6.1.
Тезисы
Актуальные проблемы организационного поведения: лидерство, конфликты, стресс
Лекция №6.
Вопросы к лекции №5
- В чем состоят функции коммуникации?
- Как можно классифицировать коммуникации?
- Каковы способы преодоления коммуникационных барьеров?
- Что такое коммуникационные сети?
Различные теории и подходы к проблеме лидерства. Лидерство как объективное поведение личности в группе и коллективе в стремлении к самоутверждению и самореализации. Характеристика личностного профиля лидера. Авторитет лидера и пути его формирования. Формальные и неформальные лидеры и их влияние на групповое поведение. Формирование лидерских качеств у современного менеджера.
Источники конфликтов в организации. Роль конфликтов в развитии организации. Типология конфликтов. Модели конфликтов. Различные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Приемы управления конфликтом на групповом уровне. Возможные пути разрешения конфликта.
|
|
Причины, вызывающие стресс. Диагностика стресса. Стадии развития стресса. Стратегия управления стрессом.
Лидерство — это одна из наиболее сложных и неоднозначно трактуемых тем в организационном поведении. Дело в том, что в практике употребления понятия «лидер» и «лидерство» даже в солидных источниках смешиваются почти все смыслы, в каких только можно употреблять эти термины.
Лидер — это и вождь масс в тоталитарно-олигархическом обществе, и высший политический чин в бюрократическо-демократическом обществе (в веберовском смысле), и менеджер, отвечающий за мотивацию и активность подчиненных, за набор, подготовку работников — за все то, что связано с деятельностью его подчиненных, и просто человек, ведущий за собой других, и передовик, и т.д.
Лидерство — естественный процесс развития межличностных отношений в первичной группе. Формальное лидерство или руководство, основанное на формальной власти и подчинении — это естественный закон построения формальной организации.
Лидерство — это способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели.
Лидерство в организации — процесс, связанный с деятельностью лидера — авторитетного члена коллектива (группы, организации), обладающего юридической и/или фактической властью в группе, организации. Как уже говорилось, лидеры бывают формальные — их назначают «сверху» — и неформальные — они выбираются самими людьми «снизу». В этом заключается основное различие между лидерством и руководством.
Оптимальным вариантом для организации является, как показывает практика, когда руководитель коллектива выполняет одновременно роли и формального, и неформального лидера.
|
|
Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции:
§ постановка цели перед другими участниками совместной деятельности (в процессе взаимодействия);
§ нахождение средств для цели достижения;
§ мотивация побуждения к определенному типу поведения или модификация их поведения;
§ соорганизация — ориентирование усилий на достижение целей;
§ формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной (групповой) культуры.