Определение уровня чрезвычайных ситуаций, регламент представления информации об их угрозе или возникновении

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Организация жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Определение уровня чрезвычайных ситуаций, регламент представления информации об их угрозе или возникновении.

План

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТРАНЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Лекция 11

Угроза возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) любого класса или уровня - это реальная угроза для жизни и здоровья людей, угроза нарушения нормальных условий их жизни и деятельности или значительных материальных потерь.

Задачей безопасности жизнедеятельности как области научно-практической деятельности является: защита здоровья и жизни человека и среды его проживания от опасностей, а также разработка и реализация соответствующих средств и мероприятий в отношении создания и поддержки здоровых и безопасных условий жизни и деятельности человека. Выполнение этой задачи особенно остро стоит во время угрозы возникновения и при возникновении ЧС.

Количественную характеристику всех чрезвычайных ситуаций можно получить благодаря использованию концепции приемлемого риска, заложенную в классификационных карточках ЧС.

К ЧС техногенного характера относятся группы:

o транспортные аварии;

o пожары, взрывы;

o аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДОР) на объектах экономики;

o наличие в окружающей среде вредных веществ свыше предельно - допустимых концентраций;

o аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;

o внезапное разрушение сооружений;

o аварии на электроэнергетических системах;

o аварии на системах жизнеобеспечения;

o аварии систем связи и телекоммуникаций;

o аварии на очистных сооружениях;

o гидродинамические аварии.

ЧС природного характера включают группы:

o геологические;

o метеорологические;

o гидрологические морские и гидрологические пресноводные;

o пожары в природных экосистемах;

o инфекционная заболеваемость людей;

o отравление людей;

o инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных;

o массовая гибель диких животных;

o поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.

К ЧС социально-политического характера относятся:

o вооруженные нападения, захват и удержание важных объектов или реальная угроза совершения таких акций в отношении органов государственной власти, дипломатических и консульских учреждений, правоохранительных органов, телерадиоцентров и узлов связи, военных гарнизонов, государственных учреждений, атомных электростанций и других объектов атомной энергетики;

o покушение на руководителей государства и народных депутатов;

o нападение или покушение на членов экипажа воздушного или скоростного морского (речного) судна, похищение или попытка похищения, уничтожение или попытка уничтожения таких судов, захват заложников из числа членов экипажа или пассажиров;

o установка взрывного устройства в общественном месте, учреждении, организации, предприятии, жилом секторе, на транспорте;

o исчезновение или похищение из объектов хранения, использования, переработки или во время транспортировки огнестрельного оружия, боеприпасов, артиллерийского вооружения, взрывчатых материалов, радиоактивных веществ, СДЯВ, наркотических веществ, препаратов и сырья;

o выявление устаревших боеприпасов;

o аварии на арсеналах, складах боеприпасов и других объектах военного назначения с выбросом обломков, реактивных и обычных снарядов.

Указанный классификатор не содержит ни конкретных, ни специальных признаков опасных ситуаций военного характера и не дает их деления на группы. Особенности оценки и реагирования на ЧС военного характера определяются законодательством Республики Беларусь, отдельными нормативными и соответствующими оперативными и мобилизационными планами и не изучаются в пределах учебной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Каждая квалификационная карточка ЧС содержит информацию о виде, группе и классе ЧС, признаки вида ЧС и уровень этих признаков, когда ситуация считается чрезвычайной, когда требуется срочное оповещение о ней и когда она требует государственного реагирования. Признаки вида ЧС характеризуют угрозу или возникновение ЧС и делятся на конкретные (физические, химические, технические, статистические и прочие) и специальные.

В процессе определения уровня ЧС последовательно рассматриваются три группы факторов: территориальное распространение; размер причиненного (ожидаемого) экономического ущерба и человеческих потерь; классификационные признаки чрезвычайных ситуаций.

Установление факта отнесения аварийного события к рангу ЧС, определение вида и уровня ЧС проводится в такой последовательности. При наступлении аварийного события оперативный дежурный персонал объекта оповещает о нем постоянный орган управления местного уровня Государственной системы предупреждения ЧС техногенного и природного характера и реагирования на них (ГСПР), а также соответствующий, по подчинению, отраслевой орган управления местного, регионального или общегосударственного уровня. Постоянные органы повседневного управления местного уровня ГСПР и вышеуказанные отраслевые органы осуществляют первую оценку аварийного события на его соответствие требованиям отнесения к рангу ЧС. С этой целью выполняется целевой поиск необходимой классификационной карточки, а уже в ней похожего конкретного признака. В случае совпадения или значительной схожести аварийного события хотя бы с одним из приведенных в карточке конкретным признаком ведется сопоставление числовых критериев этого признака с реальным рубежом, который достигнут аварийным событием. При превышении хотя бы одного из критериев, аварийное событие заносится в журнал ЧС и об этом немедленно извещаются орган повседневного управления регионального уровня ГСПР и региональная структура отраслевых министерств и других центральных органов исполнительной власти, где также она регистрируется в журнале ЧС под определенным цифровым кодом.

Даже если параметры аварийного события достигли уровня установленного в классификационной карточке первого критерия и это относит ЧС лишь к местному уровню, контроль ее развития должны обеспечить, одновременно подготавливая дополнительные силы и средства реагирования к направлению в место события, региональные органы управления ГСПР. Это распространяется и на случаи, когда аварийное событие произошло за пределами конкретного объекта и потому с самого начала является местным.

При дальнейшем ухудшении ситуации и достижении критериев, которые определены в колонке срочного извещения, ЧС переходит к региональному уровню управления, который должен взять на себя ответственность за своевременное, полное и адекватное реагирование на ЧС и срочно известить о ЧС в органы повседневного управления государственного уровня ГСПР (оперативно-дежурные службы МЧС РБ, отраслевых министерств и других центральных органов исполнительной власти). С этого момента контроль ее развития должны обеспечить, одновременно подготавливая дополнительные силы и средства реагирования к направлению в место события, органы управления государственного уровня ГСПР. Ответственность за своевременное, полное и объективное информирование координационных органов управления государственного уровня ГСПР возложена на отраслевые министерства и другие центральные органы исполнительной власти, которыми разработаны и согласованы соответствующие классификационные карточки.

В случае дальнейшего ухудшения ситуации и достижения критериев, которые определены в последней колонке карточки, ЧС переходит к государственному уровню управления, органы которого с этого момента берут на себя ответственность за своевременное, полное и адекватное реагирование на ЧС.

В случае если проявления аварии (катастрофы) могут быть отнесены к различным областям или конкретным видам ЧС, окончательное решение в отношении ее классификации принимает комиссия по вопросам безопасности и ЧС на том уровне, к которому относится ситуация.

В соответствии с Законом «О гражданской обороне» «граждане имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, значительных пожаров, стихийного бедствия и могут требовать от Правительства, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования гарантий по его реализации. Государство как гарант этого права создает систему гражданской обороны, с целью защиты населения от опасных последствий аварий и катастроф техногенного, экологического, природного и военного характера».

Главной функцией органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования в случае возникновения ЧС является защита населения и организация его жизнеобеспечения.

Мероприятия по защите населения планируются и проводятся по всем районам, населенным пунктам, охватывают все население. Вместе с тем характер и содержание защитных средств устанавливается в зависимости от степени угрозы, местных условий, с учетом важности производства для безопасности населения, других экономических и социальных факторов. С этой целью города распределяются по группам важности, а объекты - по категориям в отношении средств защиты населения в случае чрезвычайной ситуации.

Для городов установлены следующие группы: особой важности; первой группы; второй группы; третьей группы.

Для предприятий и организаций установлены следующие категории: особой важности; первой категории; второй категории.

Основные мероприятия по защите населения планируются и осуществляются заблаговременно и имеют опережающий характер. Это касается, прежде всего, подготовки, поддержания в постоянной готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, их накопление, а также подготовки к проведению эвакуации населения из зон повышенного риска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: