double arrow

Школа человеческих отношений

и поведенческая школа

Под «человеческим фактором» понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании – это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д.

Основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений является смещение акцента с управления работой на управление людьми, персоналом.

Согласно ее концепции, производительность труда рабочих повышается не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Отсюда главное положение этой школы: применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.

Самыми крупными представителями школы были Мери Фоллетт и Элтон Мейо.

Мери Паркер Фоллетт (1868-1933) выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Эта идея была новой для своего времени, советы Фоллетт широко использовали в своей работе бизнесмены.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейо (1880-1949) –

руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд экспериментов, получивших название «хоторнские эксперименты». Опыты в Хоторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1927 по 1939 г. и не имели аналогов. Целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет.

Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мейо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора, что позволило ему создать социальную философию менеджмента – систему «человеческих отношений».

Теория человеческих отношений получила свое естественное развитие и продолжение в становлении поведенческого (бихевиористского) подхода в управлении, сущность которого состоит в выявлении характера поведения работника на своем рабочем месте и его продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и взаимоотношений между работниками и менеджерами.

К определяющим факторам повышения эффективности деятельности организации, в которой управление базируется на поведенческом подходе, относятся:

1. осознание работником своих возможностей;

2. удовлетворение, получаемое от выполняемой работы;

3. социальное взаимодействие и наличие общих целей и интересов трудового коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: