Римское градостроительство является прямым продолжением греческих градостроительных традиций.
В истории Рима выделяются три периода:
1) царский (753 – 510 гг. до н.э.), 2) республиканский (510 – 27 гг. до н.э.),
3) императорский (с 27 г. до н.э. по 476 г. н.э.)
Наиболее характерные черты римского градостроительства складывались под влиянием этрусской культуры. Этрусские города имели регулярную планировку (г.Миза – соврм. Марцаботто) и высокую культуру технического оснащения улиц. Ширина главных улиц 15 м, имели мощение, приподнятые тротуары, камни – переходы, каналы для водостоков. Всё из камня.
В (616 – 510 гг до н.э.) в Риме строились жилые дома с атриумами и храмы на высоких подиумах. Начал формироваться тосканский ордер. Большую роль сыграли эллинистические традиции. Были заимствованы у греков такие типы сооружений, как: театр, стадион, палестра, перистиль жилых домов.
Особый раздел римского градостроительного искусства составляют достройки римскими архитекторами греческих ансамблей почти во всех городах Греции: Олимпии, Милете, Афинах, Александрии Египетской, Пергаме и др.
Римляне бережно относились к древнегреческой архитектуре, строили в основном рядовые сооружения, считая, что они совершенствуют незавершённые ансамбли прошлого. Стремление к завершённости и целостности архитектурно – планировочной композиции было одним из главных художественных принципов римского градостроительства.
Возникновение Рима связывают с именем царя Ромула, который заложил город на Палатинском холме («Квадратный Рим») по этрусским обычаям (гадания, знамения, борозда, ров à крепостные стены. Внутри стен – город – урбс, вокруг стен помериум.
В царский период в долине между холмами возникает общественный центр, после осушения долины (древнейшим гидротехническим сооружением Рима – клоаки Максима).
Город распространяется на соседние холмы, возникает радиальная система дорог, в 578 – 533 г.г. до н.э. город обнесён стенами, которые окружили большую часть холмов.
В республиканский период на Древнем форуме и капитолийском холме возникли храмы. Жилая застройка – из сырцового кирпича и дерева.
Императорский период связан с Пуническими войнами (пуни – финикийцы, основавшие Карфаген). В результате 1 – ой Пунической войны (264 – 241 гг до н.э.) завоёваны острова Сицилия, Корсика, Сардиния.
2 – ой - (218 – 201 гг до н.э.) - Испания
3 – ей - (149 – 146 гг до н.э.) - Карфаген
В процессе войн строились и мостились дороги, мосты. Вдоль дорог расставлены дорожные столбы – миллиарии. Точкой отсчёта служил столб на Капитолийском холме в Риме.
Вдоль дорог на расстоянии дневного перехода римляне строили города по типу военных лагерей. В центре располагался преторий – палатка главнокомандующего – претора. По левую сторону - палатка казначея (квестора) – квесторий. По правую сторону форум – палатка легата (помощника претора). Вдоль главной улицы размещались палатки трибунов, главных военачальников – шесть в каждом легионе и префектов – (начальников – смотрителей).
Главная улица – 30 м шириной, улица Претория – 15 м. Общая протяжённость лагеря на два легиона – 645 м.
Города – колонии.
Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города и определения направления двух главных улиц «кардо» - север – южного направления и «декуманус максимус» – запад – восток. В дальнейшем ориентация была не столь строга. Параллельно направлениям главных улиц прокладывались улицы второстепенного значения.
Декуманус максимус - 12 м шир.. Кардо - 6 м. Второстепенные улицы - 4 м
Главный перекрёсток города – тетранс - отличался специальным архитектурным сооружением - тетрапилом - кубическое здание со сквозными проездами.
Тетрапил заменялся четырьмя монументальными столбами, расположенными на главном городском перекрёстке.
Въезды в город отмечались триумфальными арками (красивыми городскими воротами).
Размеры городов не превышали 14,7 га (Кремона). Болонья и Флоренция (10 га).
г.Аоста (26 – 25 гг до н.э.) 724 х 572 м – размеры города.
Крупные кварталы: 143 х 181 м. Амфитеатр, театр, Термы, храм. Триумфальная арка.
К началу императорского периода Рим представлял собой город с расходившимися от него сухопутными и морскими дорогами, соединившими его с такими отдалёнными территориями, как Северная Африка, Малая Азия, Испания, Британия и т.д. Вдоль дорог располагались укреплённые регулярные города. Рим напоминал огромного паука, который «заткал» паутиной дорог и поселений огромную территорию, протяжённостью более 4-х тысяч километров.
В конце I в до н.э. Октавиан Август взял в свои руки всю военную власть (империум) и получил право называться императором.
Это был золотой век темского искусства.
Поэты:Вергилий, Гораций, Тибулл, Овидий. Географ и историк Страбон.
Архитектор Витрувий. Десять книг об архитектуре. Витрувий подытожил огромный опыт эллинистической и римской архитектуры.
В 1-ой книге он говорит о главных требованиях при выборе места для основания города:
- благоприятные климатические и топографические условия;
- наличие питьевой воды;
- системы водных и сухопутных дорог для торговли;
- плодородная земля.
По Витрувию, в области эстетики архитекторы должны придерживаться ординации (ордерной системы), разумной диспозиции (планировки), соблюдения гармонии, симметрии (соразмерности), декорума (соответствия) и дистрибуции (распределения ресурсов).
27 г. до н.э. Рим свободно развивался между холмов, где строились форумы, на Марсовом поле, где возникли зрелищные сооружения, портики и храмы. На холмах, среди садов и живописной природы, располагались патрицианские виллы.
Строительство в городе велось на частные средства, даже мощение дорог. Особо прославился своей инженерной деятельностью Агриппа, который ремонтировал древние водопроводы – Аква Апиа, Анио Ветус, Аква Анция, Аква Тепула – и строил новые – Аква Юлия и Аква Вирго. Аква Вирго снабжал водой новые термы Агриппы на Марсовом поле. Всего в Риме было построено 700 бассейнов, 500 фонтанов, 130 резервуаров. Вокруг Терм Агриппа устроил сады с портиками, скульптурой, большими бассейнами и каналами, служившими дренажами заболоченной территории Марсова поля. Этот район стал местом увеселений и гуляний горожан.
С именем императора Августа связана застройка главных холмов Рима: Капитолийского и Палатинского. На Капитолийском холме были построены холмы Юпитера и Аполлона; на Палатинском холме – дворец, сад, большой цирк. Отремонтирован и достроен форум Романум. Достроена базилика Юлия, построен поминальный храм Юлия Цезаря, храм Кастора и Поллукса, подновлён храм Сатурна, выстроен храм Согласия. Продолжено мощение форума.
В составе форума сохранились материальные остатки царского и республиканского периодов развития города: атриум и храм Весталок, Царские чертоги, базилика Эмилия, храм Сатурна, трибуна для ораторов – Ростра и др.
Форум Романум – прекрасный архитектурный ансамбль, отражавший сочетания греческого и римского градостроительного искусства. Отсутствие жёсткой прямоугольной формы и симметрии, наличие разновеликих сооружений, живописность, открытость и включение окружающего пейзажа.
Новый Форум Августа построенперпендикулярно к форуму Цезаря. Пространство 50 х 100 м, окружённое колоннадой и экседрами. В конце площади – храм Марса Ультора (т.е. мстителя). Форум был окружён высокими 30 – метровыми стенами, изолировавшими его от города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство, характерное для императорского Рима. Имел прекрасное мраморное мощение. Декоративное убранство: дорогой камень, бронза. Это было полугородское полуинтерьерное пространство, куда допускались не все жители города.
При династии Флавиев (после 68 г.) построен обширный форум Мира и
Колизей (75 – 80 гг). Размеры овального основания 188 х 144 м. – 50 тыс. зрителей, высота 48,5 м (выше холмов, которые не превышали 36 м). Огромная чаша Колизея заняла центрирующее положение в городе и превратилась в его своеобразное статическое ядро. Связующим звеном между Колизеем и форумом Романум стала арка Тита (арх.Рабирий). Она была построена на переломе рельефа и фиксировала направление священной улицы (Виа Сакра). На противоположной стороне форума у подножия Капитолийского холма рядом с храмом Согласия был построен небольшой храм Веспасиана.
Дворец Флавиев на Палатинском холме (арх. Рабирий)– комплекс помещений, группировавшихся вокруг перистиля. Среди них особенно выделялся тронный зал 29 х 35 м.
С именем Рабирия связан Проходной форум с храмом Минервы - окружён высокой стеной, имел замощение (как форум Августа). Постройки Флавиев отличаются более крупным масштабом, чем постройки начала века, и более соответствовали статусу Рима, как столице империи.
II столетие н.э. Рим достиг вершины своего развития – превратился в крупнейший мировой центр.
Население Рима – 1 млн. чел. Пестрый социальный состав населения:
· Верхний слой: сенаторы (крупные землевладельцы),
всадники (чиновники, военачальники, землевладельцы)
· Значительную часть римского населения составляли - плебеи: торговцы, ремесленники, городская беднота
· рабы – ремесленники, рабы служащие,
· большое число вольноотпущенников проживало в городе,
· иностранцы - перегрины, т.е. свободные не имевшие ни римского, ни латинского гражданства лица.
С целью борьбы и предотвращений возможных городских восстаний (т.к. основной состав населения относился к неимущим сословиям) – проведение внутренней политики властителей – в подачках народу «хлеба и зрелищ». В городе существовали специальные раздаточные пункты питания.
Второе средство отвлечений народных масс от восстаний – многочисленные развлечения и зрелища → Строительство стадионов, терм, амфитеатров, цирков.
Увеличение численности населения Рима сказалось и на характере жилой архитектуры.
Основное население ютилось в многоэтажных домах - инсулах.
в I в. в Риме 1790 особняков 46 602 инсулы.
Жилые комнаты в инсулах группировались по коридорной системе. Жилые улицы были узкими и тёмными, при ширине 5 м высота домов 20 м.
Движение пешеходное, богатых горожан носили на крытых носилках.
С конца I в. – династия Антонинов.
Форум Траяна (самый крупный из всех императорских форумов)- арх. Аполлодор из Дамаска- располагался к северу от форума Августа. Состоял из целой системы открытых и закрытых пространств общей протяжённостью 300 м.
Через Триумфальную арку, встроенную в стены форума, можно было попасть на открытую площадь, размером 90 х 120 м. С двух сторон она фланкировалась колоннадами с двумя экседрами. В центре установлена конная статуя императора.
Поперёк площади располагалась базилика Ульпиа, за которой на небольшом внутреннем дворе возвышалась триумфальная колона Траяна, высотой 43 м. По бокам колонны располагались две библиотеки, а напротив находился храм Траяна.
Вся эта сложная композиция по своей объёмно – пространственной структуре, смене открытых и закрытых пространств напоминала ансамбли Древнего Востока и Египта.
Архитектурный масштаб соответствовал другим ансамблям императорского Рима. С востока к форуму примыкал многоярусный рынок Траяна.
Т.о., форум сочетал в себе несколько функций, каждая из которых связана с его отдельными элементами.
Со строительством форума Траяна комплекс императорских форумов был завершён. Он составил систему изолированных городских площадей, пространственно не связанных, но подчинённых единой координатной системе и соразмерных одна другой.
При императоре Адриане (117 – 138 гг) в Риме появились новые монументальные сооружения. Был построен огромный храм Венеры и Ромы, который играл существенную градостроительную роль. Здание было сооружено между Колизеем и форумом Романум, на одной композиционной оси. Его масштаб служил переходной ступенью между крупным масштабом Колизея и мелкой масштабной структурой древнего форума.
Лучшим зданием того периода считается Пантеон – возведённое на останках терм Агриппы на Марсовом поле. Огромное пространство, перекрытое куполом, являлось не только чудом инженерного искусства, но и определенным этапом развития городских пространств, т.к. было соразмерно римским форумам, в Пантеоне могло бы разместиться ок. 2 тыс. человек. Диаметр Пантеона равен диаметру экседр форумов Августа и Траяна. Пантеон имел верхний свет – проём диаметром 9м, через который проникало солнце и совершало свой круг в течение дня, последовательно освещая отдельные ниши со скульптурами богов. Слепые наружные стены Пантеона походили на стены форумов, лишённые верхних проёмов и украшенные лишь карнизными тягами.
Последней постройкой Адриана был мавзолей, массивные, круглый в плане объем диаметром 64 м, увенчан конусообразным завершением. К мавзолею, расположенному на правом берегу Тибра с Марсова поля вёл мост, украшенный статуями (превращенный в средние века в Замок св. Ангела).
Династия Северов
Сооружение терм, объединявших в себе почти все развлекательные и зрелищные функции – термы Каракаллы и термы Диоклетиана – крупнейшие из 11 императорских бань.
В 216 г. были открыты термы Каракаллы (очень крупное сооружение, размером 353 х 335 м) - 12 га, а главное здание 112 х 216 м. На участке располагался сад с аллеями и цветниками и обширным «стадием». В термах были библиотеки, залы экседры для музыкальных и литературных выступлений, комнаты для бесед. Это свидетельствовало о более утонченных вкусах населения Рима в период поздней империи. Термы снабжались водой с гор.
В композиции терм Каракаллы наблюдалась симметрия, как в императорских форумах. Однако, она была более центрической. Роль композиционного центра в термах играла ротонда горячих бань, внешний диаметр которой 50 м. Композиция была симметрична, замкнута, центрична. Термы располагались на периферии города, далеко от общественных центров. В них царил искусственный мир архитектуры, богатого декоративного убранства интерьеров, скульптуры, и, подчинённых законам архитектоники - природных элементов – воды и зелени.
Начиная со II в. Рим мало изменился в градостроительном отношении.
Из крупных капитальных работ можно выделить – строительство крепостных стен, с целью защитить город от угрозы вторжения. Новое кольцо укреплений – Аврелиановы стены (при императоре Аврелиане в 273 г.) имели высоту 10-15 м и толщину 1,2 м. Построены из римского бетона и кирпича, со стороны города имели
контрфорсы, перекрытые арками. Это создавало ритмический архитектурный мотив, объединявший периферийные разрозненные постройки города. Снаружи городские стены через каждые 30 м прерывались встроенными крепостными башнями. Со времен строительства крепостных стен Рим из города с планировкой «открытого» типа превратился в замкнутый город – просуществовал до начале предыдущего столетия.
Провинциальные города Римской империи по функциональному признаку подразделялись на портовые, торговые, курорты, военные, резиденции, святилища и т.д.
- портовые города на примере Остии (330 г. до н.э.),
население 2 – 6 тыс. жителей. Каждому жителю выделялся участок 9 – 17,4 га. Всё мужское население должно было нести гражданскую и военную службу. Город развивался вдоль «декумануса максимуса», на который выходили торговые, складские и общественные здания – термы, театр, храмы. Главный форум по традиции находился на пересечении декумануса с кадро. Здесь располагались два главных храма города – Капитолий (т.е. храм, посвященный главной триаде богов – Юпитеру, Юноне, Миневре) и храм Ромы (божество государственности) и Августа. Город был окружён крепостной стеной.
- военные города Ламбезис и Тимгад.
Характерные черты городов: Регулярная планировка, ограниченные размеры территории, связь с дорогами. Жилые и общественные здания, колоннады, триумфальные арки были построены из местного известняка. На форумах и у храмов имелось множество скульптурных монументов. Улицы имели замощение, акведуки снабжали жилые дома и общественные здания питьевой водой.
Ламбезис (основан во II в) имел территорию 500 х 200 м. «Кадро» (север – юг) имела ширину 20 м, с обеих сторон обстроена колоннадами. Улица «декуманус максимус», шириной 15 м, также украшена колоннадой. На пересечении улиц находился Тетрапил – 30,6 х 22,3 м, высотой 15 м.
Тетрапил – монументальное сооружение архитектурно фиксировал главный перекрёсток города и являлся своеобразными пропилеями, ведущими на главную площадь. На форум, окружённый колоннадой, выходили помещения для хранения оружия, а южную его часть, так называемый преторий, составляли святилища, архивы, канцелярия и т.п. Город был окружён крепостной стеной с воротами и башнями.
г. Тимгад основан императором Траяном в 100 г. для ветеранов, размеры города 350 х 330 м.
Главная улица «декуманус максимус» имела ширину 15 м, имела тротуары и колоннады, на всём своём протяжении была замощена правильными диагонально уложенными каменными плитами.
Форум Тимгада представлял собой замкнутое пространство, размером 50 х 43 м, объединял базилику Курию, храм Фортуны и др. общественные здания. Площадь замощена и украшена многочисленными статуями богов и императоров. Южнее форума в 167 году был построен театр. В городе имелась библиотека, термы, рынки, большой Капитолий.
- города отдыха и развлечений – Помпеи (курорт) 1700 х1200 м.
Возникновение Помпей относится к VI в. до н.э.
Городские стены высотой 8 м имели 8 ворот, относятся к доримскому периоду.
Четыре главные улицы – организовывали городской план (шир. 7 – 8 м), второстепенные – 3 – 4 м. Все улицы замощены местным туфом и имели тротуары. На пересечении улиц Меркурия и Морской находился гражданский форум Помпей (117 х 33 м) – площадь ориентированную на Везувий. В северном ее конце находился храм Юпитера. Форум с запада и востока окружён двухъярусной колоннадой, а с юга – одноэтажной. Вокруг него располагались главные здания города: Базилика, храм Аполлона, присутственные места, храм Ларов. Форум был изолирован от городских улиц и не имел сквозного проезда. Триумфальная арка соединяла его с улицей Меркурия.
На другом перекрёстке располагались центральные термы. Два театра и треугольный форум с остатками небольшого дорического храма. Здесь же располагался амфитеатр на 15 тыс. зрителей и огромная палестра.
Жилые кварталы имели вытянутую в плане форму. Дома атриумно-перистильного типа развивались вглубь участка и состояли из атриума и перистиля, вокруг которых группировались парадные и жилые помещения. В перистилях выращивали растения, устраивали фонтаны.
Акведук Августа подводил воду к городу, по свинцовым трубам вода поступала к термам, рынкам, фонтанам, к жилым домам.
-торговые города: Пальмира и Гераса.
Среди торговых городов особенно выделялись те, которые были расположены на берегах моря ил на скрещении важных торговых путей. Эти города были известны продуктами своего ремесла и сельского хозяйства. Рим и его провинции славились золотыми, серебряными и бронзовыми изделиями, шерстяными, шелковыми и хлопчатыми тканями. Экспортировались сирийские вина, экзотические фрукты, древесина кедров и кипарисов. Из Индии ввозили драгоценные камни, жемчуг, ткани из хлопка, а из Китая – шелк.
Самым крупным торговым центром и наиболее совершенным с архитектурной точки зрения городом была Пальмира (по-арабски – древний город).
Пальмира расположена на перекрёстке караванных путей от Персидского залива и Средиземного моря. Размер города в крепостных стенах 2 000 х 900 м.
Главная улица – улица Колонн 1 100 м – длиной. Она расчленяется на три прямолинейных отрезка переломами, которые были архитектурно оформлены тетрапилом и триумфальной аркой. Ширина проезжей части была 11 м. Два тротуара, по 6 м каждый, находился под портиком за колоннадой. Колонны с коринфскими капителями имели высоту 9,5 м, диаметр 0,95 м. На специальных консолях колонн размещались скульптуры почётных жителей города. За колоннадой находились входы в торговые помещения. К улице примыкали сенат, храм, агора, театр. Улица Колонн вела к святилищу Бела, находившемуся в центре большого двора 205 х 210 м, окружённого стенами и колоннами. Западный конец улицы Колонн пересекался с улицей Дамасской. Она также имела на всём своём протяжении колоннады. Её ширина – 23 м, с тротуарами 35 м. Все постройки выполнены из местного камня. Изысканность пропорций, единство и разнообразие, ритмичность и монументальность – позволяют считать ансамбль города Пальмиры одним из лучших среди ансамблей римской античности, обогащённый местными архитектурными традициями.
г. Гераса – важный перевалочный пункт в Аравийской пустыне, куда сходились караванные пути из Египта к Дамаску и Пальмире.
Город пересекали прямоугольные улицы. Главная улица украшена колоннадой. Прекрёстки её отмечены тетрапилами.
Овальная площадь у южных ворот окружена стройными ионическими колоннами – была торговой. Южная часть города предоставлена иноземным купцам. Здесь были расположены храмы, театр, цирк, ипподром. Круглая площадь Южного тетрапила диаметром 43 м была окружена торговыми помещениями. В центре площади были расположены четыре столба, фиксировавших главный перекрёсток города.
Ведущую роль в композиции города играло святилище Деметры с храмом в центре. Размеры святилища (90 х 120 м) соразмерны главной площади форума Траяна в Риме. Расположенный на возвышенном месте, приподнятый на искусственном подиуме, храм Диметры доминировал над всем городом. От святилища лестница (шириной более 100 м!) спускалась в сторону Главной улицы, за которой спуск продолжался вплоть до небольшого ручья, вдоль которого росли финиковые пальмы. Кроме южного театра в городе был ещё северный театр – неподалёку от северного тетрапила, а также несколько терм.
В архитектуре и планировке Герасы и Пальмиры нашли своё воплощение эллинистические, римские и местные традиции.
- Город - святилище Баальбек (I – III в) – был главным религиозным центром восточных провинций и, прежде всего, Сирии. Сирия стала римской провинцией при Юлии Цезаре.
Святилище в Баальбеке расположилось в живописной долине между снежными горными вершинами хребтов на высоте 1150 м над уровнем моря. Долина покрыта плодородным красноземом, на котором растут апельсиновые и персиковые деревья и виноград. Храмовый комплекс стоит на искусственно выровненной площадке, доминирует над местностью и виден издалека. Он состоит из огромного храма Юпитера и храма Бахуса, расположенного рядом, но ниже по рельефу. Протяжённость всей композиции Большого храма около 300 м (почти равна протяженности форума Траяна в Риме).
Святилище состоит из парадной лестницы, пропилеев с 12 – колонным портиком, за которым следует шестиугольный в плане двор – вестибюль. Из вестибюля можно пройти в большой двор святилища 88 х 100 м, в центре которого находились жертвенник и два бассейна. Большой храм (храм Юпитера или храм Солнца) сложен из крупных каменных блоков и представляет собой периптер размером 50 х 90 м. Колонны коринфского ордера имеют высоту 20м-диаметр – 2 м.
Малый храм в Баальбеке (храм Бахуса) имеет размеры 34 х 66 м. Периптер 8 х 15 колонн. Резные украшения антаблемента и карниза характерны для сирийской античной архитектуры, при строгости общей композиции – характерной для римской архитектуры.
- Город – резиденция – Дворец Диоклетиана в Сплите (305 г)
Так же, как города-святилища, города-резиденции были редким случаем в градостроительной практике римлян.
По своей композиции представлял собой город, спланированный по типу военных лагерей с высокими крепостными стенами, башнями и воротами.
Размеры 215 х 180 м. Главные улицы шириной 11 м имели на всём своём протяжении колоннады. В северной части – кварталы для гвардии, конюшни, провиантские склады.
Ближе к Дворцу располагалось два ансамбля:
1) Мавзолей императора (храм Юпитера)
2) святилище с храмом.
Дворцовые покои императора, обращённые к морю представляли собой сложный комплекс помещений, подчинённых главной оси симметрии.
Город – Дворец Диоклетиана – одно из поздних сооружений античного Рима, в котором в едином архитектурном комплексе объединились дворец, крепость и город.
Характерные черты римского градостроительства:
1. регулярность улиц, стремление к унификации городской планировки и застройки
2. высокий инженерно-технический уровень городского благоустройства
3. четкость и выразительность архитектурно-пространственных композиций городских ансамблей.
Значение античного Рима в дальнейшем развитии градостроительной культуры:
Руины античного Рима оказались средой, в которой взросли и определились градостроительные принципы европейского классицизма II пол. XVIII в.
Высокий уровень инженерного искусства и благоустройства городских территорий послужил впоследствии примером для многих городов Западной и Восточной Европы.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В СРЕДНИЕ ВЕКА И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