double arrow

Виды и признаки органов исполнительной власти

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины.

Под органом исполнительной власти понимается часть государственного аппарата (организация), имеющая собственную структуру и штат служащих и в рамках установленной компетенции осуществляющая от имени и по поручению государства функции государственного управления в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах общественной жизни.

Каждый орган исполнительной власти наделяется необходимой самостоятельностью, правами, обязанностями, компетенцией.

Компетенция — это определенный объем государственной деятельности, возложенной на конкретный орган, или круг вопросов, предусмотренных законодательством, другими нормативно-правовыми актами, которые он имеет право решать в процессе практической деятельности (круг вопросов, которые решаются министерством, определяется в Положении о соответствующем министерстве; ведомством — в Положении о соответствующем ведомстве).

Каждый орган исполнительной власти имеет официальное наименование и полномочия использовать различные атрибуты с государственной символикой (гербовым штампом, бланками с официальными наименованиями и др.).

Органы исполнительной власти — многочисленны и разнообразны, что обусловлено непосредственной направленностью исполнительно-распорядительной деятельности.

Классификация органов исполнительной власти.

В зависимости от территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти разделяют на четыре группы:

центральные, компетенция которых распространяется на всю территорию Украины. Такие органы реализуют государственную политику, осуществляют общее или отраслевое управление, специальное (функциональное) воздействие на объекты независимо от их местонахождения на территории Украины. К ним относятся: Кабинет Министров Украины, министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом;

органы исполнительной власти Автономной Республики Крым (АРК): Совет министров АРК, министерства, республиканские комитеты и другие органы исполнительной власти АРК. Они осуществляют общее или отраслевое управление либо выполняют специальные функции государственного управления объектами, расположенными на территории АРК, в рамках компетенции, определенной Конституцией и законами Украины, Конституцией АРК;

межтерриториальные охватывают территорию нескольких административно-территориальных единиц или территорию, границы которой вообще не зависят от административно-территориального деления Украины. Такие органы обеспечивают отраслевое управление или осуществление специальных функций на соответствующей части территории Украины (воинские подразделения, таможни, управления железных дорог и т.п.);

местные – это те органы, полномочия которых распространяются на территорию определенной административно-территориальной единицы (области, города (Киев, Севастополь), района). Они выполняют задачи общего управления и координации или функции соответствующих центральных органов исполнительной власти на территории определенной области, района, города. Это местные государственные администрации, министерства и центральные органы исполнительной власти (Харьковская областная государственная администрация, Управление Министерства внутренних дел Украины по Харьковской области, районный отдел образования и т.п.

В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти делятся на органы

· общей компетенции, которые в пределах подведомственной им территории осуществляют государственное управление и координацию всех либо большинства подчиненных или подконтрольных им органов отраслевой либо функциональной компетенции. Они несут ответственность за состояние дел на соответствующей территории (на всей территории Украины, территории АРК, области, района, города) и осуществляют общее руководство и координацию деятельности органов отраслевой и функциональной компетенции, предприятий, учреждений, организаций и других объектов. К ним относятся: Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации.

· отраслевой компетенции. Они реализуют государственную политику в соответствующей отрасли. К ним относятся: министерства, другие центральные
органы исполнительной власти, имеющие в своем подчинении предприятия, учреждения, и тем самым руководящие определенной областью (Министерство обороны, Министерство образования и науки, Государственный комитет Украины по водному хозяйству и др.), а также местные органы этих министерств и других центральных органов исполнительной власти.

· специальной (функциональной) компетенции обеспечивают реализацию государственной политики в определенной сфере, осуществляют руководство по вопросам, имеющим общий характер для всех или многих отраслей хозяйства, социально-культурного строительства.

· предметной компетенции являются администрации государственных предприятий, учреждений, руководящие деятельностью соответствующих предприятий, учреждений.

В зависимости от порядка решения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные.

Во главе единоначального органа стоит одно лицо — руководитель, имеющий право лично принимать решения по всем основным вопросам компетенции этого органа. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителей и вместе с тем повышает их персональную ответственность, поскольку на руководителя возлагается ответственность за деятельность всего органа государственного управления. К единоначальным относятся большинство органов исполнительной власти: министерства и другие центральные органы исполнительной власти, местные органы исполнительной власти.

Для решения наиболее важных вопросов в единоначальных учреждениях создаются коллегиальные органы (коллегии, научно-технические, технико-экономические советы и т.п.). Они выполняют вспомогательные, консультативные функции, поскольку их решения утверждаются решением руководителя или воплощаются в жизнь посредством решения руководителя. Во главе коллегиального органа стоит группа лиц, входящих в состав этого органа. Основные вопросы, отнесенные к компетенции такого органа, обсуждаются и разрешаются на заседаниях коллективно. Для вынесения решения по обсуждаемому вопросу необходимо иметь кворум. Решения в коллегиальных органах чаще всего принимаются абсолютным большинством голосов, т. е. если заданное решение проголосовало больше половины присутствующих членов органа. Как правило, это связано с большим объемом их компетенции и широкими задачами руководства, которые касаются многих отраслей и функций государственного управления. Поэтому к коллегиальным органам прежде всего относятся: Кабинет Министров Украины и Совет министров АРК, а также некоторые другие органы.

В зависимости от предмета направленности компетенции органы исполнительной власти делятся на:

а) органы управления производством, экономикой и сферой социального обслуживания: промышленностью, сельским хозяйством, транспортом и связью, внутренней торговлей, жилищно-коммунальным хозяйством и бытовым обслуживанием населения;

б) органы управления социальным развитием и культурой: образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом, развитием науки, культуры, социальным обеспечением;

в) органы управления в административно-политической сфере: обороной, государственной безопасностью, внутренними делами, юстицией, внешними отношениями;

г) органы межотраслевого управления, осуществляющие функции: ценообразования, статистики, финансового регулирования, стандартизации, сертификации и др.

В зависимости от положения и местав системе органов исполнительной власти, они разделяются на высшие и низшие.

Так, областная государственная администрация будет низшей по отношению к Кабинету Министров Украины, но высшей по отношению к районной государственной администрации. Отсюда — подчиненность, подконтрольность, подотчетность низших органов перед высшими, обязательность решений вышестоящих органов для выполнения нижестоящими.

Органом законодательной власти в соответствии с Конституцией Украины в Украине является парламент — Верховная Рада Украины. Она непосредственно или через свои органы осуществляет контроль за обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Украины, соблюдением законов и иных актов, которые она принимает, выполнением общегосударственных программ и бюджета, деятельностью органов и должностных лиц, которых она избирает, назначает или утверждает. Кабинет Министров подконтролен и подотчетен Верховной Раде.

Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к выполнению на всей территории Украины.

Система судов общей юрисдикции в Украине строится по принципам территориальности и специализации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: