double arrow

Практическое занятие 4


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ТЕКСТЫ

Практическое занятие 2 - 3

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ТЕКСТЫ

Практическое занятие 1

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК ВО ВЛАСТИ СТРАСТЕЙ (ПО РОМАНАМ Ф.СТЕНДАЛЯ "КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ" И Г.ФЛОБЕРА "ГОСПОЖА БОВАРИ")

Задание: внимательно прочитать романы, занятие предусматривает прекрасное знание текстов. Заложить важные места.

ПЛАН:

1. Внешний облик и основные черты характера главных героев /Жюльена Сореля и Эммы Бовари.

2. Чего они стремятся добиться в жизни, их идеалы? Привлекают ли вас их цель, средства ее достижения?

3. Соотношение обаятельного и непривлекательного у этих героев. Какова историческая тенденция развития типа борца со "лживой общественной моралью"?

4. Итоги усилий героев и финала их жизней. Добро или зло они несут окружающим? Роль в этом их подчиненности страстям.

5. Другие варианты отношения к любви и миру, воплощенные авторами, другие важнейшие образы.

6. Позиция критического реализма в конфликте личности и общества. Согласны ли вы с ней?

Стендаль Ф. Красное и черное. Любое издание.




Флобер Г. Госпожа Бовари. Любое издание.

Стендаль Ф. Красное и черное. На французском языке. М., 1957.

Флобер Г. Мадам Бовари. На французском языке; М., 1958.

1. Мережковский Д.С. Достоевский //Мережковский Д.С. Акрополь.

-М.,1991. Гл.2.

2. Мережковский Д.С. Флобер // Там же.

3. Непомнящий В. О Пушкине и его художественном мире. Статья пер-

вая //Литература в школе. М., 1996. С. 6-11.

4. Моруа А. Стендаль. //Моруа А. Собр.соч.: В 6 т. - Т.6 - М.:

Пресса,1992. С. 198-217.

5. Моруа А. Флобер //Там же.

ТЕМА: РОМАНИСТИКА ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

Задание: посмотреть и выписать определение романа, эпоса и комедии.

ПЛАН:

1. Замысел "Человеческой комедии". Роль Данте и естествознания в его появлении.

2. Философская проблематика "Шагреневой кожи". Трагедия выбора между: 1/ "желать" и "мочь" или 2/ "знать". Диалогизм романа /принцип "визави" - представителя противоположной жизненной утановки/. Позиция автора /умеренность желаний и целей/.

3. Проблема "молодого человека в Париже". Выбор пути Рафаэлем де Валантеном и Эженом де Растиньяком. Формула "социальной удачливости" в представлении писателя /мораль и общество/.

4. Гобсек как воплощение пути "Знать", его философия и финал.

5. Пансион мадам Воке в романе "Отец Горио" как модель жизни французского общества. Законы его существования, родственные обществу. Суть трагедии отца Горио и роль его судьбы в раскрытии замысла автора.

6. Становление мастерства романиста: переход от романтической трактовки к реалистической, от формы моноцентрического романа к роману полицентрическому, углубление психологического анализа.



Бальзак О. Шагреневая кожа. Гобсек. Отец Горио. Любое издание.

Предисловие к "Человеческой комедии". //Зарубежная литература 19 века. Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов /Сост. Соловьева Н.А. и др. - М., 1990.

44 Бальзак О. де. Гобсек. На франц.языке.-М., 1948.

Б 21 Бальзак О. де. Отец Горио. На франц.языке. -М., 1959.

Бальзак О. де. Шагреневая кожа. На франц.языке. -М., 1958.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Обломиевский Д.Д. О.Бальзак. Этапы творческого пути. - М., 1961.

2. Бахмутский В.Я. "Отец Горио" Бальзака. - М., 1970.

3. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака /пер. с франц./. Любое издание.

4. Вюрмсер А. Бесчеловеческая комедия. - М., 1967 /пер. с франц./.

5. Герцик А.В. Новелла "Гобсек" Оноре де Бальзака //Литература в школе. - М., 2000, номер 1, стр. 101-106.

6. Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака "Гобсек" и "Утраченные иллюзии". - М., 1982.

ТЕМА: НОВЕЛЛИСТИКА ПРОСПЕРА МЕРИМЕ

Задание: посмотреть определения "новеллы" и "литературы местного

колорита" и выписать их.

ПЛАН:

1. Причины обращения автора к новеллистике.

2. Тип "естественного" человека в "экзотических" новеллах, спор с руссоистской традицией, влияние литературы "местного колорита". Основные художественные способы создания образов Фальконе, Таманга, Кармен, Хосе. Как возникает объективная оценка такого героя? Как относится к героям автор в новелле "Кармен"?

3. Образ героя из "Цивилизованного" общества. Место француза-рассказчика в новеллах современной Франции. Чем не устраивают автора его современники? Истоки трагедии Сен-Клера и Матильды. Основные художественные приемы, эллипсный характер "Двойной ошибки", смысл названия и др.



4. Значение новелл Мериме для развития европейского искусства. Отличительные признаки новеллы Мериме.

ТЕКСТЫ

Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Кармен. Двойная ошибка. Этрусская ваза.







Сейчас читают про: