double arrow

ТЕМА ЛЕКЦИИ: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ИТАЛИИ, ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, АНГЛИИ В X – XIV ВВ


Новые города в период раннего средневековья практически не строились. Постоянные войны вызывали необходимость сооружать укрепленные поселения, особенно в пограничных районах.

Центром раннесредневековой материальной и духовной культуры были монастыри. Они строились на свободных территориях и носили характер трудовых общин.

В Галлии в VI в было построено более 200 монастырей, а к X в – в 5 раз больше. Некоторые представления о жизни в монастырях дает сохранившийся план Санкт – Галицкого монастыря, основанного в VII в. в Швейцарии. В центре монастыря, обнесённого стеной, находилась церковь. Две башни по бокам западного фасада выполняли роль дозорных вышек. К церкви с юга и севера примыкали монастырские постройки. Имелись ремесленные мастерские, огороды и скотный двор. Послушники занимались ремеслом, сельским хозяйством и наукой, на территории монастыря была одна из крупнейших монастырских библиотек раннего средневековья.

Монастыри располагались поблизости от поселений (пример: древние аббатства Сен – Дени и Сен – Жермен в окрестностях Парижа) или сами становились основой возникновения города (на примере аббатсва Мон – Сен - Мишель во Франции).

В большинстве возникновение западноевропейских городов связано с замками. Потребность в защите своей семьи и подвластного населения от феодалов – соседей или иноземцев повлекла за собой создание мощных оборонительных сооружений, состоявших из жилой и дозорной башни – донжона, крепостных стен, внутреннего двора и хозяйственных построек. Для строительства замка выбиралось самое неприступное место на скале, на острове, у слияния рек и т.п.

Каркассон на реке Од( на юге Франции )

В XII в. на вершине холма был построен замок с двумя рядами стен, окружённый рвом, соединялся с миром через подъёмный мост. С западной стороны имел дополнительное укрепление – башню барбакан, вынесенную вперед за пределы замковых стен. Возле замка возникло торгово-ремесленное поселение, окружённое крепостными стенами (в XIII в.).

Иногда замки становились дворцовой резиденцией, в случае, когда они принадлежали крупным феодалам или членам королевской фамилии. Тогда дорога, ведущая к замку, играла роль парадного въезда, а вассальное поселение строилось вдоль этого пути (замок Пьерфон, архитектор Жан Ле Нуар).

План замка имел чёткую геометрическую форму. Четыре угловых и четыре промежуточных башни, мощные стены вокруг жилых помещений и внутреннего двора. Одна башня – жилая – донжон, рядом с угловой башней – хозяйственный двор и кладовые. Попасть в замок можно было только с юго-западной стороны через укреплённые ворота и подъёмный мост.

X – XII в. – активное строительство городов, связанное с активным развитием производительных сил и отделением ремесла от сельского хозяйства. Феодальные замки становятся центрами концентрации торгово-ремесленного населения. Иногда городами становились сельские поселения, в случае, если в них были благоприятные условия для развития торговли и ремесла.

Возникновение «длинных» рынков – связано с поселениями, выраставшими на проезжей торговой дороге ( г.Нова Весь – Польша, г.Литомышль – Чехия, г.Мюльдорф - Германия).

Большое значение в развитии средневековых городов XII – XIII вв. имела торговля. Торговля с сельским населением и развитие активной международной торговли привело к возникновению ярмарочных центров. Ярмарки были единственными местами обмена. С развитием городов и торговли число ярмарок увеличивалось.

Основная масса средневековых городов имела незначительные размеры.

Например, Наумбург, возникший в X в. как небольшое поселение у замка местных феодалов. Рыночная площадь в Наумбурге являлась типичным примером средневековой торговой пощади.

Небольшие размеры 70 х 90 м, обилие выходящих на неё улиц, замкнутый характер пространства, отсутствие сквозных проездов. Перспектива каждой улицы была замкнутой. Архитектурная целостность, камерность и разнообразие площади.

г.Герлиц на реке Нейсе (Германия) вXIV в –5 тыс. человек. Городские укрепления из двойного ряда стен с башнями и тремя воротами окружили всю территорию. Бывший общинный выгон (затем торговая площадь) оказались в центре и получили название - Верхний рынок.

Загородный монастырь оказался внутри города и его готическая церковь святой Троицы вписалась в городской силуэт. У южных ворот в XV в. построена церковь Фрауэнкирхе. Западные ворота укреплены огромной крепостной башней, где располагался гарнизон и склад оружия.

