Однако некоторые принципы лишь декларировались — крестьяне подлежали своему сословному суду; политические процессы имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.
Военные реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов.
Их основной целью было сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывания во время войны. Поражение в Крымской войне, показало, что российская армия, основанная на рекрутском наборе и оснащенная устаревшим вооружением, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.
• В 1860-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.
• Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии, куда принимались представители всех сословий.
|
|
• Улучшалась система управления вооруженными силами, были введены военные округа, создан Главный штаб.
• Численности армии была сокращена на 40%.
• Закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет, отменил рекрутский набор и привел к сокращению сроков службы до 6 лет в армии и 7 — на флоте. Было установлено множество льгот. В частности, лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним — 1,5 года, с высшим — несколько месяцев. Таким образом, закон позволил сократить численность армии в мирное время, создать обученный запас и повысить боеспособность армии.
Особенностью военных реформ являлся их последовательный прогрессивный характер. Здесь половинчатости и непоследовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.
Реформа в сфере образования:
— с 1864 г. два новых документа — «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» — вводили всесословное начальное и среднее образование;
— в 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам — в них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
Реформа в сфере печати:
— в 1865 г. «Временные правила» о печати отменили предварительную цензуру для книг, рассчитанных на образованную часть общества, и для центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа.