1. Фундаментальные и сопутствующие факторы возникновения слуха
2. Слухоустойчивая среда: профилактика и оперативное устранение слухов
1. Обычному наблюдателю слухи кажутся явлениями без причинными или обусловлены, чьими то злыми намерениями. Иногда слухи намеренно запускаются провокаторами, но, ни один «слухач» не в состоянии подсадить какой угодно слух, в какой угодно аудитории и ситуации.
Для этого ему нужно сформировать подходящую нишу, в которой слух возник бы с высокой вероятностью. Его задача состоит в том, чтобы предать фабуле желательное содержание и направленность. Пример: как вы думаете, какой слух легче распространиться по России – что в Саудовской Аравии цены на верблюдов поднялись или что в Москве упала Останкинская башня. Среди москвичей в первое поверят, а второму нет, но слух может передаваться дальше.
Изучая, от чего возникают слухи. Почему один живет в сетях общения долго и спокойно, другой быстро охватывает обширную аудиторию, побуждая людей к действиям, третий бытует в узком кругу, не выходя за его пределы, а 4 умирает. Психологи выдели два фактора, их совокупность называют – абсолютно необходимым условием для возникновения слуха.
|
|
1. фактов – интерес к теме. Слух возникает там и когда, где к его предмету имеется интерес. А масштаб и траектория его распространения обусловлены конфигурацией заинтересованной аудитории. Говоря грубо, среди людей, не интересующихся спортом не распространиться слух о женитьбе футболиста.
2. Дефицит нужной информации. Для слуха нужен не просто интерес, а интерес не удовлетворённый. Те, кому наличная информация представляется достаточной, почва для слуха неплодотворная. Зависимость между вероятностью возникновения слуха можно выразить следующей схемой: Слух = интерес * дефицит информации. Где знак умножения говорит, что пи нулевом значении одного из сомножителей произведение =0.
Но Дефицит надёжной информации обратно пропорционален количеству непротиворечивых официальных сообщений (на данный момент времени) – К.С.(В) и доверием к источнику Д.И.
Д= 1/(К.С.(В)*Д.И.)
Слух = И/(К.С.(В)*Д.И.)
Вероятность слуха пямопропорциональна силе общественного интереса и обратнопропорциональна количеству официальных сообщений и уровню доверия к источнику.
Принято выделять два сопутствующих фактора возникновения слухов:
1. личный статус. Сообщая интересные сведения человек, привлекает к себе внимание, демонстрирует близость к предмету общего интереса, к референдной группе или органов, принимающих решение. Поддерживает свой статус неформального лидера, он повышает и подтверждает значимость собственной персоны в глазах окружающих.
|
|
2. Эмоционального баланса. Выяснилось, что циркулирующий слух способен временно активизировать эмоциональный баланс в группе, то есть повышать эмоциональное напряжение до оптимального уровня.
Если группа долго живёт а) в напряжённом ожидании люди испытывают желание обсуждать между собой возможные опасности. Однако чаще это приводит (если долго длится) к дисфукциональным последствиям. Пример: более страшные воспоминания о войне у тех, кто был не на передовой, а был и ждал во втором эшелоне. Голод воспоминают не сами блокадники, а те, кто его ожидал.
б) благоприятную почву дл слухов образует и противоположное эмоциональное состояние – скука. Пример: Гоголь объясняют такой интерес к Чичикову, тем, что в городе N уже 3 месяца не было никаких событий.
Надо отметить интересный приём умышленного создания информационной ниши с целью запутать противника, спровоцировать его на запуск бесполезных слухов, отвлекая от продуктивных действий.
Пример: в среднеазиатской республике выбирают президента и по его заданию за месяц до выборов завезли завод и начали готовиться к строительству. А на завод был пущен слух, что там будет склад химикатов. Оппозиция пустила слух, что хозяева завода – враги народа. Президент за 3 дня до выборов заявил, что строить без согласия местных людей никто не собирался.
Вывод: информационно политическая безопасность общества требует владение профилактическими и оперативными мерам распространения слухов.
Отношение к феномену слухов зависит от типа власти. Тоталитарный режим нетерпим ко всякому генератору неопределённости во всех сферах. Соответственно, в демократическом обществе никогда не ставится задача ликвидации слухов вообще как социального феномена. Практические задачи ограничиваются выстраиванием слухоустойчивой среды в рамках отдельных относительно замкнутых групп (воинские подразделения, партии). При проведении избирательных компаний, а так же противодействием слуху. При этом различают профилактические (предупреждающие) и оперативные меры.
Для разработки профилактических мер нужно учитывать, что слухоустойчивая среда предполагает:
1) высокую оперативность и систематичность официальных сообщений.
2) неизменно высокая достоверность сообщений для сохранения требуемого уровня информации.
3) систематическую и хорошо отлаженную обратную связь между источниками информации и аудиторией.
4) оптимальное эмоциональное насыщение жизни, распределение ролей и функций согласно индивидуальным способностям.
Например: при грамотной избирательной компании результативное сопровождение складывается из трёх тесно взаимосвязанных единиц:
1) исследовательской команды
2) команда продвижения
3) команда конверсии
У третьей фазы функция наиболее увлекательна, они отвечают за то, чтобы не было неприятных сюрпризов, и чтобы все негативные слухи ликвидировались на корню. Для этого надо изучить все те «лакуны», где мог бы возникнуть слух, и предвосхитить нечистоплотные приёмы, которыми могли бы воспользоваться соперники, и тогда все нападки вернуться бумерангам к сопернику.
Пример:
1) когда московский журналист решил избираться в думу в отдаленном районе у него были высоки шансы, но в последнюю ночь город был обклеен листовками, в которой говорилось, что этот журналист причастен к убийству и внизу стояла подпись убитого журналиста + личная просьба от её имени не голосовать за выдвинувшуюся кандидатуру. Вот и неучёт слуха, ходившего по Москве консультантами.
2) выборы шли бывшего подводника в мэры города. И когда его обвинили в гибели матросов, его консультанты оказались и ответили листовками. В результате него сплотились люди. Все «лакуны» должны быть выявлены и надо подготовиться чтобы все их быстро и вовремя повернуть в плюсы. Для этого проводятся индивидуальные беседы с клиентом и используется психоанализ.
|
|
Многое можно предугадать заранее, если знать страну и регион.
а) так в России потенциальной слабостью образа является молодой или пожилой человек
б) женщина – недостаток в политике
в) плохо если в зрелом возрасте кандидат не женат или женат двумя или тремя браками.
г) чтобы этнически от большинства не отличался
д) не был приезжим – потому что могут считать «варягом»
е) бизнесменов олицетворяют с мафией, а чиновника с коррупционером
ё) если вы местный, то все грехи будут вспоминать
И хотя грехи могут быть мелкими, как только вы засветились в политике, сразу начинают обсуждать всю подноготную.
Пример: бизнесмен, разведшийся, не слушал психологов и не стал привлекать первую жену к помощи выборов и психологи уехали. Бизнесмен проиграл.
Но бывают и случаи, когда к услугам грамотных специалистов обратились поздно, наделано много ошибок, и задача стоит в разработке и проведении оперативных мер по их устранению.
1) выделение и опровержение сюжета (но при определённых обстоятельствах может вернуться бумерангом)
В Польше когда строят фразу «Это конечно неправда, что», а потом рассказывают суть грехов.
Холостой мужчина решил избираться и его в прессе обозвали голубым. Он попросил наоборот, чтоб его назвали бабником. Ему тогда в следующей газете приписали, что у него несколько беременных женщин, несколько родили, и он не платит алименты. Вот и сложился образ грязного человека
Важен учёт доверия к источнику людей, если ему очень верят и уважают, тогда целесообразна лобовая атака, те есть пересказ слуха и своё объяснение.
То есть если в группе сохраняется сплочённости и доверия к руководству, то по слуху можно бить прямой наводкой.
Если нет уверенности, что наш источник обладает непререкаемым авторитетом, то используют «плановую атаку» - её суть когда не упоминая ни коем образом о сути или его сюжете, под различными предлогами настойчиво передаётся значимая информация противоположного содержания.
|
|
Пример: в одной республике распространился слух, что на границе стоят войска и готовятся свергнуть правительство, тогда едут психологи и снимают в этом месте виды свадеб. И за три дня слух убит.
К мелочам надо относиться серьёзно. (так старика нарядили, хотели показать молодым, но он был от правых сил, а интервью у него брал убеждённы социалист и журналист снял этого старичка, так что рейтинг у него упал до самого минимума. Потому что все его увидели трясущимся, старым и безобразным.
Ещё есть инструмент противодействия слухам – юмор. Иногда шутка больше сыграет роль, чем серя мероприятий. (Политик в латиноамериканской стране любил женщин, и сфотографировали, как 6 женщин ходили к нему до обеда. Его обвинили в прилюбодействии. Он отшутился одной шуткой. «Что же вы написали что они уходили, а когда выходили что я их съел».
Иногда лучше подтвердить слух, а то будет еще хуже. Пример: чернобыльская катастрофа. Киевские власти утаивали эту катастрофу. А потом у людей шок и неуважение к властям.
Подкрепление слуха с коррекцией сюжета это сродни восточным единоборствам, чтобы использовать против противника.
Во многих случаях, нормальное функционирование группы зависит от умения предупреждать слухи и не терять голову при столкновении с ними.