double arrow

Об имидже политических партий


В современном обществе при множестве партий, когда совпадают положения их программ, они могут различаться только своими имиджами, на которые реагируют избиратели.

Процесс формирования имиджа политических партий начинается с выбора модели имиджа партии.

Проведенные психологические и социологические исследования, позволили определить вид базовой модели имиджа политической партии. Методом экспертной оценки (экспертами являлись ученые-политологи и политические психологи, а также депутаты Государственной Думы) определена десятикомпонентная модель, включающая следующие составляющие):

1. имидж лидера

2. сила личности лидера;

3. идеология партии;

4. образ деятельности партии;

5. имидж членов партии;

6. политические и иные ресурсы и возможности партии;

7. имидж электората партии

8. особенности политического пиар и рекламы;

9. особенности партийной политической риторики ;

10. символика партии.

Данная модель приемлема для партий умеренно-центристской направленности.

Выделим некоторые особенности имиджевых характеристик российских партий:

1. Соответствие партии структуре общества (например, до октября 1917 года наиболее массовой политической партией была эсеровская, в период перестройки на первое место вышли парии, запрограммированные на разрушение и т.п.




2. Политические партии идут по пути создания связки «партия – лидер». Партия функционирует благодаря имиджу своего лидера. Пример тому Жириновский и партия ЛДПР.

3. В президентских выборах имиджевые характеристики партий могут выступать в качестве механизма выхода в народ. Т.е. кандидат в президенты должен как бы опереться на множество политических фигур, пользующихся доверием у разных групп населения;

4. При создании своего имиджа партии должны идти по пути формирования корпоративного имиджа, т.е. когда все элементы работают на одну идею. Например, это может проявляться в ее лозунгах. Лозунг большевиков в 197 году: «Земля – Крестьянам» и «Мир – народам» отражали насущные потребности людей. В 1997 году в Великобритании побеждает лейбористская партия, используя лозунги «Новые лейбористы. Новая Британия. Новое видение».

В этом русле огромная роль отводится символике партии. Символ в политике выполняет множество функций: является средством единения, способом коммуникации, способствует ощущению силы и т.п.

Выделяют несколько видов символов: А) символ-идея. Это все то, что выражает идеологию партии: программа, платформа, устав и пр. Политическая идея в большей степени зависти от ее мифологичности. Самый распространенный идеал – это миф «о золотом веке», который преподносится в различных формах; Б) символ-объект. Это флаги, эмблемы, символичсекие памятники; Мультипликационный медведь – символ Единства, кедр – экологическое движение зеленых, серп и молот на фоне развернутой книги – КПРФ и т.д. В) символ-персона. Если имидж лидера приобретает символическое значение, то его влияние значительно возрастает. Например, так было с Лениным, Сталиным, Жириновским и т.п. Г) символ- звук. Это партийные гимны, песни, музыкальные позывные. Так, у коммунистов заседания начинаются под музыку и пение Интернационала, у Союза правых сил под музыку патриотической песни М. Глинки.



Методы выявления действенности имиджа политических партий

1. Через анализ электоральной мотивации, т.е выявления ответов на вопрос: «Почему люди голосуют за данную партию»

2. С помощью независимой экспертной оценки. Ее целесообразно проводить с помощью структурированного интервью с опорой на модельные схемы

3. использование социологических и социально-психологических исследований







Сейчас читают про: