double arrow

Требования к уровню освоения учебного предмета


В результате изучения дисциплины студент должен

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Вариант.

Ф.М. Достоевский «Белые ночи».

1. Повествование ведется от лица:

А) автора

Б) Настеньки

В) Мечтателя

2. Одиночество Мечтателя объясняется:

А) его боязнью потерпеть неудачу в любви

Б) нежеланием героя существовать в холодном, жестоком обществе

В) эгоизм героя, живущего в мире грез

3.По отношению к Настеньке Мечтатель всегда был:

А) эгоистичен

Б) бескорыстен

В) жесток

4. В предложении: «Есть что – то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг … опушится, разрядится, упестрится цветами…» - автор прибег:

А) к гиперболе

Б) к олицетворению

В) к аллегории

М.А.Булгаков «Собачье сердце».

5. Действие в произведении происходит:

А) в Петербурге

Б) В Ленинграде

В) В Москве

6. Профессор Преображенский проводит эксперимент, ставящий целью:

А) изучение анатомии и физиологии человека

Б) превращение собаки в человека

В) улучшение человеческой породы

7. Образ председателя домкома Швондера олицетворяет собой:

А) честный и принципиальный пролетариат, продолжающий преобразования революции

Б) случайных во власти людей, не умеющих управлять страной

В) репрессивный характер управления дорвавшегося до власти пролетариата

8. Шариков, став человеком после операции:

А) сохранил доброе расположение к людям, стремился к труду

Б) перенял худшие черты Клима Чугункина

В) не смог найти свое в обществе, потому что ему не хватало знаний.

9. Профессор Преображенский утверждал, что Шариков представляет опасность:

А) для Борменталя

Б) Для самого себя

В) для Швондера.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

10. Пафос произведения:

А) трагический

Б) романтический

В) героический

11. Андрей Соколов в своей речи использует выражения « табак моченый, что конь леченый» и «узнала, почем фунт лиха». Это характеризует его как человека, который:

А) плохо образован

Б) не владеет литературным языком

В) знает пословицы и поговорки, умело дополняет ими свою речь.

12. По призванию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:

А) не был голоден

Б) хотел поделиться с пленными

В) показал врагам достоинство и гордость солдата.

13. Художественная деталь словесного портрета Андрея Соколова: «Видали ли вы когда – нибудь глаза, словно присыпанные пеплом…» -

А) аллегорию

Б) сравнение

В) метафору

14.Рссказчиков в произведении:

А) один

Б) два

В) три

А.И.Солженицын «Матренин двор»

15. Повествование в рассказе ведется:

А) от первого лица

Б) от третьего лица

В) двумя рассказчиками

16. Повествователь, уделяя внимание бытописанию, говоря о немолодой колченогой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрены:

А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть

Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрены жалело все живое, и она приютила в доме тех, кто нуждался в ее сострадании

В) показал подробности деревенского житья.

17. Матрена рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:

А) так как ей не с кем было поговорить

Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать

В) потому что хотела, чтобы ее пожалели

18. Суть русской души Матрены автор почувствовал, когда она:

А) ходила за святой водой на Крещение

Б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку

В) согласилась отдать горницу на слом.

19. Изображая плач родственниц по погибшей Матрене, автор:

А) показывает близость героев к русскому национальному эпосу

Б) показывает трагичность событий

В) раскрывает сущность сестер героини, которые в плаче спорят за наследство Матрены.

И.А.Бунин «Темные аллеи».

20. Что вы могли бы рассказать о каждом из героев? Кто из них вызвал у вас сочувствие или осуждение? Как оценивает герой эту историю? А героиня? О чем вспоминает каждый из героев? Как сложилась их судьба? Какими размышлениями Николая Алексеевича заканчивается рассказ? О чем они говорят?

Цель дисциплины:

закладка базовых представлений и знаний по истории и теории западноевропейской и американской литератур 1830 -1871 гг., усвоение навыков анализа произведений изучаемых в этом периоде писателей, при внимании к воспитательным, духовно-нравственным аспектам европейской и американской классики.

Задачи дисциплины:

1. Получение студентами общего представления о литературном процессе во Франции, Германии, Англии, США 1830-1871 гг. и о его периодизации.

2. Формирование у студентов видения идейно-художественного своеобразия литературных шедевров этого периода в историко-культурном и религиозно-философском контексте своего времени и в контексте мировой культуры и истории.

3. Усвоение основных понятий, характеризующих классический западноевропейский реализм и американский романтизм указанного периода, и представления об особенностях романтизма Г. Гейне.

4. Приобретение стойких представлений об индивидуальной специфике творчества каждого из классиков, их мировоззренческих (в том числе и нравственных), эстетических и литературных позициях, об особенностях их авторского стиля.

5. Закрепление прежде приобретённых и усвоение новых навыков литературоведческого анализа произведений европейской и американской литератур.

Знать:

1. основные понятия и термины, предназначенные для анализа художественно совершенного произведения (шедевра) зарубежной литературы 2-й половины Х1Х века,

2. содержание и основные художественные особенности выдающихся произведений (шедевров) зарубежной литературы 2-й половины Х1Х века,

3. основные черты жизни и творчества выдающихся зарубежных писателей второй половины Х1Х века,

4. основные этапы историко-литературного процесса и основные направления и течения в зарубежной литературе 2-й половины Х1Х века;

Уметь:

1. анализировать эпические, лирические и драматические произведения,

2. видеть и характеризовать своеобразие художественного мира того или иного писателя, специфику его миропонимания и художественного менталитета,

3. видеть преемственность развития зарубежной литературы, историю развития в ней различных направлений и течений, а также ее воздействие на историю русской литературы и культуры,

4. корректно пользоваться научной и справочной литературой, в том числе и электронными источниками;

Владеть навыками:

1. различных видов литературоведческого анализа художественного текста,

2. актуализации духовной и эстетической проблематики произведений зарубежной литературы 2-й половины Х1Х-го века применительно к проблемам сегодняшнего дня,

3. типологического анализа произведений в контексте истории развития литературного процесса в зарубежной и русской литературах Х1Х века,

4. самостоятельного исследования литературного произведения.

1. Обязательное прочтение художественного текста (в русском переводе). Чтение (и заучивание наизусть) в оригинале оценивается выше, но обязательным не является.

2. Знание лекций преподавателя и учебника в пределах программы курса.

3. Умение проанализировать содержание и жанрово-композиционные особенности произведения, выявить авторскую концепцию в нём.

4. Знание наизусть изучаемых стихотворений в русском переводе (по желанию - в оригинале) стихотворений, обязательных для заучивания: Ш. Бодлер "Альбатрос", Г. Гейне "Лорелея" («Не знаю, что стало со мною…»), Э. Дикинсон "Это - письмо мое Миру..", "Я узнаю - зачем - когда кончится Время...", Э. По – последние 3 строфы поэмы "Ворон", У. Уитмен «О Капитан! Мой Капитан!». Стихотворение, выученное и сданное на языке оригинала, засчитывается за 2 сданных в переводе.

5. Выполнение конспектов статей, указанных преподавателем.

При выполнении всех требований ставится "отлично": невыполнение части требований снижает оценку, невыполнение всех приводит к неудовлетворительной оценке. "Неудовлетворительно" ставится и в случае, если отсутствует знание и понимание художественного текста.

Разделы дисциплины и виды занятий +

№№ Наименование тем Лекций Семинары Самостоятельная работа
1. Литературная и общественная ситуация в Западной Европе и США 1830-1860-х годов. Критический реализм. -
2. Творчество Ф.Стендаля (А.-М. Бейля).
3. Песенное творчество П.-Ж.Беранже.
4. Творчество О. Де Бальзака. 2,5
5. Творчество П.Мериме. 1,5
6. Творчество Г.Флобера.
7. Творчество Ш.Бодлера.
8. Творчество Ч.Диккенса.
9. Творчество У.Теккерея.
10. Лирика Г.Гейне.
11. Американский фольклор середины и 2 половины 19 века. -
12. Типология направлений в американской классике середины 19 века (Н.Готорн, Э.Дикинсон, Г.Мелвилл, У.Уитмен, Э.По и др.)
13. Творчество Э.По.
14. Поэзия Э.Дикинсон.
ИТОГО:

+ Содержание разделов дисциплины +


Сейчас читают про: