Введение в технику принятия решений

ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ

Государственная противопожарная служба.

Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляют органы Государственного противопожарного надзора, которые входят в систему Государственной противопожарной службы МЧС России. Государственная противопожарная служба (далее по тексту - ГПС) создана с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в РФ за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Для объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время в Российской Федерации создана единая государственная система (РСЧС). Назначение, структура, режимы работы системы рассматриваются в отдельной лекции.

     

«Экономическое обоснование хозяйственных решений»

Для лиц, принимающих решения в бизнесе в любой отрасли, очень важно понимать взаимосвязь между затратами различных ресурсов (факторов производства), достигаемым объемом продаж и получаемой прибылью. К примеру, должен ли руководитель завода, производящего станки или сельскохозяйственную технику, оснастить производственный процесс полностью автоматизированной линией покраски готовой продукции или оставить существующий процесс полуавтоматической покраски с окончательной доводкой вручную? Решение в определенной мере зависит от того, какова стоимость оборудования автоматической линии, каковы численность, производительность и заработная плата рабочих, занятых ручной окраской, а также от того, насколько отличаются качественные характеристики окраски разными способами. Или пример иного рода: владелец супермаркета должен принять решение, следует ли ему вводить новый ресурс – электронную систему контрольно-кассовых аппаратов, позволяющую регистрировать все покупки с отражением вида товара, его количества, места и времени покупки. Окончательное решение будет зависеть от стоимости оборудования этой системы, а также от ожидаемого роста объема продаж в результате знания уровня запасов, более четкого планирования ассортимента продаваемой продукции и повышения производительности труда работников.

Существенным моментом в определении ожидаемых результатов от введения дополнительных ресурсов или замены одних ресурсов другими есть то, что эти ресурсы могут быть либо постоянными, величина которых в течение достаточно продолжительного периода времени остается неизменной, либо переменными, объем которых меняется по мере изменения спроса и объема производства. Каждый фактор производства сопряжен с определенными затратами. Поэтому в экономических координатах такие свойства конкретных ресурсов реагировать или не реагировать на изменения объема производства проявляются в поведении затрат. Некоторые затраты (например, арендная плата, расходы на содержание здания заводоуправления, основная заработная бухгалтера) не зависят от того, сколько продукции было произведено и продано фирмой. Другие затраты (такие, как затраты на сырье и материалы, зарплата основных рабочих) находятся в прямой зависимости от производственно-коммерческой активности фирмы.

Виды затрат, которые не меняются при изменении спроса и объема производства, называются постоянными. Виды затрат, находящихся в прямой зависимости от объема производства, называются переменными.

Следует иметь ввиду, что некоторые виды затрат могут быть условно-постоянными (затраты, изменяющиеся скачкообразно, «ступенчато» после достижения определенного объема производства, например, затраты на рекламу и другие маркетинговые затраты). С другой стороны, ряд затрат следует рассматривать как условно-переменные, т.е. такие, которые не имеют линейной зависимости от объема производства, например, заработная плата рабочих может изменяться не прямо пропорционально объему выпущенной продукции). Некоторые статьи затрат могут содержать как постоянную, так и переменную части. Тем не менее, в процессе экономического обоснования решений эти виды «атипичных» затрат теми или иными способами приводятся к типу постоянных или переменных, в зависимости от того, к какому из этих двух типов они тяготеют.

Сумма постоянных и переменных затрат для определенного объема производства составляет совокупные затраты данного бизнеса (операционные затраты). В общем случае лица, принимающие решения в бизнесе (ЛПР), стремятся обеспечить достижения целей фирмы, максимизируя результаты (выгоды) и минимизируя совокупные затраты. Одной из ключевых экономических задач ЛПР является определение оптимального набора ресурсов, позволяющего достичь этой целевой установки. При этом постоянные факторы в краткосрочных временных отрезках – «не гибкие», т.е. их затраты практически невозможно снизить без существенного изменения организационной структуры, технологии производства и производственной мощности. В тоже время количество имеющихся в распоряжении фирмы постоянных ресурсов ограничено, и она может производить и реализовывать свою продукцию в пределах этих ограничений. Дальнейший рост продаж (сверх существующей мощности) может быть достигнут только за счет инвестирования в прирост постоянных факторов.

В месте с тем использование переменных факторов придает любому бизнесу «гибкость» в краткосрочных периодах, обеспечивает его способность оперативно реагировать на изменения ситуации на данном рынке. При росте объема производства переменные затраты возрастают и, наоборот, снижение объема производства уменьшают их объем. Соответственно, растут или снижаются совокупные и средние удельные затраты (совокупные затраты, разделенные на количество произведенных и/или проданных товаров в натуральном выражении). Однако, как совокупные, так и средние затраты изменяются в меньшей пропорции, чем объем производства (продаж), поскольку в них определенную часть занимают постоянные затраты (см. рис. 1).

При росте объема производства и продаж средние удельные затраты сокращаются, что у экономистов называется эффектом масштаба. Эффект масштаба тесно связан и с другим преимуществом концентрации производства – специализацией. В крупных организациях выпуск определенной продукции обеспечивается на более высоком профессиональном уровне, зачастую с применением более производительных и экономичных технологий и оборудования. В то же время малые фирмы также имеют свои преимущества, связанные с более широкими возможностями маневра и гибкости при относительно низкой «обремененности» постоянными факторами. Необходимо также иметь ввиду, что выше определенного объема производства и продаж положительный эффект масштаба сменяется отрицательным эффектом масштаба, обусловленным убывающей отдачей ресурсов (необходимостью вовлечения в производство менее эффективные ресурсы), снижением управляемости компании, возрастанием затрат на ведение бизнеса и т.д. Таким образом, выбор оптимального набора ресурсов тесно переплетается с выбором оптимального масштаба производства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: