Проблемы лидерства

6.1.

Тезисы

Актуальные проблемы организационного поведения: лидерство, конфликты, стресс

Лекция №6.

Вопросы к лекции №5

  1. В чем состоят функции коммуникации?
  2. Как можно классифицировать коммуникации?
  3. Каковы способы преодоления коммуникационных барьеров?
  4. Что такое коммуникационные сети?

Различные теории и подходы к проблеме лидерства. Лидерство как объективное поведение личности в группе и коллективе в стремлении к самоутверждению и самореализации. Характеристика личностного профиля лидера. Авторитет лидера и пути его формирования. Формальные и неформальные лидеры и их влияние на групповое поведение. Формирование лидерских качеств у современного менеджера.

Источники конфликтов в организации. Роль конфликтов в развитии организации. Типология конфликтов. Модели конфликтов. Различные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Приемы управления конфликтом на групповом уровне. Возможные пути разрешения конфликта.

Причины, вызывающие стресс. Диагностика стресса. Стадии развития стресса. Стратегия управления стрессом.

Лидерство — это одна из наиболее сложных и неоднозначно трактуемых тем в организационном поведении. Дело в том, что в практике употребления понятия «лидер» и «лидерство» даже в солидных источниках смешиваются почти все смыслы, в каких только можно употреблять эти термины.

Лидер — это и вождь масс в тоталитарно-олигархическом обществе, и высший политический чин в бюрократическо-демократическом обществе (в веберовском смысле), и менеджер, отвечающий за мотивацию и активность подчиненных, за набор, подготовку работников — за все то, что связано с деятельностью его подчиненных, и просто человек, ведущий за собой других, и передовик, и т.д.

Лидерство — естественный процесс развития межличностных отношений в первичной группе. Формальное лидерство или руководство, основанное на формальной власти и подчинении — это естественный закон построения формальной организации.

Лидерство — это способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели.

Лидерство в организации — процесс, связанный с деятельностью лидера — авторитетного члена коллектива (группы, организации), обладающего юридической и/или фактической властью в группе, организации. Как уже говорилось, лидеры бывают формальные — их назначают «сверху» — и неформальные — они выбираются самими людьми «снизу». В этом заключается основное различие между лидерством и руководством.

Оптимальным вариантом для организации является, как показывает практика, когда руководитель коллектива выполняет одновременно роли и формального, и неформального лидера.

Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции:

§ постановка цели перед другими участниками совместной деятельности (в процессе взаимодействия);

§ нахождение средств для цели достижения;

§ мотивация побуждения к определенному типу поведения или модификация их поведения;

§ соорганизация — ориентирование усилий на достижение целей;

§ формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной (групповой) культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: