Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти

Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти

Форма государственного управления в науке административного права различными специалистами определяется по-разному. Ю.М. Козлов под формой управления понимает «внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия»[33]

Д.Н. Бахрах полагает, что формами управленческой деятельности являются способы выражения ее содержания, система внутренне взаимосвязанных способов осуществления функций управления, определенное внешнее выражение конкретных управленческих действий как части управленческой деятельности[34].

Итак, под формами управленческой деятельности обычно понимают способы выражения ее содержания, систему внутренне взаимосвязанных действий и принимаемых актов (документов), посредством которых объективируются вовне властные решения субъекта государственного управления и доводятся до управляемых.

Формы государственного управления подразделяют на правовые и неправовые. С помощью правовых форм закрепляются принимаемые субъектом государственного управления властные решения, которые непосредственно влекут правовые последствия, поскольку этими решениями либо устанавливаются правовые нормы, либо принимаются правоприменительные акты управления, направленные на возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Правовая форма государственного управления характеризуется набором признаков, среди которых:

- установление в нормативно-правовом акте, что подразумевает наличие нормативно-правового регулирования содержания, процедуры осуществления, основных юридических последствий применения данной формы;

- государственно-властная природа, т.е. осуществление посредством применения такой формы государственного управления властных полномочий в отношении объектов государственного управления;

- подзаконность полномочий органов управления и их должностных лиц, что означает соответствие формы государственного управления нормативно установленной компетенции применяющего ее органа;

- исполнительно-распорядительное действие в качестве содержания формы, т.е. форма должна оформлять собой действие, совершаемое в интересах осуществления государственного управления, т.е. исполнительное и (или) распорядительное действие.

Правовые формы государственного управления в административном праве классифицируются по содержанию и способу выражения.

По содержанию административно-правовые формы государственного управления можно разделить на правотворческую и правоприменительную.

Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности. Нормативные правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своей правотворческой деятельности руководствуются также законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации.

Правоприменительная форма государственного управления в свою очередь подразделяется на издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права), а также совершение действий юридического характера.

Издание индивидуальных правовых актов управления осуществляется субъектом государственного управления тогда, когда по обстоятельствам дела этот субъект в соответствии с правовыми нормами должен принять решение в виде индивидуального правового акта.

Совершение действий юридического характера осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государственного управления принятия правового акта и он совершает предусмотренные в этих случаях юридически значимые действия (например, составление протокола об административном правонарушении, протокола о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, выдача документов, удостоверяющих личность, подготовка заключения по материалам служебной проверки и др.).

В зависимости от характера реализуемых правовых предписаний правоприменительные формы государственного управления подразделяются на регулятивные и правоохранительные.

Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, оборонной, внешнеполитической и др.).

Правоохранительная форма используется при применении мер административного принуждения к лицам, нарушающим нормы права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешении споров, возникающих в сфере управления.

По способу выражения правоприменительные формы государственного управления подразделяются на письменные и устные.

Основной формой государственного управления является письменная форма. Эта форма используется при решении управленческих вопросов, требующих письменного оформления действий субъекта государственного управления, что порождает юридические последствия. Содержание данной формы государственного управления состоит в подготовке и принятии соответствующими органами исполнительной власти правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), а также оформлении документов управленческого характера (протоколов, актов, справок и др.).

Устная форма государственного управления применяется в предусмотренных правовыми нормами случаях при решении вопросов оперативного характера и состоит в отдании устных приказов, распоряжений и команд, которые также влекут юридические последствия.

От правовых форм государственного управления необходимо отличать неправовые, которые сами по себе не влекут возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений для лиц, к которым они обращены. Юридическим результатом в этих случаях является сам факт осуществления этих форм. Они являются необходимыми элементами любой управленческой деятельности[35].

В неправовых формах выражаются действия организационного характера и материально-технические операции, которые также используются в процессе государственного управления.

К формам организационного характера относятся административно-организационные мероприятия (совещания, слушания, заседания различных комиссий, развод на службу и т.д.), обучение персонала, внедрение научной организации труда и другой организационной работе в органе исполнительной власти, общественно-организационные мероприятия (конференции, круглые столы, презентации и т.д.).

Эти действия направлены на своевременное доведение необходимой управленческой информации до субъекта управления, обсуждение и выработку управленческих решений, организацию повседневного взаимодействия между субъектом и объектом государственного управления.

Материально-технические операции призваны обеспечить работу органов исполнительной власти. К этим операциям относятся, к примеру: прием и обработка корреспонденции, ведение различного рода картотек и других технических средств учета движения документации, архивное хранение документов, письменные и графические работы, обслуживающие те или иные управленческие функции, прием и отправление служебной корреспонденции, журнальный или компьютерный учет движения товарно-материальных ценностей, составлении отчетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: