double arrow

Пути и методы повышения эффективности трудовой деятельности

Основные формы деятельности человека.

ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА

Лекция 3. ЧЕЛОВЕК И ТЕХНОСФЕРА.

Труд физический –требует значительной мышечной активности, активизирует обменные процессы в организме, но не эффективен и требует больших энергетических и временных затрат для восстановления сил. В зависимости от массы вовлекаемых в работу мышц физическую нагрузку подразделяют на три формы: общую, когда в работе участвуют мышцы корпуса, рук и ног; региональную - задействованы мышцы плечевого пояса или ног; локальную – участвуют преимущественно мышцы предплечья, кисти или стопы. При этом высшие психические процессы (память, внимание, мышление и др.), в целом интеллектуальная и эмоциональная сферы, не испытывают значительного напряжения. Физическая работа может быть статической и динамической. Характеризуется тяжестью труда.
Динамическая работа –перемещение груза вверх, вниз или по горизонтали. Количество работы измеряютпроизведением массы груза на перемещаемое расстояние по горизонтали или по вертикали.   где А – количество работы, кгм; Р – масса перемещаемого груза, кг; Н – высота подъема груза, м; l – расстояние перемещения груза по горизонтали, м; Н1 – расстояние опускания груза, м; К – коэффициент, равный 6. Количество работы, выполненной в единицу времени называют мощность работы (N) и определяют: ,   где t – время, затраченное на выполнение работы, с; К1 – коэффициент перевода килограммометров в джоули, равен 10.
Статическая работа –поддержание человеком усилий без перемещения тела, рук или ног в пространстве. Ее характеризуют произведением массы груза на длительность его удержания для каждого эпизода отдельно. Статическая работа более утомительна, чем динамическая, т.к. напряжение мышц более длительное, чем при динамической. Сосуды в мышцах сдавливаются, кровообращение затрудняется, что приводит к застою крови и накоплению недоокисленных продуктов.
Труд умственный –связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения и др.), сенсорного аппарата, а также активации эмоциональной сферы. При выполнении преимущественно умственной работы имеют место сдвиги в вегетативных функциях человека (кровяное давление, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела), утомление сохраняется дольше, чем при физической работе. Труд умственный вызывает гиподинамию. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии достигает 20% от общего объема в организме. При этом потребление кислорода мозгом в 5 раз выше, чем мышцей такого же веса. Характеризуется умственный труд напряженностью.
Труд творческий –является разновидностьюумственного труда. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требует значительного объема памяти, напряжения внимания, связан с повышенным нервно-эмоциональным напряжением.
Механизированные формы физического труда –связаны с выполнением как умственных, так и физических функций и могут происходить по одному из процессов: детерминированному – по заранее известным правилам, алгоритмам действий, жесткому технологическому графику; недетерминированному – когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, но определены управляющие действия при появлении неожиданных событий. Проблему составляет необходимость подстраиваться под ритм действия машины. Физические усилия, как правило, незначительны. Оценивают механизированный труд, как тяжестью, так и напряженностью труда.
Тяжесть труда- характеристика трудового процесса, отражающего преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональную систему организма, выполнение которого связано с вовлечением более чем 2/3 мышечной массы организма. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве. Физическая тяжесть работы определяется категорией работы по энергозатратам.
Категории работ по энергозатратам устанавливают по категории работ, выполняемых 50% и более работающих в соответствующем помещении. Работы делят на три категории: I категория – легкие работы; Iа – затраты энергии до 139 Вт (120 ккал/ч) – работы, производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением; Iб– затраты энергии – 140…174Вт (121-150 ккал/ч) - работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением; II категория – средней тяжести; IIа – затраты энергии 175…232 Вт (151-200 ккал/ч) - работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения; IIб– затраты энергии 233…290 Вт (201-250 ккал/ч) – работы, связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением; III категория – тяжёлые работы с затратами энергии более 290 Вт (250 ккал/ч) – работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.
Напряженность труда -характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Напряженность труда оценивают согласно «Методике оценки напряженности трудового процесса» [32] по следующим показателям: интеллектуальные нагрузки; сенсорные нагрузки; эмоциональные нагрузки; монотонность нагрузок; режим работы (фактическая продолжительность рабочего времени и сменность работы).
Работоспособность -величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определённое время. Различают четыре основные фазы, сменяющие друг друга в процессе трудовой деятельности: фаза осмысления; фаза врабатывания (от нескольких минут до 1,5 часа, а при умственном творческом труде до 2,5 часа и более); фаза высокой устойчивости работоспособности (2-2,5 часа в зависимости от тяжести и напряженности труда); фаза снижения работоспособности (усталости). Работоспособность зависит также: от биологических ритмов человека, от условий труда, напряжения психических процессов, от психологических свойств личности и психологического состояния работающего. Усталость, утомление –временное состояние органа или организма в целом вследствие длительной или чрезмерной нагрузки. Первоначально утомление возникает в нервных центрах, влияющих на работу мышц. Различные эмоциональные и психические воздействия (музыка, пение, радостная весть) могут повысить работоспособность, а угнетенное состояние, отсутствие интереса к работе способствуют быстрому утомлению. Мышечное утомление связано с истощением запасов сложных органических веществ, являющихся источником энергии для мышечного сокращения, и с накоплением в мышце недоокисленных продуктов распада (молочной кислоты) вследствие недостаточного поступления кислорода. Мышцам необходим отдых, в ходе которого кровь вымывает из них молочную кислоту и восстанавливает запасы глюкозы (гликогена) и кислорода. При физической работе лучше отдыхать часто и кратковременно, чем редко и длительно. Активный отдых эффективней пассивного. Смена с одного вида деятельности на другой переключает напряжение с одних участков мозга на другие, избавляя их от чрезмерного возбуждения (утомления).
Повышение работоспособностидостигается: • рациональной организацией труда и отдыха с учетом биологических ритмов, фаз работоспособности, степени тяжести и напряженности труда; • проведением производственной гимнастики во время перерывов («Утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп» - И.М. Сеченов); • созданием комфортных условий; • организацией рабочего места с учетом требований эргономики и инженерной психологии; • использованием функциональной музыки; • ионизацией воздуха; • цветовым и световым воздействием; • аутогенной тренировкой; • тонизирующими напитками и др. Для снятия усталости на предприятиях организовывают комнаты психологической разгрузки. Помещения, интерьеры и оборудование этих комнат подбирают с учетом специфики работы и условий труда, таким образом, чтобы быстро и эффективно снять возникающее в процессе работы напряжение и восстановить силы.
Биологические ритмы – циклические колебания интенсивности и характера процессов и явлений. Организация деятельности человека с учетом биологических ритмов (смена дня и ночи, времен года и др.) позволяет повысить производительность труда и снизить травматизм на производстве, способствовать сохранению здоровья работников в процессе деятельности.
 
 







Рис. 1. Изменение работоспособности в течение суток

Условия труда- совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. При аттестации рабочих мест условия труда оценивают с учетом существующей классификации условий труда согласно Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного пребывания работающих.
Классификация условий труда - количественная оценка условий труда по показателям вредности и опасности производственной среды, тяжести и напряженности производственного процесса, содержащая 4 класса: оптимальные (1 класс); допустимые (2 класс); вредные (3 класс); опасные (4 класс).
Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2 класс) - характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают уровней, установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются в процессе регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс)- условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяют на 4 степени: 3.1 – условия труда вызывающие обратимые функциональные изменения организма; 3.2 – приводящие к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости, а так же к появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний без потери профессиональной трудоспособности, через 15 лет работы и более; 3.3 – приводящие к развитию профессиональной патологии легкой и средней степеней тяжести с потерей профессиональной трудоспособности в периоде трудовой деятельности; 3.4 – приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс)- характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены или ее части создают угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
Эргономика (от греч. érgon - работа и nómos - закон) – наука о функциональных возможностях человека в процессе деятельности для создания комфортных условий, стремится приспособить технику к человеку. Эргономика сформировалась на стыке наук - психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. Основной объект исследования - система «человек и машина». Изучая характеристики человека, машины и среды в конкретных условиях их взаимодействия, разрабатывает методы учета этих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, изучает проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной, функционирования человеко-машинных систем, определения критериев оптимизации таких систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека или группы людей. К началу 21века выделились три главных направления в эргономике: - эргономика физической среды, изучающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими аспектами труда человека. - когнитивная эргономика, связанная с психическими процессами, влияющими на взаимодействие человека и других элементов системы; - организационная эргономика, рассматривающая вопросы, связанные с работой социо-технических систем: кооперация, управление групповыми ресурсами, разработка проектов и т.д.
Инженерная психология – отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности, а также требования, предъявляемые к конструкции машин, приборов и учитывающие психические свойства человека.
Литература: [7, 9, 11, 32]
Вопросы для подготовки к тестированию 1. В чем заключается положительное влияние физического труда на организм человека? 2. По какому критерию и на сколько категорий подразделяют работы по тяжести? 3. Каким показателем характеризуют количество динамической работы? 4. Какая работа (статическая или динамическая) вызывает большую утомляемость и почему? 5. Какие отрицательные последствия сопутствуют напряженному умственному труду и почему? 6. Каким показателем характеризуют умственный труд? 7. По каким критериям оценивают напряженность труда? 8. В чем состоит особенность творческого труда? 9. От чего зависит работоспособность человека в течение дня? 10. Какие фазы работоспособность различают? 11. Как можно повысить работоспособность? 12. В какое время суток работоспособность максимальна (минимальна)? 13. Изучением каких вопросов занимается наука эргономика? 14. Что называют рабочей зоной? 15. Как классифицируют условия труда? 16. Какие условия труда называют оптимальными? 17. Какие условия труда называют допустимыми? 18. Какие условия труда называют вредными? 19. Сколько степеней вредности определено «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса» 20. Какие условия труда называют экстремальными?






Сейчас читают про: