Герои стихотворений А. Барто, маленькие грешники, которых автор все время поучает и воспитывает. И вертихвостка-Любочка, и Тамара с ее "парой" восхитительны тем, что неисправимы.
Общественная позиция Барто определилась с первых ее шагов в литературе: современность - ее главная тема, дети - основные герои, воспитание высокой гражданственности - ее постоянная задача, понятая очень широко и решаемая по-своему, разнообразно и свободно. Верность этой позиции, политическое и педагогическое чутье, своеобразная, сразу отличаемая от всех интонация живой разговорной речи, неподдельный детский словарь, жизнерадостные ритмы и юмор сделали ее одним из любимейших авторов. Источник, питающий поэзию Барто, - народное творчество, детский фольклор. Отсюда афористичность, пословичность: некоторые стихи ее разобраны на пословицы и вошли в обиход именно в этом качестве. В ее стихах, всегда по-хорошему злободневных, приметы времени, актуальные события детской жизни; но не только в них смысл и значение ее поэзии, а и в той жизнеутверждающей основе, на которой родились эти стихи, в разлитой в них доброте и чистоте. Хотя для современного читателя многие ее стихи покажутся, возможно, излишне нравоучительными.
С самого начала творческого пути в стихах Агнии Барто переплелись две характерные для Барто линии: лирическая и сатирическая. В нашей детской поэзии Барто по праву считается создателем сатиры для детей. Продолжая сатирическую линию, начатую Маяковским, она ввела в детскую литературу сатирическую стихотворную новеллу, сатирический портрет, веселые шаржи. Творчество Агнии Барто можно рассматривать как подъем по спирали, она словно повторяет присущие ей характерные приемы, темы, жанры каждый раз в ином, более высоком качестве. Она совершенствует не только самый стих, словарь, рифму, размер, его смысловую насыщенность, но и характер своих героев, поднимает их интеллектуальный и нравственный уровень, тем самым незаметно и без нажима прививая читателю чувства добрые.
Совсем другое дело стихотворения Барто, написанные "на заказ" и завершающиеся прямолинейной, "в лоб", нотацией. Одно из них, "Два очка за старичка", должно было продемонстрировать бессмысленность и бессердечность "шефства", за которое дети получали награду:
Ох, даже слушать тяжело,
Не верится, ребята,
Что за сердечное тепло
Нужна кому-то плата.
А если плата вам нужна,
Тогда поступку грош цена!
- восклицает Барто.
Несмотря на то, что таких стихов у поэтессы достаточно, все равно в наше время не ослаб интерес детской аудитории к ее творчеству.
ОДНАЖДЫ Я РАЗБИЛ СТЕКЛО
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.
Оно под солнечным лучом
Сверкало и горело,
А я нечаянно - мячом!
Уж как мне нагорело!
И вот с тех пор,
С тех самых пор,
Как только выбегу
Во двор,
Кричит вдогонку кто-то:
- Стекло разбить охота?
Воды немало утекло
С тех пор, как я разбил стекло.
Но стоит только мне вздохнуть,
Сейчас же спросит кто-нибудь:
- Вздыхаешь из-за стекол?
Опять стекло раскокал?
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.
Идет навстречу мне вчера,
Задумавшись о чем-то,
Девчонка с нашего двора,
Хорошая девчонка.
Хочу начать с ней разговор,
Но, поправляя локон,
Она несет какой-то вздор
Насчет разбитых окон.
Нет, в жизни мне не повезло,
Меня преследует стекло.
Когда мне стукнет двести лет,
Ко мне пристанут внуки.
Они мне скажут:
- Правда, дед,
Ты брал булыжник в руки,
Пулял по каждому окну?-
Я не отвечу, я вздохну.
Нет, в жизни мне не повезло,
Однажды я разбил стекло.
СЕРЕЖА УЧИТ УРОКИ
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
- Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито. -
Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озер.
Своеобразие стихов Барто заключается в том, что стихи написаны в сатиристической форме, с изрядной долей иронии. Ее мы видим в 1 стихотворении, когда сам главный герой рассказывает о проступке, преследующем его всю жизнь. Юмор произведения заключается в отношении второстепенных персонажей к главному герою, постоянно напоминающих ему о разбитом стекле. Иронию мы можем наблюдать и во 2 стихотворении, главный герой которого пытается сделать домашнее задание, но его постоянно кто-то или что-то отвлекает, и он постоянно возвращается к заданию, но новое событие или персонаж не дают ему это спокойно закончить. И в конце мы видим, что он сетует на наличие такого "огромного" задания, которое быстро не сделаешь.