Психика — это способность мозга отображать объективную действительность в форме ощущений, представлений, мыслей и других субъективных образов объективного мира. Психика человека проявляется в таких трех видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Факторы риска иммунитета
1-я группа – химические факторы:
а) высокая концентрация оксидов S, C, N – они активизируют факторы местного иммунитета, что способствует заболеванию глаз, носа, глотки.
б) бактериальные аллергены (к ним относят продукты микробиологического синтеза, генной инженерии).
в) ксенобиотики (ксенос – чужеродный), лекарственные препараты могут выступать в качестве повреждающего фактора.
г) микроэлементозные загрязнения (экология) – загрязнения солями тяжёлых металлов.
2-я группа – физические факторы:
Все виды излучения, климатические и географические условия.
3-я группа – биологические факторы.
Бактериальные и вирусные агенты, которые в небольшой степени обладают поверхностным действием.
Если бы была возможность наглядно сравнить современного человека с людьми, которые жили 20-30 тыс. лет тому назад, то можно было бы заметить, что за этот период человек извне почти не изменился.
Все это объясняется спецификой эволюционного развития человека: он происходил главным образом в психике. Развитие психики — это результат эволюции нервной системы: под влиянием окружающей среды усложняется нервная система.
Психические процессы — это кратковременные процессы получения, переработки информации и обмена ею (например: ощущение, восприятие, память и мышление и т.п.).
Психические состояния отображают сравнительно продолжительные душевные переживания, которые влияют на жизнедеятельность человека (эмоции, аффект, настроение, депрессия, стресс).
Психические свойства — стабильные душевные качества, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека и характеризуют ее способность отвечать на определенные действия адекватными психическими действиями (темперамент, опыт, характер, способности, интеллект и т.п.).
Итак, психические процессы напрямую связаны с понятием способностей и волевых качеств человека.
Способности — это психофизиологические свойства человека, которые реализуют функции отображения существующего мира и регуляции поведения: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, психомоторика (движения, произвольные реакции, действия, внимание).
Различают общие и специальные способности. Специальные способности, которые проявляются в творческом решении задач, называются талантом, а людей, которым они присущи, — талантливыми. Наивысшая степень развития способностей — гениальность.
Полученные каждым человеком в наследство на генном уровне возможности интеллектуального развития называют задатками. Задатки развиваются в процессе воспитания, обучения и практической деятельности. К задаткам относятся психологические процессы, степень их проявления. Одной из особенностей психологического процесса есть ощущение.
Ощущение — это основа знаний человека об окружающем мире, отображение свойств предметов, которые возникают у человека при непосредственном воздействии их на его органы чувств.
Оно имеет рефлекторный характер, физиологической основой которого есть нервный процесс, стимулирующийся действием того или иного раздражителя на адекватный анализатор. Отображение действительности понимают как восприятие.
Восприятие — это отображение в сознании человека предметов, как целостных образов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие делится на виды по нескольким признакам:
- ведущему анализатору (зрительное, слуховое, касательное и т.п.);
- форме существования материи (пространство, время, движение);
- активности (восприятие невольное и преднамеренное).
Восприятие вообще и способности относительно восприятия информации имеют существенное значение для реализации других психических процессов, особенно памяти.
Память- одна из важнейших функций человеческого мозга.
Если восприятие - это начальный этап познавательного процесса, отображения объективной реальности, которая действует на органы чувств в данное время, то память - это отображение реальности, которая действовала в прошлом.
Память — это способность человека фиксировать, сохранять и воссоздавать информацию, опыт (знания, привычки, умения, навыки). Человеческая память удерживает два вида информации: генетическую (видовую эволюционную) и приобретенную (прижизненную).
Мышление — это высшая форма отображения действительности и сознательной целенаправленной деятельности человека, которая направлена на усреднение, абстрактное обобщенное познание явлений окружающего мира, сути этих явлений и связей между явлениями. Важнейшее значение в процессе мышления имеют слова, язык, анализаторы.
Вся мыслительная деятельность (суждение, понимание, формирование понятий) состоит из таких умственных операций как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.
Анализ — это мысленное разделение предмета, явления на составные части, признаки, свойства и выделение этих компонентов.
Синтез — мысленное объединение в единое целое отдельных частей, признаков, свойств предметов, явлений или понятий.
Обобщение — выделение на основе сравнения главного, общего, особого или частного, что является характерным для определенного явления, предмета, объекта.
Абстракция — выделение существенных особенностей группы предметов, явлений или понятий.
Конкретизация — переход от общего к частному, связь теории с практикой, переход к конкретной действительности, чувствительному опыту.
Психомоторные способности характеризуются действиями, направленными на достижение элементарной цели одним или несколькими движениями.
Внимание — это направленность и сосредоточенность в сознании на объектах или явлениях, которая оказывает содействие повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
К основным функциям внимания отнесен выбор влияний, регулирование и контроль деятельности до тех пор, пока не будет достигнута её цель. Внимание характеризуют концентрация, стойкость, распределение, переключение и объем.