В городе наблюдалась чёткая структура земельных наделов и взаимосвязь архитектурных вертикалей с городским пространством.

Все городские ворота увенчаны башнями, фиксирующими начало главных городских коммуникаций. Островерхие шпили готических церквей и башня ратуши – указывали на местоположение главных площадей и соединяющих их улиц – давали возможность легко ориентироваться в городе.

Архитектура городских площадей представляла собой сомкнутые ряды домов со щипцовыми крышами и контрастные им монументальные объёмы городских церквей и ратуш. Украшением площадей были торговые галереи, а также водоёмы и фонтаны, украшенные скульптурой, каменной резьбой (фонтан Нептуна на Нижнем рынке).

Площадь Нижнего рынка расчленялась на две площади – одна трапециевидная с фонтаном и галереей – перед ратушей, другая – менее декоративна, предназначена для будничной торговли.

Новые города по заранее продуманному плану строились и во Франции.

Город Монпазье (Франция) имел прямоугольный план, разбитый на одинаковые кварталы – идеализированная модель военного поселения . Вся территория 400 х 220 м расчленена на кварталы улицами шириной 8 м. Каждый квартал имел внутренние сквозные проходы ( около 2-х метров ) на которые выходили задние фасады жилых домов. Размеры участков были одинаковы и равнялись 200 кв. м. В центре города находилась площадь торгового и общественного назначения. Она была со всех сторон окружена аркадой, причём входы на площадь были только в углах. Церковь размещалась по соседству и занимала меньшее по размерам городское пространство.

Почти все бастиды на юге Франции состояли из аналогичных элементов, только не все из них имели такой идеальный геометрический план.

Укреплённые города во Франции в XII – XIII вв. называли бастидами.

Много бастид было построено и в Англии: г. Флинт, Карнарвон, Конвей, Радлэн. Английские бастиды были меньше, чем французские, и в них отсутствовали общественные городские площади.

Планировка регулярных городов занимала и средневековых архитекторов Италии. На её территории сохранилось большое число городов военного типа, которые послужили ядрами для средневековых образований.

Развитие планировочной структуры регулярных городов в виде пучков радиальных улиц по радиально- кольцевой схеме (Флоренция, Болонья, Милан). На территории средневековой Италии нет примеров строительства новых городов по заранее продуманному плану.

ПАРИЖ XI в был расчленён на отдельные крупные и мелкие владения местных сеньоров. о.Сите делился на 2 зоны : Королевскую половину и религиозную часть с собором Нотр – Дам.

Крупные монастыри - Сен – Дени, Сен – Жермен, Сен –Лоран и др – находились в центре больших усадеб.

На рубеже XII – XIII вв. была построена городская стена, в границах которой город стал быстро уплотняться. Большое значение в формировании уличной системы имели рынки, ярмарки у загородных монастырей, рынки оптовой торговли зерном, вином, дровами и сеном за пределами городских стен. С 1110 г. Функционировал главный рынок (будущее «чрево Парижа»).

Рынки и торги «цементировали» раздробленную структуру средневекового города наряду с общегородскими центрами - церковными, гражданскими, дворцовыми – формировали архитектурно – пространственную структуру.

В романский период на формирование архитектурно-художественного мышления повлияли крестовые походы. Желание западноевропейских феодалов расширить торговые связи с Востоком и обогатиться за счет военных грабежей были истинной причиной крестовых походов. Однако, римская католическая церковь, стремившаяся разжечь религиозный фанатизм и упрочить свое влияние , облекла крестовые походы в войну за «священный город» -Иерусалим, завоеванный турками и отторгнутый от византийских владений.

г. ПИЗАлежал на пути движения крестоносцев и его жители неоднократно принимали участие в походах. Эти походы были увековечены сооружением двух монументальных построек по соседству с собором (1063г., в честь побед над арабскими завоевателями): баптистерия (1153 г.) и башни (1174 г.) Все три архитектурных сооружения были построены из белого мрамора с тёмными инкрустациями. Севернее собора на участке, называемом Кампо Санто,был захоронен прах погибших пизанских крестоносцев, сам участок был покрыт слоем земли, привезённой на кораблях «из святой земли».

Пизанский ансамбль носил мемориальный характер. Это была архитектурная фантазия на тему Иерусалима (здания ансамбля повторяли топографию Иерусалима).

г. ДРЕЗДЕНбыл построен в XII – XIII вв. мейсенскими маркграфами. Он получил регулярную планировку, вписывающуюся в круглые в плане крепостные стены. Две главные улицы, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре части.

В размещении главных церковных сооружений Дрездена, как и в характере их архитектурного решения, можно обнаружить подражание собирательному образу древнего Иерусалима. Перекрёсток двух улиц – символизировал принадлежность к христианскому миру – символика.

К XIII в. сложились понятия «рынок», «собор», «ратуша», за которыми подразумевались как сами сооружения, так и связанные с ними пространства. В понятие городского ансамбля в готический период входила, прежде всего, функциональная роль здания или пространства (улицы различались по их назначению – Замковая, Господская, Ювелиров, Менял и т.д.)

Городские центры средневековых городов имели общие черты:

Доминирующее положение в любом средневековом городе занималсобор, который мог быть как

1) культовое здание 2.укрытие и самое крупное сооружение города

2) образование, рассказ об истории, культуре, географии, мифологии (конструктивные элементы, украшенные скульптурой служили «открытой книгой»)

Пример – Собор Парижской Богоматери – начало строительства 1163 г – 170 лет, иногда использовался в светских целях ( собрание Генеральных штатов Франции – 1302 г), размеры 40 х 120 м (в плане соразмерен римским форумам), мог вмещать 9 тыс.чел. Стройность, устремлённость вверх центрального нефа, торжественный ритм – это контрастировало с геометрически неправильной конфигурацией окружающих площадей. В прилегающих районах был центр средневековой науки и философии, больница. Высота собора 69 м, в четыре раза превышала высоту застройки – служил ориентиром в лабиринте парижских улиц.

Другой пример – Собор в Вене, высотой 137 м, стрела собора была видна со всех дорог, сходившихся к городу.

ЭРФУРТ.Собор и церковь Сен – Севери располагались на повышенных точках. Эрфрут возник у подножья холмов, на вершине которых располагались феодальные замки и монастырские комплексы.

На вершине одного из холмов в XIII в начали строить церковь Сен – Севери и большой готический собор. Фасады церкви и собора обращены в сторону, противоположную городу. Соборная площадь располагалась с восточной стороны от церковного ансамбля. Она располагалась значительно ниже по рельефу, чем собор и церковь. К ним вела широкая монументальная лестница. Всё это создавало необычный ансамбль, решённый в двух уровнях, причём главные сооружения выходили на площадь своими задними, алтарными фасадами.

Соборный ансамбль в Эрфурте напоминал своеобразный средневековый акрополь, рассчитанный на его обозрение как с площади, так и с отдалённых от города точек.

Система взаимосвязанных площадей городских пространств, окружавших здание собора - г. ЗАЛЬЦБУРГА.Пространственная структура центра Зальцбурга подчинялась законам средневековой архитектоники городских пространств, неразрывно связанной с иерархией архитектурных сооружений. Ансамбль центральных площадей был раскрыт на окрестный пейзаж.

Городские рынки играли большую роль в жизни средневекового города. Обычно, рыночные площади располагались рядом с собором и часто соприкасались с соборной площадью под углом. Кроме главной рыночной площади, застроенной монументальными сооружениями домов цеховых общин, ратушей церковью, жилыми домами зажиточных бюргеров, существовали отдельные городские пространства для торговли мясом, рыбой, сеном, дровами.

Важную роль в архитектурном ансамбле рыночной площади играли скульптура и городские бассейны. Они украшались каменной резьбой, в виде готических стрел и имели металлические ограждения.

г.НЮРНБЕРГ-образецгорода с развитым торговым центром.

Главный рынок состоял из группы пространств, специализированных по роду торговли. На главной площади Хауптмаркт продавались чистые товары местного производства и привозные товары из Флоренции, Венеции и др. городов. Рядом существовали рынки для торговли мясом, овощами, фруктами.

На главной площади был построен готический колодец Шёнебруннен(автор Генрих Бехейм, 1385 – 1390 г) высотой 19 м. На соседней площади – фонтан, украшенный скульптурой «Человек с гусями» (автор Петер Фишер). Площади разделяла миниатюрная церковь св. Марии (Фрауен Кирха).

В основе художественного единства архитектурных ансамблей средневекового Нюрнберга лежал высокий уровень местного архитектурно – художественного ремесла. Гражданскую жизнь средневековых городов олицетворяла Ратуша. Как и городские соборы ратуши строились на средства горожан и отражали вкусы горожан. Даже в пределах одной и той же страны в архитектуре ратуш наблюдается большое разнообразие. В крупных городах – это большие общественные здания (Любек, Бремен), в небольших – похожи на жилые дома и часто строились в виде фахверковых сооружений (Альсфельд, Франкенберг, Мельзунген). Обыкновенно ратуша имела вытянутую в плане конфигурацию и располагалась вдоль одной из рыночных площади или – компактный объём и угловое или центральное положение (Мейсен, Дрезден, Пирна). Часто здания ратуш увенчивались шпилями (г.Киль, Хемниц).В некоторых городах - шедевры яркой готической архитектуры (Штральзунде, Мюнстере, Ганновере ).

Ратуша во Флоренции(Палаццо Веккио, 1298 – 1314 гг), арх. Арнольдо ди Камбио. Кубовидный объём с башней, высотой 98 м – доминировала не только в застройке площади Синьории, но и во всем городе.

г.СИЕНА (Италия ) Площадь дель Кампо, к которой подходили все главные улицы города, амфитеатром спускалась к зданию местного городского управления – Палаццо Публико. Площадь имела полукруглую форму 104 х 127 м, окружена дворцами местной знати, увенчанными высокими башнями. Площадь служила для народных собраний, зрелищ, гуляний. Палаццо Публико – монументальное здание с зубчатым карнизом и башней высотой 102 м (конец XIII – вторая половина XIV вв) – отражало дух независимости.

Улицы средневековья не составляли самостоятельной архитектурной темы.

Главная роль – коммуникация. Они были узкими, грязными, редко имели замощение. Воздух в них застаивался, на них сливали нечистоты. Исключением были улицы религиозных и гражданских процессий ( ул.Кальцайоли во Флоренции, Бургштрассе в Нюрнберге, на которую нанизаны соборные и торговые площади).

Система парадных улиц в г.Праге, соединявшая средневековый город Старе Место с Пражским Градом ( на р.Влтава ).

Монументальные сооружения устанавливались на пути следования короля из города в замок. Главным элементом этого линейного ансамбля был Карлов мост (516 м шир. 10 м). Протяжённость пути – 2,5 км – представляла собой линейный ансамбль.

Монументальный мост в Праге – исключение из правил. Городские мосты обычно застраивались домами, между которыми оставался узкий проход (проезд). Нижние этажи занимали лавки торговцев и конторы ростовщиков -

Мост Менял в Париже. Лондонский мост. Мост Риальто в Венеции.

Понте Веккио во Флоренции и др.

Большая скученность населения в пределах городских стен, частые пожары.

Использование местных материалов. В Италии и Южной Франции дома строились из камня. В северной Германии и Нидерландах – кирпичное и фахверковое строительство. Англия и Центральная Европа – каменный низ.

Задача быстрого восстановления жилых домов на прежних основаниях выработала характерный для Средневековья тип застройки, состоявший из каменного или кирпичного основания и деревянного каркаса, собранного из вертикальных и горизонтальных брусьев с раскосами. Роль заполнителя играл кирпич или бутовый камень на глиняном растворе.

Внутренняя структура городского средневекового жилища была традиционной: на I этаже – хоз. помещения, кухня, лавки, кладовые

на верхних этажах – общ. комната и жилые помещения.

Жилые дома выходили на улицы либо боковыми фасадами, либо торцами, увенчанными щипцовыми крышами, отчего силуэт улицы приобретал зубчатый характер.

В городах жилые дома не имели дворовых участков, в небольших поселениях у каждого горожанина имелось необходимое для хозяйственных нужд дворовое пространство (Чехия, Венгрия)

ВЫВОДЫ :

Средневековое градостроительство – длительный исторический процесс формирования торгово-ремесленных центров, имеющих определённую административную автономию.

В городах складывались новые формы товарного производства, делались технические открытия, развивалась наука, возникала новая городская культура и искусство, формировались новые типы архитектурных сооружений и приёмы городской планировки.

Соборы, ратуши, жилые дома, крепостные стены, башни – являются памятниками истории и культуры и произведениями искусства – являются предметом охраны и реставрации.

Значение в общем процессе развития градостроительства:

- умелое использование природных данных,

- экономное использование городской территории,

- способность создавать шедевры архитектуры из простых строительных материалов,

- строительство крупных городских сооружений силами нескольких поколений зодчих (архитектурная преемственность),

- гибкость архитектурно – планировочных структур,

- созрели предпосылки для развития градостроительных принципов эпохи Возрождения.


Сейчас читают про: