Ужасы войны

Воздвижение Креста

Собор св.Петра

Площадь св.Петра

(вид со стороны собора)

Создание собора св.Петра начиналось ещё в первые десятилетия XVI века, когда он был задуман автором исходного проекта Донто Брам нте ([Брамантэ], 1444–1514) как сооружение, которое должно было превзойти все храмы христианского мира. С 1546 года строительством руководил Микеланджело, им в частности разработана конструкция купола, который завершается фонарём, подчёркивающим устремлённость всех форм ввысь. Доминируя над всем архитектурным окружением, купол служит важной композиционной точкой в ансамбле города.

Стена собора изгибается, многообразные и контрастные по размеру объёмы усложняют её конфигурацию. Внутри храма всевозможные скульптурные и орнаментальные формы поданы в сложных ракурсах, что усиливает впечатление бесконечного разнообразия. Всё это, в соединении с обилием и роскошью убранства, с неожиданными и смелыми пластическими эффектами, призвано символизировать величие, мощь и богатство католического Рима (в создании интерьера собора главная заслуга принадлежит Лоренцо Бернини).

Собор св.Петра – интерьер (2 слайда)

Такой же гиперболизм свойствен стилю барокко и в передаче человеческих страстей. Для подтверждения обратимся к двум полотнам Рубенса. Невероятно мощная патетика – вот суть действа, запечатлённого в картине «Воздвжение Креста» (1610). Конечный трагический смысл происходящего оказался отодвинутым далеко на задний план. Художник передаёт титанические усилия и распятого, и его палачей. Антагонизма как такового нет – всё сосредоточено на едином порыве этой группы людей, вздымающих Крест как непомерную тяжесть.

Резкие развороты фигур, беспокойные блики света и тени, скользящие по трепещущим от напряжения вздувшимся мышцам, интенсивность цвета и общая «вздыбленность» композиции, построенной по диагонали (причём основной диагонали крестообразно противостоит контрдиагональ с тяжело дышащей собакой в левом нижнем углу и деревом, согнувшимся под порывом ветра, в верхнем правом углу) – всё это до предела обостряет пафос изображаемого.

Питер Пауэл Рубенс

В работе Рубенса «Ужасы войны» (1637–1638) барочный темперамент представлен в абсолютной полноте: патетическая гиперболизация, бурная динамика (под шквалом бедствия всё в картине склонилось слева направо), подчёркнутая экспрессия, передающая неистовство эмоций, и наконец – аффектированность состояния. Кроме того, здесь присутствует театрализация (драматическая эффектность живописной композиции) и аллегоризм (обнажённая Венера с амурами). Всё вместе взятое позволило художнику с исключительной страстностью выразить идею неприятия войны. А то, что это не было для него пустым звуком, доказывает одно из его писем: «Я хотел бы, чтобы весь мир был в мире, и мы могли жить в веке золотом, а не железном».

Питер Пауэл Рубенс

Всевозможные грани барочного темперамента, включая сильнейшую склонность к патетике, экспрессии и экстатичности, раскрывало музыкальное искусство. Достаточно услышать завершающую часть органной Прелюдии, фуги и чаконы ре минор немецкого композитора Иоганна П хельбеля (один из непосредственных предшественников Баха, 1653–1706) с её сумрачным колоритом и подчёркнуто проблемным настроем, II часть Концерта для двух скрипок, виолончели и оркестра Антонио Вивальди с характерной для неё настойчивостью преодолений, доводимой до лихорадочного возбуждения, и начальную часть баховской Хроматической фантазии и фуги для клавира.

В последнем из названных сочинений жанр фантазии трактуется как форма совершенно свободного, спонтанно-стихийного волеизъявления. За артистизмом этой музыки стоит неординарная личность с её сложным внутренним миром и дерзновенно-бунтарским духом. Открыто заявляющая здесь о себе драматическая патетика – это и размах мысли, чувства, действия, и приподнятость высказывания с его риторическим накалом (для искусства Барокко очень характерна ораторская риторика с воспроизведением декламационной речи, энергичной жестикуляции, вдохновенных «росчерков пера»). Рука об руку с патетикой идёт высокая экспрессия, передающая в данном случае страстную взволнованность и бурное возбуждение. Монтеверди, творивший за столетие до Баха, ввёл на этот счёт специальное обозначение: stile concitato [стле кончитто] – взволнованный, возбуждённый стиль.

Иоганн Себастьян Бах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: