Психологические модели имиджа политических лидеров
Использование методов политической мифологии
Суть применения данной технологии следующая: В силу социальных ожиданий и ярких личностных свойств выбирается действенный миф под конкретного кандидата (например, действуют такие образы, как «отец», «правитель», «учитель» «романтик» «мудрец»; а так же такие образы, как «лев», рыцарь лиса и т.п.).
Психологические модели имиджа – это структурированная определенным образом разнообразная информация, в точности соответствующая «вычисленному» политическому имиджу.
Общие требования к моделям: простота, так сложные модели не будут восприниматься; выразительность, так как невыразительные не вызовут эмоционального отклика; запоминаемость, она во многом зависит от того, насколько ценимы народом те или иные черты, характеристики личности.
Разнообразные качества политического лидера, которые характеризуют его имидж, структурированы по трех- и более лучевым схемам.
Все характеристики личности политика, соответствующие его имиджу, группируются по трем лучам: нравственные качества, интеллектуальность, потенциал личности, т.е. вся коммуникационная политика, освещение его деятельности в СМИ должны свидетельствовать о его высоких нравственных качествах, незаурядном интеллекте и большом потенциале.
Так, об интеллектуальности политика может свидетельствовать его образованность, профессиональная эрудиция, умение выдвигать конструктивные идеи, развитая интуиция, опыт и т.п.
О потенциале политика можно судить его работоспособности, воле, упорству, решительности.
О нравственных качествах говорить сложнее, так как имеются такие высказывания, как политика - грязное дело, в политике главное результат, а средства…..
В тоже время избирателям необходимо опираться на высокие качества, которые демонстрировал политик не только в ходе своей избирательной кампании, но и до нее, когда может быть и не помышлял о политике.
По социологическим исследованиям выяснили наиболее значимые нравственные качества:
- служению народу, отстаивание его интересов. Во все времена – это проявление патриотизма (любовь к родине, от греческого слова). В предвыборной платформе выражены они должны быть ясно и четко
- альтруизм, бескорыстие – это забота, постоянное стремление помочь людям. (мощной политический ход предпринял Ельцин, когда, находясь в опале, в США и заработав там за свои лекции 100 тысяч долларов, потратил их на приобретение одноразовых шприцов для наших больниц;
- скромность политического лидера (политический лидер КПСС – Суслов при всей своей неоднозначности очень был скромен в быту и это до сих пор ценится) На практике современные политические лидеры не учитывают этот фактор.
- религиозность (сошлемся на зарубежный опыт: если политический лидер искренне верит в бога, то значит он будет следовать той морали, которая проповедует его религия. Будучи верующим, политик становится близким и понятным народу.
- Отношение к семье, близким. Отношение политика к семье в глазах избирателей неосознанно проецируется в отношение к ним самим (по теории Фрейда).
Если в имидже не представлен хотя бы один вектор качеств, имидж эффективным не будет.