Либеральные реформы 1860 – 1870-х годов

Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX-начале XX в.

2) В условиях земельного «голода» крестьяне вынуждены были брать помещичьи земли в аренду на кабальных услови­ях. В результате этого складывалась так называемая отрабо­точная система, внешне напоминавшая барщину со всеми ее негативными последствиями.

Тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхожде­ния крестьянского хозяйства в рыночные отношения, приво­дила многих к обнищанию.

3) Сохранение сельской общины консервировало патриар­халь­ный характер деревни, затрудняло появление предпри­нимательских хозяйств. Она способствовала сохранению коллективист­ских настроений и пре­вратилась в оплот традиционализма, стоявшего на пути модернизации России.

4) Реформа укрепила самодержавие. Но, встав на путь пре­образований, государство рано или поздно должно было столкнуться с проблемой самореформирования и придти к установлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание ограничить самодержавную власть и при­влечь граждан к управлению страной определили незавер­шенность реформ, стали одним из факторов глубокого обще­ственно-политического кризиса начала XX в.

Причины реформ. Необходимо было привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, фи­нансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями.

Рост общественного движения, социальных и националь­ных конфликтов также побуждали к преобразованиям. Необ­ходимость реформ обусловливалась также настроениями и пожеланиями либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что после освобожде­ния крестьян государство своими силами не могло поднять местное хозяйство.

Реорганизация местного управления:

— в 1864 г. на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» началась земская реформа. В губерниях и уездах создавались выборные всесословные учреждения — земства. Высо­кий имущественный ценз и многоступенчатая выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были ли­шены каких-либо политических функций — их деятельность огра­ничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. Земства находились под контролем центральной и местной администрации, которая имела право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на ущемле­ние прав, земства сыграли большую роль в развитии просвещения и здравоохранения, стали центрами формирования либеральной дво­рянской и буржуазной оппозиции;

— с 1870 г. на основе «Городового положения» проводилась го­родская реформа. В городах создавались выборные всесословные органы — городские думы. Высокий имущественный ценз при выборах обеспечивал главенствующую роль жителей, обладав­ших крупной собственностью. Думы занимались вопросами бла­гоустройства города, попечением о торговле, просвещении и ме­дицинских нуждах. Они находились под строгим контролем ад­министрации.

Судебная реформа 1864 г. опиралась на «Новые судебные уста­вы», вводившие в России принципиально новую систему судо­производства:

всесословность суда;

— его независимость от администрации;

несменяемость судей;

гласность;

состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник). Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями;

— строгое разграничение компетенции судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: