21.02.2012
История менеджмента
4 концепции менеджмента:
1. Классическая (организация труда подчиненных). Состоит из трех компонентов: Теория административного управления(основатель Файоль), Научная организация труда(Тейлор), Организация управленческой деятельности, теория бюрократии (Макс Вебер).
2. Теория человеческих отношений (социальная теория). Основатель Элтон Мейо, Фриц Ротлисбергер. Хорошее отношение к работнику повышает производительность труда. Максимум можно добиться 25-30% роста. Используется на небольших предприятиях семейного типа(около 10 человек), где работают члены семьи(родственники). Распределение работы происходит по ролям. Форма контроля – взаимоконтроль.
3. Поведенческая концепция(бихевиоризм). Сама работа дается работнику в виде «Меню»: дают человеку приказ о положениях, согласно которому з/п зависит от проделанной работы. Основана на организационном поведении работника. Основатель Герберт Сайман.(разработал еще теорию принятия управленческих решений).
|
|
4. Прагматическая концепция. Менеджеру необходимо использовать элементы всех концепций на его выбор для того, чтобы достичь роста производительности труда. Основатель – Питер Друкер
Тема: Организация и ее система управления (14.02.2012)
Организация имеет 5 основных характеристик(свойств/признаков):
1. коллектив людей
2. общая цель
3. должен быть руководитель
4. должна быть взаимосвязанная деятельность
5. наличие ресурсов
Типы организаций: бизнес(прибыльные и бесприбыльные), общественные.
К менеджменту относятся: менеджеры, специалисты(работают у менеджера в подчинении и выполняют работу для этого менеджера), технические исполнители(младшие служащие). В аппарате управления около 30% руководителей и 10% исполнителей, остальные специалисты.
Менеджеры организуют деятельность подчиненных. Менеджер – это организатор. Организовать – упорядочить. Упорядочить – придать деятельности порядок. Порядок – это грамотное разделение труда. Определить правила работы(кто что и как делает) – основа порядка. Все это – СТРУКТУРА организации. Структура – это главный порядок в организации. Структура – это должности и их взаимосвязи. Без структуры не будет работы.
Цель указывает на направление деятельности и темп развития. Цель позволяет управлять изменениями в организации.
Персонал – люди, которые создают эконмический результат. Прибыль приносят менеджеры и рабочие.
Внешняя среда организации – это все, что окружает предприятие: внешняя среда прямого воздействия(это те организации, которые связаны с данной) – покупатели; поставщики сырья, материалов, оборудования; обслуживающие организации(поставщики электроэнергии, тепла и так далее); банковские организации; консультационные фирмы. Внешняя среда косвенного воздействия: конкуренты, общая среда государства(политическая, экономическая, социально-демографическая, научно-техническая), наука. Меняет организацию менеджмент.
|
|
Изменения бывают двух видов: рациональные и нерациональные. Необходимо меняться в соответствии с изменениями внешней среды.
Тема: Методология менеджмента
Методология – знание методов. Методы есть в любой деятельности.
Методы воздействия на подчиненных:
1. Административные методы воздействия: задания, приказы, распоряжения, выговоры, замечания
2. Экономические методы воздействия: премия, бонусы, штрафы
3. Морально-психологические(социально-психологические): убеждения, мотивация, пример, лидерство
Методы принятия управленческих решений;
Методы коммуникаций с подчиненными: устно, письменно. В каждом отдельно блоке работы менеджера есть свои методы.
Менеджер должен знать большой арсенал методов его работ(на западе называют «репертуар» менеджера).
Менеджер управляет процессами(объект). Современный подход к менеджменту называется «процессный» подход.