График безубыточности

Пример

Расчет точки безубыточности

Введение

ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

Изучив данный раздел, вы сможете:

· понимать, что подразумевается под анализом безубыточности;

· дать определение термину точка безубыточности (точка равновесия);

· дать определение термину удельная прибыль;

· рассчитывать точку безубыточности;

· начертить график безубыточности и показать на нем точку безубыточности;

· использовать график безубыточности для сопоставления альтернативных стратегий действий;

· оценить ограничения и допущения анализа безубыточности.

В предыдущем разделе мы рассмотрели различные типы затрат, которые несет любая организация в процессе ведения хозяйственных операций, и классифицировали их как постоянные, переменные, условно-постоянные и условно-переменные. При определении оптимального набора ре­сурсов управляющий, на которого возложена ответственность за принятие решений, сталкивается с необходимостью проанали­зировать соотношение между этими затратами и объемом реали­зации продукции компании и ее прибылью. С этой целью ис­пользуется метод анализа безубыточности.

Этот метод предполагает сопоставление совокупных затрат с объемом выручки от реализации для целого ряда значений объ­ема продаж. В рамках подобного анализа исследуются соотно­шения между постоянными и переменными затратами, объемом продаж или выручкой и прибылью.

Мы можем определить точку безубыточности как такой объем продаж, при ко­тором совокупные затраты эквивалентны совокупной выруч­ке, иными словами, - это уровень выручки от продаж, при котором компа­ния не получает ни прибыли, ни убытков.


Людмила планирует открыть фитнес-клуб с тренажер­ным залом, сауной и специальным залом для занятий аэробикой в центре города. Первоначальные затраты составляют:

Гривен  


Обновление и перестройка помещения 30000
Тренажеры 10000

Оборудование для сауны 5000

Затраты на перестройку помещения и оборудование будут амортизированы в течение шестилетнего периода, на основе ме­тода равномерного начисления износа и предположения, что в конце этого периода остаточная стоимость этих основных средств будет равна нулю.

Гривен  
Периодические ежегодные затраты составят:

Ремонт и содержание помещения и оборудования 3000

Страховка 4000

Затраты на оплату труда персонала будут колебаться в зави­симости от спроса на услуги фитнес-клуба. Ожидается, что они составят в среднем 100 грн. на один абонемент в год, а ежегод­ная персональная плата за занятия - 150 грн.

Людмила должна узнать, сколько нужно ежегодно реализовать абонементов, чтобы ее бизнес стал приносить прибыль. Сначала мы должны определить, какие из затрат Людмилы яв­ляются постоянными, а какие – переменными. Ей необходимо ежегодно покрывать свои постоянные издержки, которые не за­висят от числа клиентов (абонементов), будь их 50 или 500.

Первоначальные затраты капитала составляют 45000 грн. и будут списаны на износ в течение шести лет с нулевой остаточ­ной стоимостью, что означает ежегодное начисление износа в размере 7500 грн.

Гривен  
Таким образом, ежегодные постоянные затраты бизнеса Людмилы сле­дующие:

Амортизация 7500

Обслуживание и ремонт оборудования 3000

Страховка 4000

Всего 14500

Единственная статья переменных затрат — оплата труда пер­сонала в размере 100 грн. в год на один абонемент.

Выручка составляет 150 грн. в год с абонемента. За каждый дополнительный абонемент, который реализует Людмила, выручка превысит переменные затраты на 50 грн.: 150 — 100 = 50 (грн.)

 
 
Эта разница называется удельным маржинальным доходом (или маржинальным вкладом единицы продукции). Формульное выражение этого термина будет следующим: Маржинальный вклад = Цена единицы продукции – Переменные затраты на единицу продукции. Маржинальный вклад, рассчитанный на весь объем реализованной продукции, называется маржинальным доходом.  


Сначала Людмила за счет этого вклада покрывает свои посто­янные затраты, а после того как все они будут покрыты, до­полнительная величина вклада составит прибыль фитнес-клуба. Чтобы определить точку безубыточности для ее бизнеса, т.е. когда не будет ни прибыли, ни убытков, следует точно рас­считать, сколько необходимо иметь клиентов, чтобы доход от их платы смог покрыть постоянные затраты. Рассчитаем точку безубыточности (в единицах) или безубыточный объем затрат (в гривнах), для чего используем формулы:

Точка безубыточности (ед. продукции) = Совокупные постоянные затраты: Удельный маржинальный доход.

(1);

Безубыточный объем продаж (грн) = Точка безубыточности (ед. продукции) х х Цена реализации;

или: (2),

где: НЗ – постоянные затраты; ПЗ уд – удельные переменные затраты; Ц – цена единицы продукции; УВмв – удельный вес маржинального вклада в цене продукции (или маржинального дохода в объеме продаж).

Для фитнес-клуба расчет точки безубыточности вы­глядит так:

абонементов.

(грн)

Таким образом, бизнес Людмилы станет безубыточным, если она будет иметь 290 абонементов в год, что эквивалентно выручке от продажи в размере 43500 гривен.

Несмотря на то, что мы уже ответили на первоначальный вопрос о количестве единиц продукции, которые необходимо продать, чтобы обеспечить безубыточность, существует много других вопросов, требующих ответа, например, каковы будут прибыль или убыток при данном уровне объема продаж или как повлияет на точку безубыточности изменение величины посто­янных затрат.

Например, на первом году работы фитнес-клуба Людмила полагает, что у нее будет от 250 до 500 абонементов в год, причем наиболее реали­стичным прогнозом она полагает 400 чел. Мы помним, что точка безубыточности бизнеса Людмилы со­ставляет 290 чел. Если она примет в фитнес-клуб 500 учеников, дополнительный вклад составит 500 - 290, или 210 удельных вкладов, что и будет ее прибылью. Удельная прибыль с каждого абонемента составляет 50 грн., так что прибыль будет равна 210 х 50 = 10500 грн.

На основе этого примера можно вывести общую формулу прибыли для различного числа абонементов:

Прибыль (Убыток) = (Фактическое число единиц продукции — Число единиц, соответствующее точке безубыточности) х Удельный маржинальный вклад.

Когда нам необходимо рассмотреть различные объемы про­даж и проанализировать общее соотношение между затратами, доходом от продаж и прибылью (или убытком), следует начер­тить график безубыточности.

Этот график представляет собой двумерную координатную сеть XY, на которой по оси X откладываются объем производства, а по оси Y — затраты и доходы от продаж по мере изменения объема продаж (см. рис. 2).


Для того чтобы начертить линию постоянных затрат, мы должны исходить из того, что они всегда составляют 14500 грн. независимо от объема продаж, поэтому чертим горизонтальную прямую, проходящую через значение 14500 грн. на оси Y. Теперь построим линию переменных издержек, для чего не­обходимы следующие рассуждения: при объеме продаж = 0, переменные издержки = 0; при объеме продаж = 500, совокупные переменные издержки = 500 х 100 грн. = 50000 грн. Отметим эти две точки на осях координат и соединим их прямой линией.

Для построения линии совокупных затрат необходимо со­единить постоянные и переменные затраты при данном уровне объема продаж: при объеме продаж = 0, постоянные затраты = 14500 грн., переменные затраты = 0, совокупные затраты = 14500 грн.; при объеме продаж = = 500, постоянные затраты = 14500грн., переменные затраты = 50000грн., совокупные затраты = 64500 грн.

На графике заметна точка пересечения линии совокупных затрат и линии совокупного дохода от продаж. Это и есть точка безубыточности. Если мы определим координаты этой точки по оси абсцисс, получим: 290 абонементов. По оси ординат этому зна­чению соответствует значение дохода от продаж в 43500 грн.

При всех объемах продаж, превышающих значение точки безубыточности, что означает число абонементов более чем 290 чел., Людмила получит прибыль, что соответствует области на графике, справа от точки безубыточности. Например, если Людмила примет 400 учеников, размер прибыли составит разницу между совокупным доходом от продаж и совокупными затратами, соответствующей значению 400 на оси абсцисс, так что мы получим:

Прибыль от 400 абонементов = 60000 грн. - 54500 грн. = 5500 грн.

Для объемов продаж, лежащих ниже точки безубыточности, т.е. числа абонементов менее 290, бизнес Людмилы даст убытки. Напри­мер, если у нее будет 250 абонементов, то размер убытка будет ра­вен разнице между совокупными затратами и совокупным дохо­дом от продаж при X = 250. Считывая соответствующие значе­ния ординат с графика, получим:

Убыток от 250 абонементов = 39500 грн. - 37500 грн. = 2000 грн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: