методических документов в соответ­ствии с Законом РФ «Об энергосбережении».

На региональном (для субъектов РФ) уровне деятельность в области нор­мативно-технического обеспечения энергосбережения осуществляют:

- орган исполнительной власти субъекта РФ;

- региональные энергетические комиссии (РЭК);

- территориальные органы Ростехнадзора и Госстандарта России;

- научно-технические центры и агентства по энергосбережению.

Существует несколько уровней нормативно-технической документации:

1) международный (ИСО, МЭК и др.);

2) межгосударственный (например, стандарт СНГ);

3) национальный (например, ГОСТ Р);

4) отрас­левой (например, ОСТ);

5) территориальный (например, МГСН);

6) местный.

Стратегия развития отечественной энергетики

В стратегии развития энергетики России, разработанной по указанию Правительства на период до 2020 г. рассмотрен широ­кий комплекс технологических, экономических и правовых про­блем. Материал содержит:

- прогнозы потребности России и ее регионов в электрической и тепловой энергии и цен на топливо;

- основные направления развития генерирующих мощностей и электрических сетей;

- оценки динамики роста стоимости произ­водства электроэнергии и инвестиционных потребностей отрас­ли;

- предложения по совершенствованию принципов хозяйствен­ного и технологического управления энергетикой России.

Стратегия включает методическую базу по обоснованию оп­тимальных вариантов развития энергетики страны в новых усло­виях хозяйствования. Выводы и рекомендации работы основы­ваются на результатах широкого комплекса проведенных обос­новывающих исследований.

Представлены три основных варианта роста уровня электро-и теплопотребления: высокий, низкий и средний.

Энергетическая политика Российской Федера­ции, основанная на Энергетической стратегии России до 2020 г., базируется на следующих приоритетах:

1) Устойчивое обеспечении населения и экономики страны энергоносителями;

2) Повышение эффективности использования ТЭР и созда­ние необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития;

3) Поддержание надежной сырьевой базы и обеспечение ус­тойчивого развития ТЭК в условиях формирования рыноч­ных отношений;

4) Уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружаю­щую среду;

5) Поддержание экспортного потенциала ТЭК для решения макроэкономических и геополитических задач России;

6) Обеспечение энергетической безопасности России и ее ре­гионов за счет использования межрегиональных энергетических связей, как связующего фактора единого государства.

Задачи государственной политики в области энергосбережения постоянно расширяются, в результате чего в настоящее время подготовлен новый проект «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030)». Согласно данному документу энерго­сбережение следует рассматривать в двух аспектах:

1) Cтруктурная перестройка российской эконо­мики в пользу малоэнергоемких обрабатывающих отраслей, наукоемких производств.

К данным отраслям и производствам относятся производство медицинского оборудования, средств автоматизации, информационных технологий, авиационной и космической техники) и сферы услуг.

2) Реализация потенциала организацион­ного и технологического энергосбережения. Получение эффекта от данного направления возможно за счет внедрения передовых тех­нологий, технического перевооружения существующих производств, внедре­ния энергосберегающих мероприятий, позволяющих существенно снизить затраты энергии на выпуск единицы продукции.

Согласно проекту ЭС-2030 перестройка структуры экономики и техноло­гические меры экономии энергии уменьшат энергоемкость внутреннего валового продукта в 2,1—2,3 раза к 2030 г. по отношению к уровню 2005 года. При этом прогнозируемый рост ВВП может быть получен за счет:

а) за счет структурной перестройки экономики без увеличения затрат энергии (увеличение ВВП на 50%);

б) технологического энергосбережения (увеличение ВВП на 20 %);

в) повышение расхода энергии (увеличение ВВП на 30%).

Экономия энергии неразрывна со сбережением ресурсов. На добычу руды и выплавку металла, на производство бумаги, ткани, пищевых продук­тов требуется значительное количество топлива, тепловой и электрической энергии. Важнейшим ресурсом, который необходимо экономить, является пресная вода, потребляемая в огромных количествах. В стоимость пресной воды входит значительная энергетическая составляющая (затраты энергии на перекачивание, очистку и др.). Экономия ресурсов во всех отраслях хозяйственной деятельности влечет за собой существенную экономию пер­вичного топлива.

Среди экономических мер, стимулирующих рациональное использование энергии, следует выделить:

1) обоснованное регулирование внутренних цен на энергоносители;

2) создание дополнительных хозяйственных стимулов энерго­сбережения, превращающих его в эффективную сферу бизнеса.

В число социальных мер стимулирующих рациональное использование энергии можно отнести такие меры, как:

1) Широкая популяризация государством эффективного использования энергии среди населения;

2) Массо­вое обучение персонала;

3) Пропаганда идей энергосбережения в средствах массовой информации.

Сегодня от направленности и эффективности образования в многом зависят перспективы развития человечества.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции.

■Стремление к демократической системе образования.

■Значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования.

■Разрастание рынка образовательных услуг.

■Увеличение спектра учебно-организационных мероприятий.

■Расширение сети высшего образования.

■В сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией.

■Образование становится приоритетным объектом финансирования во все большем количестве стран.

■Постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ.

■Отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям развития их способностей средствами образования.

■Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

■Существенное увеличение в мировом образовательном пространстве гуманитарной составляющей.

Международное сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования, поэтому сегодня интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Согласно Болонской декларации, принятой министрами образования 29 государств Европы 19 июня 1999 г, предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения возможностей трудоустройства выпускников вузов, повышения мобильности и конкурентоспособности специалистов.

Мировое образовательное пространствообъединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня. По признаку взаимного сближения и взаимодействия этих систем выделяют следующие типы регионов.

Первый тип составляют регионы, являющиеся генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером служит Западная Европа, для которой идея единства стала стержнем образовательных реформ 1990-х гг. во всех расположенных на ее территории странах.

К данному типу можно отнести также США и Канаду, однако интеграционные усилия в сфере образования в них реализуются в иной ситуации. Для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, Малайзия, Та­иланд, Филиппины и Индонезия) характерна стратегия повы­шенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.

Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирую­щие на интеграционные процессы, в первую очередь страны Латинской Америки.

Третий тип объединяет инертные к интеграции образовательных процессов регионы: большая часть стран Африки к югу от Сахары (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов.

К концу XX в. выделились регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушилась последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таковым относятся арабские, восточно-европейские и страны бывшего СССР.

Организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства, разработку международных

· на создание условий для расширения сотрудничества народов в области просвещения, науки и культуры;

· обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

· вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

· исследование состояния образования в мире;

· пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

· сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

Идея непрерывного образования занимает все более заметное место в ряду прогрессивных идей XX — начала XXI в. Смысл ее заключается в создании условий для обеспечения каждому человеку постоянного развития и творческого обновления, что ведет к процветанию общества в целом. Именно поэтому многие государства ведут поиск собственной модели непрерывного образования.

Истоки данной идеи можно найти у древних философов: Конфуция, Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки. Предтечей современных представлений о непрерывном образовании является Ян Амос Коменский, который утверждал, что для учебы подходит любой возраст; вся жизнь должна быть школой, нужно только уяснить, в каком возрасте и к чему человек более способен.

Еще в эпоху Просвещения была доказана важность всеобщего обучения детей и молодежи. Позже появилась потребность в обучении и профессиональной подготовке, переподготовке взрослых. Эти и другие факторы обусловили необходимость теоретического обоснования образовательных процессов в современных условиях, подвели к идее непрерывного образования.

Впервые данная идея была оглашена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. С середины 1970-х гг. она нашла поддержку во всех странах, стала основным принципом образовательных реформ.






Сейчас читают про: