Творчество А.Л.Барто

Герои стихотворений А. Барто, маленькие грешники, которых автор все время поучает и воспитывает. И вертихвостка-Любочка, и Тамара с ее "парой" восхитительны тем, что неисправимы.

Общественная позиция Барто определилась с первых ее шагов в литературе: современность - ее главная тема, дети - основные герои, воспитание высокой гражданственности - ее постоянная задача, понятая очень широко и решаемая по-своему, разнообразно и свободно. Верность этой позиции, политическое и педагогическое чутье, своеобразная, сразу отличаемая от всех интонация живой разговорной речи, неподдельный детский словарь, жизнерадостные ритмы и юмор сделали ее одним из любимейших авторов. Источник, питающий поэзию Барто, - народное творчество, детский фольклор. Отсюда афористичность, пословичность: некоторые стихи ее разобраны на пословицы и вошли в обиход именно в этом качестве. В ее стихах, всегда по-хорошему злободневных, приметы времени, актуальные события детской жизни; но не только в них смысл и значение ее поэзии, а и в той жизнеутверждающей основе, на которой родились эти стихи, в разлитой в них доброте и чистоте. Хотя для современного читателя многие ее стихи покажутся, возможно, излишне нравоучительными.

С самого начала творческого пути в стихах Агнии Барто переплелись две характерные для Барто линии: лирическая и сатирическая. В нашей детской поэзии Барто по праву считается создателем сатиры для детей. Продолжая сатирическую линию, начатую Маяковским, она ввела в детскую литературу сатирическую стихотворную новеллу, сатирический портрет, веселые шаржи. Творчество Агнии Барто можно рассматривать как подъем по спирали, она словно повторяет присущие ей характерные приемы, темы, жанры каждый раз в ином, более высоком качестве. Она совершенствует не только самый стих, словарь, рифму, размер, его смысловую насыщенность, но и характер своих героев, поднимает их интеллектуальный и нравственный уровень, тем самым незаметно и без нажима прививая читателю чувства добрые.

Совсем другое дело стихотворения Барто, написанные "на заказ" и завершающиеся прямолинейной, "в лоб", нотацией. Одно из них, "Два очка за старичка", должно было продемонстрировать бессмысленность и бессердечность "шефства", за которое дети получали награду:

Ох, даже слушать тяжело,

Не верится, ребята,

Что за сердечное тепло

Нужна кому-то плата.

А если плата вам нужна,

Тогда поступку грош цена!

- восклицает Барто.

Несмотря на то, что таких стихов у поэтессы достаточно, все равно в наше время не ослаб интерес детской аудитории к ее творчеству.

ОДНАЖДЫ Я РАЗБИЛ СТЕКЛО

Нет, в жизни мне не повезло,

Однажды я разбил стекло.

Оно под солнечным лучом

Сверкало и горело,

А я нечаянно - мячом!

Уж как мне нагорело!

И вот с тех пор,

С тех самых пор,

Как только выбегу

Во двор,

Кричит вдогонку кто-то:

- Стекло разбить охота?

Воды немало утекло

С тех пор, как я разбил стекло.

Но стоит только мне вздохнуть,

Сейчас же спросит кто-нибудь:

- Вздыхаешь из-за стекол?

Опять стекло раскокал?

Нет, в жизни мне не повезло,

Однажды я разбил стекло.

Идет навстречу мне вчера,

Задумавшись о чем-то,

Девчонка с нашего двора,

Хорошая девчонка.

Хочу начать с ней разговор,

Но, поправляя локон,

Она несет какой-то вздор

Насчет разбитых окон.

Нет, в жизни мне не повезло,

Меня преследует стекло.

Когда мне стукнет двести лет,

Ко мне пристанут внуки.

Они мне скажут:

- Правда, дед,

Ты брал булыжник в руки,

Пулял по каждому окну?-

Я не отвечу, я вздохну.

Нет, в жизни мне не повезло,

Однажды я разбил стекло.

СЕРЕЖА УЧИТ УРОКИ

Сережа взял свою тетрадь -

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но тут как раз пришел монтер.

Сережа начал разговор

О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтер,

Как нужно прыгать с лодки,

И что Сереже десять лет,

И что в душе он летчик.

Но вот уже зажегся свет

И заработал счетчик.

Сережа взял свою тетрадь -

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но вдруг увидел он в окно,

Что двор сухой и чистый,

Что дождик кончился давно

И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь.

Озера могут подождать.

Он был, конечно, вратарем,

Пришел домой не скоро,

Часам примерно к четырем

Он вспомнил про озера.

Он взял опять свою тетрадь -

Решил учить уроки:

Озера начал повторять

И горы на востоке.

Но тут Алеша, младший брат,

Сломал Сережин самокат.

Пришлось чинить два колеса

На этом самокате.

Он с ним возился полчаса

И покатался кстати.

Но вот Сережина тетрадь

В десятый раз открыта.

- Как много стали задавать!-

Вдруг он сказал сердито. -

Сижу над книжкой до сих пор

И все не выучил озер.

Своеобразие стихов Барто заключается в том, что стихи написаны в сатиристической форме, с изрядной долей иронии. Ее мы видим в 1 стихотворении, когда сам главный герой рассказывает о проступке, преследующем его всю жизнь. Юмор произведения заключается в отношении второстепенных персонажей к главному герою, постоянно напоминающих ему о разбитом стекле. Иронию мы можем наблюдать и во 2 стихотворении, главный герой которого пытается сделать домашнее задание, но его постоянно кто-то или что-то отвлекает, и он постоянно возвращается к заданию, но новое событие или персонаж не дают ему это спокойно закончить. И в конце мы видим, что он сетует на наличие такого "огромного" задания, которое быстро не сделаешь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: