ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
ТЕКСТЫ
Практическое занятие 2 - 3
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
ТЕКСТЫ
Практическое занятие 1
ТЕМА: ЧЕЛОВЕК ВО ВЛАСТИ СТРАСТЕЙ (ПО РОМАНАМ Ф.СТЕНДАЛЯ "КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ" И Г.ФЛОБЕРА "ГОСПОЖА БОВАРИ")
Задание: внимательно прочитать романы, занятие предусматривает прекрасное знание текстов. Заложить важные места.
ПЛАН:
1. Внешний облик и основные черты характера главных героев /Жюльена Сореля и Эммы Бовари.
2. Чего они стремятся добиться в жизни, их идеалы? Привлекают ли вас их цель, средства ее достижения?
3. Соотношение обаятельного и непривлекательного у этих героев. Какова историческая тенденция развития типа борца со "лживой общественной моралью"?
4. Итоги усилий героев и финала их жизней. Добро или зло они несут окружающим? Роль в этом их подчиненности страстям.
5. Другие варианты отношения к любви и миру, воплощенные авторами, другие важнейшие образы.
|
|
6. Позиция критического реализма в конфликте личности и общества. Согласны ли вы с ней?
Стендаль Ф. Красное и черное. Любое издание.
Флобер Г. Госпожа Бовари. Любое издание.
Стендаль Ф. Красное и черное. На французском языке. М., 1957.
Флобер Г. Мадам Бовари. На французском языке; М., 1958.
1. Мережковский Д.С. Достоевский //Мережковский Д.С. Акрополь.
-М.,1991. Гл.2.
2. Мережковский Д.С. Флобер // Там же.
3. Непомнящий В. О Пушкине и его художественном мире. Статья пер-
вая //Литература в школе. М., 1996. С. 6-11.
4. Моруа А. Стендаль. //Моруа А. Собр.соч.: В 6 т. - Т.6 - М.:
Пресса,1992. С. 198-217.
5. Моруа А. Флобер //Там же.
ТЕМА: РОМАНИСТИКА ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА
Задание: посмотреть и выписать определение романа, эпоса и комедии.
ПЛАН:
1. Замысел "Человеческой комедии". Роль Данте и естествознания в его появлении.
2. Философская проблематика "Шагреневой кожи". Трагедия выбора между: 1/ "желать" и "мочь" или 2/ "знать". Диалогизм романа /принцип "визави" - представителя противоположной жизненной утановки/. Позиция автора /умеренность желаний и целей/.
3. Проблема "молодого человека в Париже". Выбор пути Рафаэлем де Валантеном и Эженом де Растиньяком. Формула "социальной удачливости" в представлении писателя /мораль и общество/.
4. Гобсек как воплощение пути "Знать", его философия и финал.
5. Пансион мадам Воке в романе "Отец Горио" как модель жизни французского общества. Законы его существования, родственные обществу. Суть трагедии отца Горио и роль его судьбы в раскрытии замысла автора.
6. Становление мастерства романиста: переход от романтической трактовки к реалистической, от формы моноцентрического романа к роману полицентрическому, углубление психологического анализа.
|
|
Бальзак О. Шагреневая кожа. Гобсек. Отец Горио. Любое издание.
Предисловие к "Человеческой комедии". //Зарубежная литература 19 века. Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов /Сост. Соловьева Н.А. и др. - М., 1990.
44 Бальзак О. де. Гобсек. На франц.языке.-М., 1948.
Б 21 Бальзак О. де. Отец Горио. На франц.языке. -М., 1959.
Бальзак О. де. Шагреневая кожа. На франц.языке. -М., 1958.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Обломиевский Д.Д. О.Бальзак. Этапы творческого пути. - М., 1961.
2. Бахмутский В.Я. "Отец Горио" Бальзака. - М., 1970.
3. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака /пер. с франц./. Любое издание.
4. Вюрмсер А. Бесчеловеческая комедия. - М., 1967 /пер. с франц./.
5. Герцик А.В. Новелла "Гобсек" Оноре де Бальзака //Литература в школе. - М., 2000, номер 1, стр. 101-106.
6. Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака "Гобсек" и "Утраченные иллюзии". - М., 1982.
ТЕМА: НОВЕЛЛИСТИКА ПРОСПЕРА МЕРИМЕ
Задание: посмотреть определения "новеллы" и "литературы местного
колорита" и выписать их.
ПЛАН:
1. Причины обращения автора к новеллистике.
2. Тип "естественного" человека в "экзотических" новеллах, спор с руссоистской традицией, влияние литературы "местного колорита". Основные художественные способы создания образов Фальконе, Таманга, Кармен, Хосе. Как возникает объективная оценка такого героя? Как относится к героям автор в новелле "Кармен"?
3. Образ героя из "Цивилизованного" общества. Место француза-рассказчика в новеллах современной Франции. Чем не устраивают автора его современники? Истоки трагедии Сен-Клера и Матильды. Основные художественные приемы, эллипсный характер "Двойной ошибки", смысл названия и др.
4. Значение новелл Мериме для развития европейского искусства. Отличительные признаки новеллы Мериме.
ТЕКСТЫ
Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Кармен. Двойная ошибка. Этрусская ваза.