Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике и была самой прогрессивной из всех проводившихся в это время реформ

Однако некоторые принципы лишь декларировалиськрес­тьяне подлежали своему сословному суду; политические процес­сы имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.

Военные реформы начались сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводились в несколько этапов.

Их основной целью было сокращение армии в мирное вре­мя и, одновременно, обеспечение возможности ее разверты­вания во время войны. Поражение в Крымской войне, показало, что российская армия, основанная на рекрутском наборе и оснащенная устаревшим вооружением, не может про­тивостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного соста­ва, современным оружием и хорошо подготовленными офицер­скими кадрами.

• В 1860-х гг. началось перевооружение армии: замена гладко­ствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерий­ских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

• Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализи­рованные юнкерские училища и академии, куда прини­мались представители всех сословий.

• Улучшалась система управления вооруженными силами, были вве­дены военные округа, создан Главный штаб.

Численности армии была сокращена на 40%.

• Закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет, отменил рекрутский набор и привел к сокращению сроков службы до 6 лет в армии и 7 — на флоте. Было установлено множество льгот. В частности, лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним1,5 года, с высшимнесколько меся­цев. Таким образом, закон позволил сократить численность армии в мирное время, создать обученный запас и повысить боеспособность армии.

Особенностью военных реформ являлся их последователь­ный прогрессивный характер. Здесь половинчатости и непо­следовательности было значительно меньше, чем в других преобразованиях той эпохи.

Реформа в сфере образования:

— с 1864 г. два новых документа — «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» — вводили всесословное начальное и среднее образование;

— в 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам — в них восстанавливалась самостоятельность решения админист­ративно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

Реформа в сфере печати:

— в 1865 г. «Временные правила» о печати отменили предвари­тельную цензуру для книг, рассчитанных на образованную часть общества, и для центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: