Направление подготовки
Список использованной литературы
Заключение
Итак, мы с вами посмотрели, в чем же состоит сходство и различие детской литературы советского и постсоветского времени. На все это, несомненно, наложило отпечаток время, в которое эта литература создавалась. В советское время, как мы выяснили, такие произведения, как у Барто, были для ребенка образцом поведения - из него должен был вырасти дисциплинированный гражданин. В более современной литературе, в среде Остера ребенка воспитывают свободнее, мягче и просто помогают ему понять, как правильно себя вести, но вовсе не ставят таких нравственных и высоких целей. Но за счет юмора и понимания детских проблем одни произведения не становятся забытым прошлым, а другие превращаются в бестселлеры.
Что читать Вам и Вашим детям - дело индивидуального вкуса, авторы разные, но оба создали очень интересные и достойные произведения.
1. Современная русская литература (1990-начало XXI века). Академия, СПб, 2005 г.
2. Советские писатели: Автобиографии. Т.4. М., Художественная литература, 1972
3. Жизнь и творчество А.Барто. Сборник. М., Детская литература, 1089
4. Соловьев Б., Мотяшов И. Агния Барто: Очерк творчества. М., Детская литература, 1979
5. Порядина М., Григорий Остер: Есть о чем разговаривать. // Критическая масса, 2002
6. Лариса Рудова. Остер: от вредных советов до президентского сайта.
7. Григорий Остер. «Вредные советы».
8. М.Харитонов «Учитель вранья», М.2003
9. А.Барто. «Первый урок», Олма-Пресс, 1999
050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема 1. Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
как социально-бытовой роман.
1. История создания романа. Жанр романа в стихах, его особенности в понимании А.С. Пушкина.
2. Изображение дворянства в романе. Воспроизведение быта различных социальных групп, средства социальной характеристики героев.
3. Автор как организующий центр романа:
а) двойная функция образа автора (романный герой и демиург романного мира, раздвоение сюжета на реальный и возможный, «ложные» ходы автора, «ложные» адресаты, письма героев как литературная мистификация, игра автора с читателем на разных уровнях текста);
б) лирический сюжет и духовная эволюция автора (проследить по главам эволюцию автора, отметить строфы, где автор самораскрывается, выяснить функцию жанровой маски автора, ее роль в семантико-стилистической игре, создающей эффект внутреннего многоголосия, подвижность авторской точки зрения).
4. Система персонажей в романе.
а) Онегин (имя героя, его семантика, авторская игра с именами в произведении, динамика образа Онегина в восприятии Татьяны, динамика авторского отношения к герою, соотношение автора с героем, ритуальность и индивидуальность в поведении героя, психологизм, предметный мир и его роль в раскрытии образа героя. Споры об эволюции Онегина в науке);
б) Татьяна (семантика имени, отношение автора к героине, предметный мир и его роль в раскрытии образа; сон Татьяны как геометрический центр романа, поэтика сна, функции сна и т.д.);
в) другие образы романа (отметьте разность приемов раскрытия образов и закономерность использования этих приемов, символику, роль пейзажа и т.д.).
Литература:
1. Бродский Н. «Евгений Онегин». Пособие для учителя. - М., 1964.
2. Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. - Л., 1983.
3. Набоков В. Комментарий к роману «Евгений Онегин». - СПб., 1998.
4. Тархов А. Комментарий к роману // Пушкин А.С. Евгений Онегин. - М., 1978.
5. Макогоненко Г.П. «Евгений Онегин» Пушкина. - М., 1971.
6. Мейлах Б. Творчество Пушкина. Развитие художественной системы. - М., 1984.
7. Бочаров С. О реальном и возможном сюжете «Евгения Онегина» // Динамическая поэтика. - М., 1990.
8. Бочаров С. Поэтика Пушкина. - М., 1974.
9. Билинкис Я. Автор в «Евгении Онегине» // Русская классика и изучение литературы в школе. - М., 1986.
10. Лотман Ю.М. К эволюции построения характеров // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 3. М.; - Л., 1960.
11. Лотман Ю.М. В школе поэтического мастерства. - М., 1988.
12. Маркович В.М. Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина» // Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман. - Л., 1982.