double arrow

Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.)


Еще один предшественник философского идеализма - Анаксагор из Клазомена.

Онтология. Главной заслугой Анаксагора является то, что он высказал идею о том, что в основе всех вещей лежит бесконечное множество малых материальных частиц - гомеомерий. В этом заключается плюралистическая характеристика его философской концепции. Гомеомерии Анаксагор рассматривал, как семена вещей. Семена вещей содержатся в различных вещах. Они могу соединяться и разъединяться, так возникают и исчезают вещи. Причина, по которой геометрии приводились в движение, есть Нус. Нус - это мировой ум. Таким образом, геометрии - это активные начала, а Нус - это активное разумное начало, это ум космоса. Нус - это духовная активная сила, которая приводит материю в движение. Обращение Анаксагора к подобной субстанции объясняется тем, что Анаксагор не смог найти материальную причину движения материи, поскольку развитие естествознания на тот момент еще не могло найти научную причину объяснения мира из него самого. Таким образом, оставалось два пути - либо признать непознаваемость мира, как делали агностики, либо ввести иррациональное начало, которому можно приписать любые свойства, которые помогли внести ясность. Первый путь характерен для абсолютных материалистов того времени, второй для идеалистических концепций. В учении Анаксагора, как мы видим, сочетаются материалистические и идеалистические тенденции. Однако до целостной концепции философского идеализма ему было еще далеко.

Космогония. В начале геометрии были хаотично расположены в пространстве, окруженные эфиром. Эту хаотичную массу Нус привел в движение. В результате центрического вращения этой массы легкие элементы отделились от тяжелых, мокрые от горячих и т.д. В результате такого движения образовалась земля в центре мира. Вокруг Земли расположен эфир, который все еще продолжал вращаться на первых этапах, отделяя от Земли более тяжелые элементы. Так образовались Луна и Солнце. Небо образовалось из сухих, теплых, легких элементов, оторванных от Земли. Луна, как считал Анаксагор, похожа на землю, там также есть горы, реки, холмы, и живые существа. Земля, так же как и Луна - плоские небесные тела в космогонии Анаксагора.

Гносеология. Так как в учении Анаксагора еще много материалистичных идей, то конечно, основой познания Анаксагор считал именно чувственное познание. Однако, в отличие от своего учителя он считал, что противоположности сходятся и познание идет от противоположного. Противоположное познается противоположным. Восприятие совершается "противоположным", так как подобное не может воздействовать на подобное.




Учение о живом. Анаксагор считал, что живое произошло от живых гомеомерий. Анаксагор выделял два вида гомеомерий - живые и неживые. Живые гомеомерии попадают на землю из вне с дождем и так зарождается жизнь. Так впервые была постулирована гипотеза панспермии. На сегодняшний день это достаточно распространенная гипотеза о зарождении жизни на земле.

Таким образом введение иррациональной идеалистической категории - Нус - приблизило концепцию Анаксагора к идеализму, хотя оно все еще содержит многое от стихийного материализма. Учение Анаксагора подготовило почву не только для атомизма, который был рассмотрен в предыдущей лекции, но и для идеалистических концепций, которые разовьются в следующем классическом этапе античной философии.

Следующий шаг по направлению к идеалистической философии сделали софисты.

Словом " софист " (в переводе: мудрец, искусник, изобретатель) во второй половине V в. до н. э. греки называли учителей красноречия и знаний. Софисты были учителя свободных граждан в Греческих полисах. Софисты учили граждан риторике, полемике, судопроизводству и др. практическим навыкам. Расцвет софизма - 431-404 гг. до н.э. Софисты были одним из явлений греческой демократии. Многие граждане в древнегреческих полисах вели политически активный образ жизни. Необходимость публично говорить на собраниях, судах, заручаться поддержкой граждан и соратников в голосовании привела к поиску учителей, которые могли бы обучить нелегкому ораторскому искусству. Такими учителями стали софисты. Софисты учили "мыслить, говорить и делать". Наиболее известные из этих учителей - софисты Горгий, Протагор, Фразимах, Полемон, Ликофрон.



У софистов есть и онтологические и гносеологические идеи. Однако, наибольший интерес софисты уделяли этике, ораторскому искусству и публичным выступлениям. Так софист Горгий утверждал, что релятивизм граничит со спекулятивизмом. Он выдвинул три тезиса:

ничего не существует,

если что-то существует, его нельзя познать,

а если даже и можно будет познать, то нельзя эти знания передать другим, так как это результат личностного опыта.

Таким образом Горгий решал вопрос соотношения сущего- не-сущего. Следовательно, Горгий делал вывод, что не надо пытаться познать первоосновы мира, но надо перенести сферу интересов в общественно-политическую деятельность.

Учение другого софиста Протагора носит материалистический характер. Он считал, что все выводится из материи. Материя текучая субстанция, она может быть всем, чем она является каждому. Он придерживался атеистических воззрений в теософии и сенсуализма в гносеологии.

Однако большая заслуга софистов не в натурофислофских концепциях. До софистов преобладали натурофилософские и космогонические интересы в философии. Для милетцев, элейцев, Гераклита и атомистов главной проблематикой была проблема первоосновы, сущего и не-сущего, первопричин бытия. Вместе с философией софистов интересы стали меняться. Софисты первые перенесли философский интерес с проблемы окружающего мира на проблему внутреннего мира человека, его интересы, способности, ценности, мышление, решения, мотивацию поступков. Протагор сказал: "Человек есть мера всех вещей". Как мы помним, понятие мера является центральной категорией в греческой философии. Но в философии софистов эта мера - человек. Софисты вводят принцип субъективизма. События окружающего мира теперь оценивались не только объективно, но и субъективно, с точки зрения человека, его потребностей, ценностей, интересов. Софисты полагали, что знание законов природы и мирового закона Логоса, конечно, важно и необходимо для развития общества и движение человеческой мысли, но это не должно вытеснять интересы человека, его потребности и сущность из философской проблематики.

Теософическая концепция софистов была атеистична. Фразимарх считал, что если бы Боги действительно были, то они не могли бы не заметить несправедливости, и все бы исправили. В этических взглядах софистов прослеживается релятивизм на грани цинизма. Софисты считали, что то, что для одного хорошо, может быть зло для другого и наоборот. Квинтесенцией такого этического подхода можно считать изречение Протагора: "Все, что кому как кажется, так оно и есть".

Софисты считали своей основной целью обучить своих учеников аргументировано доказывать любую идею, которая может принести им пользу или выгоду, так можно добиться от других людей и общественных органов принятие нужных для них решений. Таким образом, умение вести риторику, аргументировать свои тезисы, находить логические обоснования своим идеям были использованы не на постижение законов природы, но для извлечения личной выгоды и пользы учениками софистов. Опираясь на практическую мотивацию в поступках людей, направленную на пользу и личную выгоду, софисты первые выдвинули идею общественного договора в истории европейской философии. Эта идея через много веков будет развита в учениях английских эмпиристов - Джона Локка и Т.Гоббса. Теория общественного договора исходит из того, что люди по своей природе эгоистичны, и каждый стремиться только к удовлетворению собственных интересов. Для того, чтобы избежать вражды люди придумали создать общественный договор, воплотителем которого является государство, задачей которого является поддерживать порядок и регулировать возникающие конфликты.

Софисты оставили после себя глубокий след в истории философии. Однако, отношение к учению софистов достаточно противоречиво. С одной стороны, многие мыслители впоследствии высмеивали и критиковали софистов за меркантилизацию человеческих интересов и эгоистическую направленность этического учения софистов. Так в учении софистов мы едва ли найдем такие высокие этические идеалы, как стремление к красоте, истине, всеобщему благу. Деятельность человека сводится к разрешению личных интересов и практической выгоде. С другой стороны, софисты принесли много нового в риторику и полемику. Социальная философия ни один раз затем возвращалась к идеи общественного договора постулированного софистами. Более того, многие идеи софистов в отношении этики и человеческой деятельности много веков спустя обретут жизнь и в современной философии американского прагматизма начала 20 в.

Сегодня софистику связывают с особым способом ведения спора, умение аргументировано вести полемику, логически доказывать свою точку зрения.

Ориентация интересов софистов на человека, его мышление перенесение основной философской полемики из сферы онтологии в сферу этики также готовили условия для формирования идеалистической философии.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: