double arrow

Организация семинарских занятий


Пояснительная записка

История русской литературы конца 19 – начала 20 веков

Предисловие

Примерные экзаменационные вопросы…………………………..46

Задания для самостоятельной работы…………………………….44

Семинарские занятия………………………………………………35

Программа курса…………………………………………………….11

Тематический план дисциплины……………………………………10

Методические рекомендации для студентов……………………….8

Методические рекомендации для преподавателей………………...4

История русской литературы конца 19- начала 20 веков …………4

Предисловие…………………………………………………………3

Содержание

Методическое обеспечение курса…………………………………49


Задачи курса «История русской литературы 20 века» - выделить основные историко-литературные, теоретические проблемы в изучении русской литературы и особенности творческих судеб ряда писателей 20 века, определить принципы периодизации литературного процесса эпохи, дать общие рекомендации по использованию исследовательской литературы по курсу.




Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым студентами в процессе изучения курса:

знать тексты художественных произведений и основные литературные факты;

знать основные теоретико-литературные понятия курса;

знать программные документы, отражающие сложные эстетические искания писателей разных направлений;

уметь рассматривать литературный процесс 20 века в историко-культурном контексте эпохи;

уметь определять современное значение, эстетические и нравственные ценности художественного произведения;

уметь рассматривать художественное произведение в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов;

уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы;

уметь конспектировать научную литературу;

уметь работать с энциклопедиями и специальными словарями;

уметь в письменной форме отвечать на контрольные вопросы по курсу;

иметь представление об общих и специальных работах по истории литературы;

владеть основными сведениями о биографиях крупных писателей изучаемого периода, знать их основные теоретические работы;

понимать основные положения научной литературы по курсу;

владеть навыками самостоятельной подготовки к экзамену по вопросам, не освещенным в лекционном курсе;

владеть навыками ведения дискуссии по проблемам курса;

владеть навыками самостоятельного, критического мышления.

Содержание курса разработано в соответствии с программой «История русской литературы 20 века» (1890 – 1990-е гг.) МГУ им. М.В.Ломоносова. – М., 1997.




Курс русской литературы рубежа веков охватывает литературный процесс с 1890 по 1920-е гг. Курс литературы Серебряного века дает широкое представление о литературном движении эпохи и его главных направлениях и тенденциях. На протяжении многих десятилетий литературу этого периода идеологически расслаивали, дифференцировали. Современный подход определяется целостным изучением этого сложнейшего периода, открывающего и весь последующий противоречивый XX век. Большое место в курсе отводится характеристике духовной атмосферы Серебряного века, русской философской мысли.

Цель курса: формирование представления об эстетической, культурологической новизне литературной эпохи начала XX столетия по сравнению с предшествующей эпохой и о смене художественной парадигмы в русской литературе; характеристика основных направлений, школ, методов.

Задачи курса:

-ознакомить с важнейшими литературными произведениями периода Серебряного века в их типологической связи и принадлежности к определенным эстетическим течениям;

-ввести в понятийный аппарат студентов новые термины и понятия современного литературоведения;

-сформировать новые методы анализа текста в рамках теории и методологии XX века.

Изучение литературно-художественных направлений эпохи предусматривает введение новых подходов и оценок в ситуации борьбы между направлениями и течениями, а также выявление внутренних связей между направлениями и авторами разной творческой ориентации в пределах сложной, противоречивой, но единой культуры эпохи.



Методические рекомендации для преподавателей
Курс предполагает разделы, связанные с разнообразием направлений и течений Серебряного века. Разделы курса посвящены неореализму, модернизму (символизму, акмеизму), авангарду (футуризму, имажинизму). При изучении курса нужно опираться на научные статьи в периодической печати для отражения современного взгляда на изучаемые явления. Основная литература указана в разделе «Методическое обеспечение курса».


ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

На лекциях создается база знаний, ориентирующих студентов на самостоятельный поиск смысла филологических явлений.

Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с текстами учебных пособий и самих произведений. В основе изложения учебного материала - синтез лекционных ориентиров с углубленными и расширенными описаниями изучаемого материала. Рекомендуется использовать методику качественного решения проблем (создание ситуаций, стимулирующих процессы восприятия и понимания изучаемого материала). В содержании изучаемого материала должны быть представлены компоненты, побуждающие к творческой активности.

Эмоционально-ценностный компонент предполагает представление в содержании такого материала, который способствует проявлению эмоционального отношения к рассматриваемым фактам; устраняет внутренние препятствия творческим проявлениям обучаемых; демонстрирует возможности использования метафор и аналогий; поддерживает воображение и фантазию; развивает впечатлительность, широту и насыщенность восприятия; создает условия для обнаружения смысла в учебном материале.

Критический компонент содержания определяет его как основу для осмысления любого факта на предмет соответствия или несоответствия ценностям и смыслам эпохи открытия, современным ценностям, исходя из их априорного понимания студентом; ориентирует на развитие достаточно сильной позиции критичности.

Рефлексивный компонент ориентирует на создание ситуаций, когда содержание востребует умение осмысливать явление при помощи изучения и сравнения собственных размышлений, сомнений; умение конструировать и удерживать образ своего “Я” в контексте переживаемого события, самостоятельности в принятии решений и ответственности за них.

Творческий компонент содержит материал, требующий экспертные оценки и условия для перевода обучаемых в позицию экспертов; “обыденные” пояснения студентами собственных, донаучных и интуитивных (априорных) представлений о смысле представляемых явлений, основу для конструирования собственных отношений к изучаемому событию.

Регулирующий (оценочный) компонент содержания: рефлексия может выполнять и функцию самооценки, выступая как основа самоконтроля за качеством знаний, который выстраивается, прежде всего, от студента. Контроль выступает как диагностика усвоения учебного материала, его “осознание”.

Содержание знаний в учебном процессе прямо или опосредованно связано со средствами их изучения. Таким образом, выделяются три взаимосвязанных формы обучения, имеющие общие и специфические средства:

- вводная информация (на лекциях);

- изучение текстов и выполнение письменных заданий (самостоятельная работа студентов по созданию новых текстов);

- обсуждение текстов на основе вводной информации (семинарские, практические занятия).

Способы представления лекционного материала, как средства пробуждения и расширения смыслотворческой деятельности студентов:

- работа преподавателя с содержанием темы, которая позволит ему обратиться к реальным источникам существования филологических изысканий;

- исчерпывание возможностей накопленного научного опыта - представление позиций, необходимых для начала переосмысления рассматриваемого материала: недостаточность имеющихся знаний, их несоответствие современным представлениям, закрытость, однозначность, абсолютизация, конечность и т.п. накопленных знаний;

- представление существа проблемы с позиций различных научных подходов: раскрываются особенности феномена, объясняются его связи с другими явлениями, определяется ориентировочный веер возможностей развития самого феномена и опосредуемых им положительных и негативных влияний на другие феномены и т.п.

- представление противоречий: материал размечается ориентирами для дискредитации прежних смыслов и построения актуальных; привлечение неявных средств пробуждения культурного смыслотворчества: философские аспекты представления учебного материала, особым образом распределенного и по-разному воспроизводимого в условиях столкновения познания с трудностями (феноменологическая позиция с использованием методов понимания, эйдетической редукции и саморазвития точек духовно-личностного измерения).

- введение проблемной неоднозначности выдвигаемых ориентиров: прием сопоставительного анализа понятий способствует формированию предпосылок для самоорганизации личностных установок на осознание внутренних источников, связей, механизмов развития сущностей и смыслов явлений, составляющих предмет изучения;

- подбор материала, ориентирующего на развитие сильной позиции критического отношения к педагогическим явлениям.

Достаточно сильная позиция критичности: 1) умение считать свое мнение и ценностные ориентации не как единственно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями; 2) умение доказывать и отстаивать свои идеи, свою позицию; 4) умение избегать огульного и мелочного «критиканства»; 5) умение избегать установок “у нас (у них) все равно лучше (хуже)”; 6) умение объективно оценивать себя в возможной (предполагаемой) ситуации действия негативных факторов, проявляемых тем илииным филологическим изысканием.

На первый план выносится создание условий для становления сознания, способного самостоятельно конструировать пространство своих филологических изысканий. Основной материал - это собственно работа сознания, которая в гуманистической педагогике не может быть инициирована иначе, как посредством создания условий, побуждающих его самостоятельную смыслопоисковую интеллектуальную деятельность.

Условия или учитываются, или создаются для использования в образовательных целях. Этим условие отличается от понятия “метод”. Собственно условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности. Это возможности для оценивания, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается в качестве содержания.

Личностное отношение к знаниям обеспечивается посредством востребования “обыденных” пояснений студентами собственных, донаучных и интуитивных представлений о смысле изучаемых явлений. Для этого создаются условия, ненавязчиво ставящие студентов в позицию экспертов. Используются приемы создания проблемных ситуаций, а также многие позиции открытого представления знаний: информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; внимание акцентируется на зависимости рассматриваемого явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития и т.д. Таким образом осуществляется введение собственных смыслов студентов в контекст сообщаемой информации. Происходит дополнение научных смыслов (вводная информация преподавателя) обыденными их значениями, существующими в представлениях студентов.

Одним из эффективных средств востребования “обыденных” пояснений является демонстрация позитивных и негативных последствий описываемого явления.

Приемы совместного проектирования цели занятия:

- предложение темы преподавателем и пояснение своего видения ее цели;

- оказание педагогической поддержки студентам в доформулировании, уточнении и конкретизации цели, создание условий для осознания студентом сути цели занятия (“прояснение сущности”, вынесение за скобки несущественного), прояснение целевых противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая деятельность сознания);

- совместное проектирование требований к уровню знаний и умений по ступенькам подготовки (фактологические знания, ориентации на понимание источника возникновения явления, пояснения его смысла, связей смыслов с другими явлениями и т.д.);

- введение компонента региональных знаков, ценностей и смыслов культуры в проектирование цели (предложения по связи темы с родным городом, проявление личных познавательных потребностей, возможностей и интересов).

Готовность к практической реализации смыслов осуществляется благодаря использованию приемов вовлечения в дискуссию. Одним из эффективных приемов является предложение пояснить смысл антитезно представленного материала. Вводная информация оставляет определенный простор для завершения ее в дискуссионном порядке. Студентам предлагается высказать свою точку зрения на полученные сведения, дополняя их своими пониманиями и смыслами. Так достигается реализация актуального смысла.







Сейчас читают про: