Психология безопасности труда. Нервная система человека в обеспечении БЖД. Анализаторы. Законы Вебера-Фехнера, Стивенсона, Аткинсона, Аха, Йеркса-Додсона. Информация в БЖД, 4 ситуации в потоке информации, влияющие на БЖД. Мотивация деятельности и БЖД. Стрессы и БЖД. Типы людей и БЖД. Биологические ритмы и БЖД. Производственный климат и БЖД. Качества руководителя и БЖД.
Психология безопасности — это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности. Человек – высшее психологическое существо, наделённое разумом. Нервная система человека является анализатором в обеспечении безопасности деятельности. Объект изучения психологической безопасности труда- это различные виды предметной деятельности. Предмет - «человек - психические процессы - безопасность».
Антропогенные опасности инициируются человеком и обусловлены свойствами нервной системы, его психологическим статусом и психическим состоянием.
|
|
Психические процессы контролируют регуляцию поведения человека, благодаря чему обеспечивается адаптация организма к окружающей среде и возможность жизнедеятельности. К ним относятся познавательные психические процессы: ощущение, память, восприятие, мышление.
Свойства нервной системы человека:
- Динамичность – характеризует скорость протекания психических процессов (темп деятельности, скорость обучения, скорость принятия решений);
- Подвижность – скорость переделки, то есть насколько быстро возбуждение сменяется торможением и наоборот;
- Продуктивность в стрессе – стрессовые ситуации требуют быстроты принятия решений;
- Лабильность - скорость возникновения и прекращения нервного процесса;
Анализаторы - это система специализированных нервных образований которые воспринимают явления в окружающем мире и внутри организма и обрабатывают полученную информацию:
- Осязание (кожный анализатор), кожа нужна чтобы уберечь организм от опасности, температурный баланс (лоб 350, толстый кишечник 370)
- Восприятие вкуса
- Обоняние
- Слух
- Двигательный
- Мышечный
- Зрительный
Закон Вебера—Фехнера - логарифмическая зависимость силы ощущения C от физической интенсивности раздражителя Р: C = k log J + с, где k и с - некие постоянные, определяемые данной сенсорной системой
Закон Стивенсона: установлен степенной закон зависимости ощущения от стимула: E»Pn, где Р — интенсивность стимула. Если n=1, то ощущение прямо пропорционально величине стимула; если n>1 — ощущение возрастает быстрее, чем интенсивность стимула, а при n<1 — наоборот, например: для звук n=0,1; для электрического тока n=3. С= kJx +c
|
|
Законом Йеркса-Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.
Закон Аткинсона: Необходимо знать психофиз.хар-ку человека, у которого имеется 2 мотивации(устремление к успеху и неустремление к успеху). У первых доминирует чувство ответственности и переживания при недостижении успеха (такому человеку ответсвенную работу доверять нельзя)
Закон Аха: Если не сказать человеку о последствиях его деятельности на данном раб.месте через 20-30 лет, то он не будет соблюдать безопасность труда.
На человека постоянно действует непрерывный поток внешних раздражителей, а также разнообразная информация о процессах, которые происходят в организме и вне его. Восприятие информации:в течение смены -> в дни недели
- Ситуация выбора - быстрота, квалифицированность реакции
- Ситуация предпочтения - одно решение при разных реакциях восприятия
- Ситуация вероятности - при неисправных приборах, оборудовании и т.д.
- Сложная ситуация - одновременное восприятие от ряда источников информации
Мотивация или побуждение — это такие функциональные состояния организма, при которых человек стремится совершать действия, направленные на достижение определенных потребностей и результатов. В деятельности человека проявляются 5 основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность, нивелирование (быть не хуже других).
Стресс – не специфический ответ на ситуацию (более 10 видов, среди них и «трудовой стресс»). В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности - стресс. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме. Пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не превышает определенного уровня, он способствует преодолению трудностей за счет мобилизации ресурсов организма. Нормальная загрузка рабочих и их необходимая готовность к труду обеспечивается при 40—60%, а в особых случаях кратковременно при 80% от максимальной нагрузки. Оставшиеся 20% рассматривают как резерв, который допустимо использовать лишь в случаях крайней необходимости (при возникновении угрозы для жизни).