Системный подход

Процессный подход

Подходы к управлению

Многие современные идеи и методы управления берут свое начало из работ приверженцев школы административного управления. В качестве одного из них можно назвать философию процессного подхода, поскольку она основана на представлении об основных управленческих функциях.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Процессный подход был впервые предложен Анри Файолем, который считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок

Недостатком процессного подхода является то, что данный процесс рассматривается как простая сумма всех его частей (функций управления) и не показывается связь организации с внешней средой и взаимосвязь всех ее внутренних составляющих, т. е. отсутствует системность в рассмотрении процесса управления.

Общим недостатком ранних школ менеджмента – классической и человеческих отношений – является отсутствие комплексности исследования, изучение какого-то одного элемента организации, поиск единственного пути решения управленческих проблем. Этот недостаток стал причиной возникновения нового направления в эволюции управленческой мысли – школы социальных систем, или системного подхода. Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. В менеджменте системная методология получила свое признание и широкое распространение уже во второй половине ХХ столетия.

Школа возникла в конце 1950-х гг. Ее представителями были А. Чандлер, Г. Саймон, Д. Марч, П. Дру-кер, а в России – В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. Они рассматривали организацию как сложный комплекс взаимозависимых и взаимодействующих элементов, а человека – как одного из элементов. Кроме того, школа подчеркивает, что организация – открытая система, встроенная в более сложную систему – внешнюю среду, с которой она находится в постоянном взаимодействии. Система получает некие ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает готовые продукты во внешний мир. При этом она характеризуется энтропией и синергизмом.

Эффект синергии проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы различной эффективности, в зависимости от того, как эти элементы взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система.

Системный подход подчеркивает необходимость учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих на нее либо прямое, либо косвенное влияние.

Основными частями системы в данном подходе являются: индивиды, формальные и неформальные группы, их отношения, типы статусов и ролей в группах. Части системы связаны организационными формами, к которым относятся формальные и неформальные структуры, каналы коммуникаций, процессы принятия решений. Системный подход объединил вклады всех школ, которые доминировали в теории и практике управления в разное время.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взaимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа концентрировала внимание на какой-то одной подсистеме организации. Школа научного управ­ления - на технической подсистеме. Бихейвиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Административная - системой управления организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием внешней среды на организацию. Системный подход, широко распространенный сегодня, основан на предположении, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют, какое средство из арсенала управления может оказаться подходящим и успешным.

Важным аспектом системного подхода в управлении является системный анализ, предполагающий расчленение системы на составляющие элементы, на изучение этих элементов и их взаимосвязей, а также на определении влияния отдельных элементов на состояние и функционирование всей системы. Системный подход и анализ лежат в основе программно-целевого управле­ния, сущность которого состоит в четком определении целей, разработке программ для оптимального достижения поставленных целей, выделения необходимых ресурсов для осуществления программ и формирования органов, осуществляющих руководство выполнением программ.

Выдающимся теоретиком современного менеджмента, представителем системного подхода можно считать Питера Друкера (род. 1909). Имя Друкера связывается со спасением умиравшей автомобильной компании «Форд» с внедрением на фирме «Дженерал Электрик» системы децентрализованного управления, с послевоенным подъемом японской экономики.

Одним из самых известных теоретических положений, выдвинутых Друкером, является его концепция управления по целям. Он совершил революцию в управлении, так как в 50-е гг. внимание менеджеров было сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Друкера о том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, в корне перевернуло логику управления.

Системный подход к исследованию организации тесно связан с самоуправляемыми процессами систем. Социально-экономические системы в большинстве случаев неравновесны, что обеспечивает развитие эффекта самоорганизации человеческого фактора и соответственно, самоуправления. В начале 50-х гг. Друкер выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива, в котором работники должны обретать чувство ответственности за деятельность предприятия.

Среди множества идей в области менеджмента, несомненно, стержневой идеей его учения является идея об исключительной роли профессиональных менеджеров. Управленческая элита, по мнению Друкера, является основой развития современного бизнеса.

Одной из наиболее популярных в 1980-х гг. системных концепций менеджмента является теория 7-S, разработанная Т. Питерсом, Р. Уотерменом, Р. Паскалем и Э. Атосом. Они считали, что эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных и соответствующих друг другу элементов. Изменение одного из них требует изменения остальных. Это:

1) стратегия – комплексный план достижения миссии и целей организации посредством обеспечения соответствия между организацией и ее средой;

2) структура – внутреннее строение организации, определяющее место, права, обязанности и ответственность каждого работника, подразделения в организации; определение соподчиненности между ними;

3) системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации (контрольные системы, информационные и мотивационные системы);

4) штат – ключевые группы персонала, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию;

5) стиль руководства – манера управления организацией и организационная культура;

6) квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации;

7) разделенные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

Системный подход устранил главный недостаток подходов различных школ к управлению, который заключался в сосредоточении внимания на какой-то одной части организации. Он позволил увидеть ее в единстве составляющих, а поскольку любая организация в обществе является открытой системой, то и в единстве с внешним по отношению к организации миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: