Общая характеристика имиджа политического лидера

Политический имидж

Постсоветская элита

Приход в 1991 году к власти демократической оппозиции означал серьезные изменения внутри политической элиты постсоветской России. Она не стала принципиально новым политико-культурным образованием, но внутри нее произошло перераспределение политических ролей:

1. Основное ядро номенклатурной элиты, по существу, сохранило свои позиции в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть — в государственные институты: администрацию президента, правительство; кроме того, номенклатурная элита сохранила многие свои позиции в регионах.

2. В 90-х годах начала формироваться «новая элита», которую представляли молодые, энергичные (комсомольские) лидеры, активно занимавшиеся бизнесом. Сегодня они выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, банковского, торгового капиталов, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, а часть осталась в бизнесе.

3. В республиках, регионах началось выдвижение влиятельного слоя этнократии (интеллектуальных, политических, культурных лидеров, носителей местного национального сознания), ставшего новой региональной политической элитой.

Спецификой политического класса в период президенства Б. Ельцина (1991—1999) является сращивание политических функций и собственности в руках олигархии.

Политический класс именовался «семьей» (ближайшим окружением родственников, друзей семьи Б. Ельцина). Появились очень мощные финансовые и промышленные группы (Ходорковского, Гусинского, Березовского, Фридмана, Потанина, Прохорова и т. д.), концентрирующие в своих руках значительные капиталы, с помощью которых они существенным образом влияли на процессы принятия политических решений.

Во время президентства В. Путина (2000—2008) произошло перераспределение политической и экономической власти в России. Олигархи были отодвинуты от власти, против некоторых из них возбуждены уголовные дела за налоговые преступления.

На практике политический имидж связывают с конкретным объектом. Поэтому есть определение политического имиджа – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ конкретного политического лидера или политической организации.

Выделим важные отличительные особенности, которые необходимо учитывать при создании имиджа политического лидера.

Во-первых, он должен формироваться под конкретную задачу. Например, это победа на выборах. Рекомендуется не ставить сразу много задач, а действовать последовательно.

Во-вторых, имидж политического лидера должен соответствовать социальным ожиданиям масс (экспектации). Экспектации – это система ожиданий и требований относительно норм исполнения лидером социальных ролей и соответствующей им деятельности. Социальные ожидания формируются на базе несоответствия того, что есть, с тем, как хотелось бы.

Например, если у населения доминируют в оценке своего бытия страхи, опасения, то социальные ожидания будут связаны с выдвижением сильной личности, которая наведет порядок. Такой личности стоит предпринимать конкретные силовые акции, делать «твердые заявления» и т.п. Если социальные ожидания неотчетливы, то есть необходимость выдвижения яркой личности, которая защитит интересы общественности. Ожидания в таком случае будут формироваться под личность.

Обычно они формируются в процессе социально-психологических исследований и социологических опросов, связанных с определением основных ценностей. Политический имидж должен отражать социальные ожидания больших стабильных социальных групп.

В-третьих, для имиджа политического лидера характерным является эффект стереотипизации – это приписывание желаемых черт политическим лидерам без достаточных на то оснований.

Имидж политического лидера должен соответствовать общим требованиям»:

Первое - в нем необходимо присутствие черт победителя. Это происходит через понятие «герой» - личность должна иметь черты недосказанности; то, что нет в простых смертных (стальная воля, сильная целеустремленность и т.п.); упоминание достижений в деятельности (например, про Лебедя говорили, что он был в горячих точках, остановил войну в Приднестровье).

При этом желательны: амбивалентность (добрый, но строгий); эмоциональная насыщенность; ориентация на мифологическую нишу массового сознания (то есть знать, какого героя хотят видеть).

Второе требование: Необходимо, чтобы в политическом имидже присутствовали черты «отца». Фрейд говорил, что масса просто нуждается в лидере, как семейство нуждается в авторитетном отце.

Третье требование. Стереотипная многоплановость имиджа. Имидж не должен быть сложным, его сила в стереотипности. В данном случае необходимо знать, каковы устойчивые стереотипы у отдельных социальных групп, и под них «подстраивать» имидж. Например, имидж Гитлера строился под разные слои населения. Студентам и интеллектуалам Геббельс представлял его художником, архитекторам (он прервал учебу из-за событий 1914г.), рабочим он подавал Гитлера как человека труда, перед ветеранами он представал в образе неизвестного солдата 1-ой мировой войны.

Четвертое требование. Открытость (видимая доступность). К нему можно обратиться, он должен выслушать. Не обязательно всех, но некоторых. Это как раз и подается с большим размахом через СМИ.

Пятое требование. Эффективные коммуникации. Имидж транслируется в процессе многочисленных политических коммуникаций. Это публичные выступления политика, его дебаты, интервью, освещение его деятельности в СМИ, политическая реклама и т. п. При этом особая роль принадлежит коммуникативным умениям политика.

Шестое требование. Окружение. Речь идет о привлечении известных личностей к избирательному процессу. К примеру, В США к президентским избир. процессам привлекался раньше Чак Норрис и Шварценеггер. У нас Лебедю помогали Каспаров, артисты Юрий и Виталий Соломины. Черномырдину и его движению «Наш дом – Россия» помогал Н.С. Михалков.

Имидж является не только экономической, но и политической категорией. В экономике он помогает продавать товары, в банковской деятельности привлекает клиентов, в политике способствует позитивному отношению к той или иной политической фигуре. Имидж выступает в роли связующего звена между политиком и его аудиторией, отражая как интересы аудитории, так и интересы политика, и пытается совместить эти интересы, уйти от одностороннего давления сверху, свойственного тоталитарному обществу.

С другой стороны, избиратель также движется в рамках выбора того или иного имиджа. В советское время избирали в депутаты члена горкома или райкома, в период же перестройки “работающим” оказался имидж диссидента. Поэтому, имидж сокращает путь к электорату, который получает наиболее выигрышные аспекты образа политика.

В политике построение имиджа идет по пути стратегии открытости (стратегия приближения к электорату) и стратегии закрытости (стратегия дистанцирования). Избирательные технологии чаще всего реализовываются в стратегии приближения, показывая человеческие характеристики кандидата. Более редкой может стать стратегия дистанцирования, при которой избиратель хочет иметь дело не просто с рядовым членом общества, а с чем-то исключительным.

Раскрывая вопрос о функционировании имиджа в политике, необходимо учесть, что имиджевые структуры лежат в основе восприятия и политической структуры страны. Такие понятия, как “демократия”, “капитализм”, “коммунизм” носят имиджевый характер, на который реагирует массовое сознание. Все социальные нормы также носят имиджевый характер. При изменении конкретики заполнения этой символики сама символика стоит нерушима. К примеру, упраздняя набор “Ленин, партия, комсомол”, на самом деле ничего не меняется. Формирование и развитие имиджа в политике связано с процессом становления имиджа политического лидера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: