Программа курса. Конец XIX — начало XX века как особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России

Введение

Конец XIX — начало XX века как особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России.

Нарастание социального кризиса, ощущение «чрезвычайности» времени.

Крушение народнической идеологии, поиск новых идеологических концепций общественного развития. Распространение идей марксизма.

Кризис позитивизма. Новые течения в русской философской мысли. Противопоставление принципам рационального познания мира и его законов принципов иррационализма. Возникновение религиозно-философских обществ и собраний. Проповедь «нового религиозного созна­ния». Представление о завершенности эпохи и культуры, катастрофизме времени. Возникновение на этой почве апокалипсических мотивов в искусстве и литературе начала века. В то же время — представление об эпохе не только как эпохе кризиса, но как времени ренессанса, духовного и культурного подъема.

Сближение литературы и философии в осмыслении новой роли духовного начала в обществе. Понимание проблемы в различных течениях философской и эстетической мысли (в частности — в народнической, символистской, марксистской, футуристической критике). Л. Толстой, Вл. Соловьев, Г. Плеханов об искусстве.

Новое понимание отношений личности и среды в творчестве писателей разных художественных течений 1890—1910-х годов. Проблема судеб культуры и «ницшеанство» в русской литературе начала века. Вос­приятие этики и эстетических идей Ницше в художественном сознании М Горького, «знаньевцев», символистов.

Место и значение в литературном процессе эпохи «живых классиков» — Л. Толстого и А. Чехова.

Роль традиций творчества Ф. Достоевского в духовной жизни России начала столетия. Достоевский — мыслитель и художник, «соучаст­ник» литературной жизни эпохи.

Дискуссии о судьбах реализма в русском искусстве и литературе начала века в критике и литературоведении (от символизма до наших дней).

Периодизация литературного процесса конца XIX — начала XX века.

1890—1910 годы. Завершение творческого пути Л. Толстого и А. Чехо­ва. Новые черты реализма в их творчестве. Писатели-реалисты поколения 1890-х годов как продолжатели их традиций и творческих исканий. Фор­мирование новых социально-исторических идей в творчестве Горького. Дискуссии о судьбах реализма в критике.

Первые модернистские течения в литературе и искусстве. Философ­ские и эстетические обоснования «новых» течений в литературе. Пробле­ма синтеза искусств. Символизм 1890-х и младосимволизм.

Начавшееся творческое взаимодействие в искусстве и литературе художественных принципов реализма и модернизма.

Революция 1905 года. Ее роль в развитии философской и эстетической мысли эпохи. Проблема «революция и интеллигенция». Сборник «Вехи». «Рассеяние» (И. Бунин) «знаньевцев». «Неонатуралистические» тенденции в литературе. Начало кризиса символизма как литературной школы.

1910—1922 годы. Кризис символизма. Появление новых литературных школ. Акмеизм как постсимволистское течение. «Школа» и оригинальность творческих индивидуальностей. Литературный авангард. Футуризм в литера­туре и изобразительном искусстве 1910-х гг. Общие тенденции развития.

Писатели-реалисты 1910-х гг. Понятие о «неореализме».

Война и революции 1917 года. Раскол в писательской среде на почве отношения к Октябрьской революции и Советской власти.

С 1922 г. — третий период развития творчества писателей «сере­бряного века».

Высылка из России писателей, философов, ученых, отказавшихся со­трудничать с Советской властью.

Проблема «двух потоков» русской литературы. Единство националь­ной литературы и различие литературных процессов XX века в России и в зарубежье.

Писатели «серебряного века» в эмиграции и их место в литературной жизни русского зарубежья и России.

Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале XX столетия.

Кризис или этапы обновления?

1. «Живые классики». Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого и А. Чехова. Толстой и Чехов — выразители общественного и духовного мира России начала века, этических и эстетических исканий времени.

Роман Толстого «Воскресение» как итог общественной и литературной деятельности писателя. Воплощение в романе основных проблем эпохи. Обличение живущих вопреки «духовной истине», отрицание государственного устройства России.

Изменения реалистических принципов письма Толстого в начале века. Усиление авторского вмешательства в действие. Новые принципы создания характера героя. Понимание конфликта человека со средой как внутреннего конфликта в духовной и нравственной природе человека. Появление публицистической тенденции в реализме писателя. Усиление субъективного авторского начала. Характерное выражение этой тенден­ции в пьесе «Живой труп».

Толстой в полемике об искусстве («Что такое искусство?», 1897—1898). Этический критерий для Толстого — высший критерий искусства. Толстой против искусства вне нравственной идеи — «ложного реализма» — «натуралистического копирования действительности», декаданса. Значение искусства по Толстому — в утверждении деятельной жизни во всех ее нравственных проявлениях («Хаджи-Мурат», «Отец Сергий», «Живой труп»).

Л. Толстой и революция 1905 г. Неприятие насилия. Активное участие Толстого в общественной жизни и одновременное усиление в его творчестве интереса к «вечным» проблемам бытия.

Влияние философских и творческих исканий Толстого на литературу XX века (от «знаньевцев» до позднего И. Бунина).

Творчество А. П. Чехова как выражение настроения «переходного времени» — явление «перехода» от литературной классики к литературе новой эпохи (Чехов как «поэт конца» и «поэт начала»). Идея духовной свободы и свободы духовного творчества — основа миропонимания писателя. Творчество Чехова как выражение нового нравственного состоя­ния общества в эпоху духовного и общественного подъема.

Новые черты реализма в позднем творчестве писателя. Возникновение рассказа романного типа и нового типа драмы. Импрессионистские тенден­ции, широкая распространенность символики. Принцип «косвенного» выра­жения духовных движений героев («Три сестры» и др.). Изображение характера и внутреннего мира личности «в новых формах сплетения, слияния, противопоставления и взаимодействия элементов авторского и субъективно-экспрессивного, идущего от персонажа...» (В. В. Виноградов).

Общая формула реализма Чехова, воспринятая его современниками и последователями, — «надо смотреть в корень и искать в каждом явле­нии причину всех причин».

Новые черты реализма в творчестве В. Короленко. Теория реализма Короленко как синтеза реализма и романтизма. Короленко о героическом в реализме.

Теория реализма Короленко как отражение общего интереса к романти­ческой традиции писателей начала века всех творческих направлений (М. Горького, «знаньевцев», символистов).

2.Писатели реалистических течений 1890—1990-х гг. как «наслед­ники» традиций Л. Толстого и А. Чехова. Новые тенденции развития их реализма. Писатели круга «Среды» и «Знания» (Я. Телешов, И, Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелев и др.); Значение издатель­ского товарищества «Знание» в художественной жизни России рубежа веков и начала XX века. Сборники «Знания». Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателей. Традиции демократи­ческой беллетристики 1860—1870-х гг., их трансформация в творчестве «знаньевцев». Новое понимание отношений личности и среды, характе­ров и обстоятельств. Усиление внимания к духовной жизни человека из народа. Разное восприятие художественных принципов Л. Толстого и А. Чехова «знаньевцами» (А. Куприным, И. Буниным) на разных этапах их творческого пути

Проявление импрессионистской тенденции в реализме Б. Зайцева, раннего И. Бунина, экспрессионистской — в прозе и драматургии Л. Ан­дреева, в драматургии Д. Айзмана, С. Юшкевича.

Общественный подъем и революция 1905 года. Новые социально-исторические идеи в творчестве «знаньевцев». Проблема революции, ее судеб и исторических путей России. Тема пробуждения в человеке чувства лично­сти, освобождения личности от социального и духовного гнета. Драматургия Е. Н. Чирикова, С. А. Найденова («Дети Ванюшина», «Стены»).

Социалистические тенденции в творчестве М. Горького. Идея актив­ного действенного отношения человека к жизни. Идеализация жизненно-активной личности. Радостное ощущение человеком бытия как основание романтики в творчестве молодого Горького и одновременно — как обост­ренное ощущение драматического характера и катастрофизма времени.

Два типа героя в творчестве Горького: человек «пестрой души» и цельная, жизненно-активная творческая личность. Традиции Достоев­ского-художника в изображении «пестроты» русского национального характера («Трое», повести окуровского цикла).

Горький о поисках человеком из народа социальной и духовной ис­тины жизни («Мать», «Исповедь», автобиографические повести «Детст­во», «В людях»). Горький и религия. Место темы религиозно-нравственных исканий человека в творчестве писателя.

Эволюция «знаньевцев» после поражения революции 1905 года. Кризис издательства «Знание». «Знаньевцы» в журналах и альманахах разных художественных течений. Появление «неонатуралистической» тенденции в творчестве писателей (М. Арцыбашев и др.). Изменение характера русской журналистики. Возвращение от сатирической журналистики эпохи революции к традициям журналов 1880-х гг. Восстановле­ние цензурных ограничений.

И. А. Бунин (1870—1953)

Поэзия И. Бунина. Сборники «Под открытым небом», «Листопад». Тема родины, русской природы. Осмысление традиций А. Фета, Я. Полонского, А. К. Толстого. Разрыв Бунина с символистами после издания «Листопада». «Контрсимволизм» Бунина. Речь Бунина на юбилее «Рус­ских ведомостей» (1913); Бунин о писателях «нового типа» и состоянии современного русского языка.

Бунин-переводчик. «Песнь о Гайавате».

Проза 1890—1900-х гг. «Антоновские яблоки», «Сосны», «Новая дорога». Мотивы распада патриархальной усадьбы, устоев. Бунин в «Знании».

Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия. Христианское мироощущение (рассказы «Третьи петухи», «Пост»). Идеи земной жизни как Божьего дара (дневники Бунина, «Господин из Сан-Франциско»). Мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое дыхание»). Концепция любви как «святого свойства души» («Святые»). Философская проблематика рассказа «Братья». Тема дворянских гнезд и крестьянских устоев («Суходол», «Деревня»). Восприятие национального характера.

Стиль Бунина (живописность, внешняя изобразительность, ритмическая организация). Новое в соотношении субъективного и объективного начал. Толстовский психологический реализм и психологический рисунок в прозе Бунина.

Неприятие Октября. «Окаянные дни». Эмиграция.

В. В. Вересаев (1867—1945)

В. Вересаев — художник-летописец общественных исканий русской демократической интеллигенции начала века. Повести «Без дороги», «Поветрие», «На повороте». Книга «Записки врача». Вересаев в «Среде» и «Знании».

Творчество Вересаева 1900—1910-х гг. Концепция «живой жизни» в повести «К жизни». Вересаев против «литературного распада». Книга Вересаева «Живая жизнь». Полемика с трактовкой Д. Мережковским творчества и этических теорий Л. Толстого и Достоевского. Спор с «фи­лософией жизни» Ф. Ницше. Противоречия в философских взглядах Ве­ресаева. Влияние на писателя философии интуитивизма А. Бергсона. Особенности реализма Вересаева. Ориентация на традиции эстетики Н. Чернышевского, Д. Писарева. Публицистичность прозы Вересаева.

А. И. Куприн (1870—1938)

Куприн и традиции русского реализма XIX века. Традиции Л. Толстого, влияние принципов чеховского творчества. Характер их осмысления.

Раннее поэтическое творчество Куприна. Проза 1890-х гг. «Психология страстей» («Впотьмах», «Лунной ночью», «Безумие» и др.). Странствия по России. Работа в прессе. Куприн-очеркист (Очерки «Киевские типы»).

Социально-психологическая повесть «Молох». Особенности художест­венного конфликта. Проблема «естественного человека» в творчестве писателя 90-х годов (повесть «Олеся»). Влияние И. Тургенева на «пей­зажную живопись» Куприна.

Творчество Куприна 900-х гг. Новеллистика. Жанровые и стилевые особенности купринской новеллы. «Проблемная» новелла и традиции позднего чеховского рассказа. Этический характер конфликта. Раскрытие внутренней жизни героя, осознающего неправоту окружающей социаль­ной реальности. От «проблемной» новеллы такого типа — к психологиче­скому реализму «Поединка».

«Поединок». Тема пробуждения общественного сознания человека. Утопические иллюзии автора о путях переустройства мира. Романтиче­ские тенденции реализма в творчестве Куприна.

Творчество Куприна 1910-х гг. Утверждение высоких нравственных идеалов («Гранатовый браслет» и др.). Повесть «Яма». Гуманистические идеалы писателя.

Философские темы: утекания жизни («Сны»), вечной души и «не­земного блаженства („Светлый конец", „В медвежьем углу")». Право­славные истины в рассказах-притчах «Сад Пречистой Девы», «Два свя­тителя», «Пегие лошади».

Художественный мир Р. Киплинга и Д. Лондона и творчество А. Купри­на (характер фабулы, особенности трактовки человеческой натуры и др.). Эмиграция.

И. С. Шмелев (1873—1950)

Первые литературные шаги. Очерки «На скалах Валаама». Творче­ство 900-х гг. Нравственные и социальные искания героев Шмелева. Шмелев - художник «обездоленных» с обостренным чутьем к человеческо­му страданию. Повесть «Человек из ресторана». Влияние на Шмелева идей Толстого и Достоевского. Сказ и его функция в повести.

Восторженное отношение Шмелева к Февральской и отрицательное — к Октябрьской революции. Эмиграция.

Максим Горький (1868—1936)

Начало творческого пути. Связь с традициями русского реализма. Горький и Толстой. Горький и Чехов.

Идейные и творческие искания молодого Горького. Горький-поэт.

Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гг.: концепция личности, принцип двоемирия, авторское начало.

Горький и Ницше. Н. Михайловский, М. Меньшиков и другие критики о культе силы и индивидуализма в героях Горького. Духовная журналистика о ницшеанской морали в ранних рассказах Горького (журналы «Вера и Церковь», «Вера и Разум», «Странник»). Марксистская критика о Горьком.

Д. Мережковский и М. Горький. Д. Мережковский о «русских босяках» и «немце Ницше» в статье «Грядущий Хам». Полемика 1913 года в «Русском слове»: «О «карамазовщине», «Еще о «карамазовщине» М.Горького и «Горький и Достоевский» Д. Мережковского. Статья Д. Мережковского 1916 г. «Не Святая Русь. Религия Горького». Взгляд Г. Адамовича на творчество Горького в контексте традиций Ф. Достоевского («Одиночество и свобода»).

Романы «Фома Гордеев» и «Трое». Особенности конфликта. Новые герои прозы Горького. Историческая концепция Горького. Романы Горького и традиции русского романа. Традиции Достоевского-художника в изображении «пестроты» русского национального характера.

Драматургия. «Мещане». Драматургический метод Горького. Горький и Чехов-драматург. «На дне» и тема «дна» в русской и западной литературе. Концепция «бывшего» человека. Правда и религия. Философия пассивного сознания и авторская позиция, художественные средства ее выражения. Философский характер драматургического конфликта. Драматургическое новаторство Горького. Особенности композиции. Жанр. Сценическая история пьесы.

Пьесы об интеллигенции («Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Ре­волюция и культура, народ и интеллигенция. Горький о роли народных масс в истории. Полемика М. Горького с Л. Андреевым. «Дети солнца» Горького и «К звездам» Андреева. Единство замысла и различие его художественного решения.

Роман «Мать», пьеса «Враги»: черты социалистического реализма. Христианская мораль и этика революционера в романе. Концепция «маленького человека» в контексте русской и западной литературы (Диккенс, Золя, Достоевский, Шмелев). Концепция гордого человека. Тема отцов и детей в романе. Мать и сын: духовная и книжная культуры. Культ матери в творчестве Горького («Васса Железнова», «Жизнь Матвея Коже­мякина», «Исповедь», «По Руси» и т. д.). Андрей Находка: идея и личность. «Мать» и «Исповедь»: поиск человеком из народа социальной и духовной истины.

Восприятие Горьким идей богостроительства А. Богданова и А. Лу­начарского. Лекции Горького об истории русской литературы в «Каприйской школе».

Драматургия конца 1900—1910-х годов. «Васса Железнова», «Ста­рик», «Зыковы». Этическая и философская проблематика пьес. Новое в поэтике пьес. Характер драматургического конфликта.

Народ и революция, мещанство и революция в «окуровском цикле» («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»).

«Русские сказки», «По Руси», «Сказки об Италии». Образ родины и народа. Стилевое разнообразие и внутреннее единство циклов. Новый характер горьковской романтики и сатиры.

Автобиографические повести «Детство», «В людях». Эстетические и нравственные искания человека из народа. Автобиографический жанр в русской литературе XIX века и повести Горького. Повести Горького и автобиографические произведения его современников (В. Короленко, Н. Гарина-Михайловского).

Многообразие стилевых форм реализма М. Горького 1910-х гг. Роль романтического пафоса в реализме прозы Горького.

Горький в годы Февральской и Октябрьской революций. Работа в газете «Новая жизнь».

«Несвоевременные мысли»: неприятие насилия в революции; нрав­ственность и политика; культура и революция; свобода слова, историче­ская и информационная правда. Несогласие с «анархо-коммунистами и фантазерами из Смольного», неприятие «опыта» над русским народом. «Несвоевременные мысли» — опыт национальной самокритики. «Не­своевременные мысли» и статья 1915 г. «Две души»: Восток и Запад в русской психике.

Творчество Горького советской эпохи. Традиции Горького в совет­ской литературе, его роль в русском и мировом литературном процессе.

3. Литература 1910-х годов.

Приход в литературу писателей-реалистов нового поколения — А. Толстого, М. Пришвина, К. Тренева, С. Сергеева-Ценского. Обличение в их творчестве «всяческого крепост­ничества» в общественной и духовной жизни. Тяготение к естественной «живой» жизни. Неприятие упадочных настроений в жизни и в искусстве.

Интерес к «вещному миру» и одновременно — устремленность к философским обобщениям, своеобразный «философский лиризм».

Споры в критике о неореализме. Дискуссии о художественном на­следстве, об отношениях классического реализма и искусства нового времени, об отношениях эпического и лирического начал в художественном произведении, о роли авторской субъективности.

А. Н. ТОЛСТОЙ (1883—1945)

Начало творческого пути. Ранние стихи. Влияние идей и поэтики символистов. Книга «За синими реками». Мотивы русской и славянской мифологии. Ориентация на традицию устной народной и классической русской поэзии. Проза Толстого. Книга «Сорочьи сказки». Стремление понять «первоосновы жизни». Характер поэтической условности Толстого. Цикл рассказов «Заволжье», романы «Чудаки», «Хромой барин» — об эпигонах дворянского мира, «чудаках красочных и нелепых». Изображение Толстым их жизни как комедии завершающейся истории русского дворянства. Черты реалистического стиля писателя: историческая достоверность персонажей, их неотделимость от «вещного быта» окружающей среды. Освоение сатирических гоголевских традиций в описании характеров героев. Идея искупительного страдания в творчестве А. Толстого и традиции Достоевского. Первые пьесы («Касатка», «Нечистая сила»), их проблематика, художественное своеобразие.

Негативное восприятие Октябрьской революции («ураган крови и ужаса»). Исторические аналогии и исторические темы в творчестве писателя. Пьеса «Смерть Дантона» (1918). Проблема революционного террора. Утверждение ненужности кровопролития и отрицание всякого насилия над человеком. Тема исторического прошлого России и современности. Проблема отношений русской истории и русского национального характера («Наваждение», «День Петра», «Повесть смутного времени»). Эмиграция.

4. «Новокрестьянская» поэзия 1910-х годов.

Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Поэзия крестьянских поэтов и символизм (С. Клычков, С. Есенин). Н. Клюев и «Цех поэтов».

Китежское мироощущение. Философская концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в ранней лирике крестьянских поэтов. С. Есенин и Н. Клюев в «скифстве».

Крестьянство в философских и политических воззрениях русских символистов. Философские искания «серебряного века» и русское сектантство. Ницше и крестьянство. Карлейль и крестьянство. Эсеры и крестьянство. Мифологическая школа и крестьянская культура.

Традиции святоотеческой литературы и фольклора в поэтике крестьянских поэтов.

С. А. Есенин (1895—1925)

Философские воззрения молодого Есенина, еретическое восприятие Христа, концепция «одной души» (письма к Г. Панфилову).

Поэзия периода «Радуницы». Христианское и крестьянское начала в ранней лирике Есенина. Пейзаж в контексте православной образности. Образ крестьянского рая. Россия как избранная святыми страна.

Раздвоенность лирического героя Есенина — кроткого пастуха и мятежника.

Метафоричность стиля. Романсный стих. Цвет в пейзажной лирике. Проблема датировок ранней лирики.

Роль Н. Клюева и Иванова-Разумника в мировоззренческих исканиях поэта. Метафизическое восприятие русских революций, религиозно-революционная утопия Есенина.

Н. А. Клюев (1884—1937)

Книги стихов «Сосен перезвон» и «Братские песни». Православные мотивы в лирике Клюева. Клюев и голгофское христианство. Мироощу­щение Клюева в контексте старообрядчества и хлыстовства. Письма Клюева к Блоку; их мотивы, цитаты из писем в блоковских текстах (ста­тьи, «Песня Судьбы» и др.). Брюсов и Клюев. Гумилев о Клюеве. Клюев и «скифство».

Мифотворчество Клюева. Метафора в его поэзии.

Различия в поэтике Н. Клюева и С. Есенина, Н. Клюева и С. Клычкова. А. Белый о поэтике Н. Клюева («Жезл Аарона»). Метафизическое восприятие Октябрьской революции и скорое разочарование в ней («Песнослов», «Медный Кит», «Четвертый Рим», «Львиный хлеб», «Мать Суб­бота»). Родовая культура в стихах Клюева, тема противостояния Комму­ны и Матери Руси. Мифологический образ Ленина-Льва. Мотив крови. Клюев как выразитель «избыточного», «эгоистичного» мужика в оценках Л. Троцкого.

С. А. Клычков (1889—1937)

Символистское мироощущение и образность в поэзии периода «Пе­сен» и «Потаенного сада». Крестьянская культура в темах и поэтике ран­него С. Клычкова. Христианство и язычество. Мифотворчество Клычкова и фольклорная традиция. Славянский образ России в творчестве Клычко­ва и Россия как Белая Индия в трактовке Клюева, отношение Н. Гумилева к этим взглядам.

Драматизм в интимной лирике периода «Домашних песен». Философские темы в поэзии 1920-х гг. Дуализм. Эсхатологическое мироощущение поэта.

5. Развитие пролетарской поэзии в 1910 годы.

Книги рабочих поэтов «Наши песни» (1913—1914). Стихи Демьяна Бедного, В. Александров­ского, А. Поморского, А. Гастева, И. Садофьева и др. Появление в рабочей поэзии 10-х гг. собирательного образа народа и героической личности протестанта, борца. Сочетание политической сатиры и романтического пафоса — характерный стилевой признак стихов поэтов. Жанры рабочей поэзии: басня, сатирический фельетон, пародия, эпиграмма, пейзажная и любовная лирика. Традиции лирической поэзии XIX века.

Творчество Демьяна Бедного (Е. А. Придворова — 1883—1945). Д. Бедный - сатирик. Басни Бедного. Повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю» — итоговое произведение дореволюционного творчества поэта.

6. Формирование в 1910 годы новых черт русской сатирической журналистики.

Журналы «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» — как новое направление в развитии русской сатирической литературы начала века. Новые тенденции и традиции русской демократической сатиры XIX века. «Сатириконцы» и европейская сатирическая журналистика.

Писатели - «сатириконцы»: Саша Черный, Тэффи, А. Аверченко.

А. Т. Аверченко (1881—1925)

Аверченко в «Сатириконе» и «Новом Сатириконе». Сборники рассказов «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Сорные травы» и др. Темы сатир Аверченко (городской быт, жизнь российского обывателя, «новые» течения в русском искусстве и литературе). Установка на «созерцатель­ность» сатиры. Положительный идеал сатир писателя — «целительный смех». Падение социальной остроты сатир Аверченко в годы войны.

Восторженное отношение к Февральской революции. Неприятие Октябрьской революции. Эмиграция.

Тэффи (Н. А. Бучинская — 1872—1952)

Творчество 1900-х гг. Сборник стихов «Семь огней». Влияние символистской поэзии. Ранняя проза. Сборники 10-х гг. «Юмористические рассказы», «Неживой зверь». Рассказы о русской жизни эпохи реакции. Тема маленького человека. Восприятие жизни как карусели, закрученной некими злыми силами.

Традиции Чехова в ее творчестве. Тэффи и революция. Неприятие «правды» ни одной из борющихся сил. Эмиграция.

Саша Черный (А. М. Гликберг — 1880—1932)

Работа в сатирических журналах времени первой революции. Сатириконские стихи. Сборники «Сатиры» и «Сатиры и лирика». Критика идеалов русского обывателя, ренегатствующей интеллигенции, отрекшей­ся от «заветов», упадочных настроений в современной литературе и ис­кусстве. Переводческая работа Черного (переводы Гейне, Гамсуна и др.).

Богатство ритма. Своеобразная разговорная лексика, «разработан­ный стих» (Гумилев) как особенности поэзии Саши Черного. Саша Чер­ный на фронте в годы войны. Эмиграция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: