Тема 9. Философия Платона. Научно-философская концепция Аристотеля

Великий древнегреческий мыслитель Платон является основоположником одного из двух главных направлений в философии - идеализма. Платон родился в знатной семье, достаточно богатого рода в 427 г. до н. э. на острове Эгина, входившем в Афинское государство, а умер в 347 г. до н. э. в Афинах. Настоящее имя философа- Аристокл. Слово "Платон" в переводе с греческого означает "широкий", "обширный". В начале своего жизненного пути Платон был учеником и последователем Сократа с 407 до 399 г. до н.э. Платон много путешествовал по своей стране и другим странам. После смерти Сократа более 10 лет Платон провел в путешествиях. Во время своих путешествий Платон посещал Сицилию, где правил Дионисий старший. Платон поделился с правителем своими представлениями по поводу социального и государственного устройства, за что был отдан в рабство, откуда был выкуплен своими друзьями. Много лет спустя уже на закате своих лет Платон вновь посетил Сицилию, где правил Дионисий младший и снова оказался на невольничьем рынке, откуда вновь его выкупили друзья.

Большинство произведений Платона сохранились до наших дней. Диалоги Платона отличаются легкостью слога и прекрасным языком, даже в наши дни мы восхищаемся культурой языка и мышления произведений Платона. Это настоящий памятник литературы и философской мысли. Его произведения написаны в форме монолога ("Апология Сократа"), а остальные в форме диалогов (более 30). К ним относится " Лахес ", " Протагор ", " Гиппий Меньший ", " Горгий ", " Кратил ", " Гиппий Больший " (в котором впервые появляется термины эйдос и идея), начало " Государство ", " Менон ". " Пир ", " Федр ", " Федон ". Более поздние диалоги - " Софист ", " Парменид ", "Тимей". Самое позднее произведение называется " Законы ".

Главным героем всех произведений является Сократ, за исключением последнего.

Онтология. Главной характеристикой философии Платона является идеалистическое решение основного вопроса философии. Если с трудов софистов и Сократа начинается, классический период античной философии, то в трудах Платона и его ученика Аристотеля философская мысль Древней Греции достигает расцвета. Как мы помним по философии Древнего Востока, идеалистическое разрешение основного вопроса философии говорит о зрелости философской мысли. Однако в отношении теории развития идеалистическая концепция Платона носит метафизический характер. Платон относится к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным явлениям. Это метафизический аспект его философский концепции оказался недостаточно перспективным.

Платон воспринимал материальный окружающий нас мир как "тень". Материальный мир производный от мира идей. Мир идей - это объективно существующая, независимая от материи идеалистическая реальность. Такая позиция делает философскую концепцию Платона объективным идеализмом.

Идея в философии Платона - это подлинная сущность. Все предметы в материальном мире, воспринимаемые человеком есть лишь тени идей объективной идеалистической реальности. Таким образом, Платон разграничивал Мир идей, кажущееся бытие и материю. Предметы в кажущемся бытии (т.е. том бытии, которое воспринимает человек) - это соединение идеи, существующей в идеальном мире и материи.

Платон выделял иерархию в мире идей. Главная идея - это Бог. Эта идея главенствует над всеми другими идеями. На следующей степени стоят идеи блага, красоты и добра. Таким образом, идеи блага, красоты и добра - это основные идеи, которые стоят на вершине иерархии идеалистической философии Платона. Эти идеи не уничтожимы и не изменны. Они существуют вне времени. Но полностью выстроить иерархию идей у мыслителя не получилось, так как чувственное бытие слишком сложно, и нелегко воссоздать все взаимоотношения вещей в некой иерархической пирамиде.

Следовательно, истинный подлинный мир - это мир идей. Наш мир, доступный для восприятия человека - это лишь кажущийся мир. Таким образом, существует вечный конфликт между миром идей и материей, между бытием и небытием. В царстве идей также существует конфликт бытия и не-бытия. Таким образом, в идеальный мир идей Платон вводит диалектическое развитие. Введение идеи Бога делает философию Платона персонифицированным идеализмом. Платон первый разделил философские концепции на материалистические и идеалистические. Материалистические концепции объясняют первооснову мира через стихийные начала -огонь, землю, воду, воздух. Идеалисты признают первичность идеи, души и мышления по отношению к материальному миру и природе. Философия Платона была не просто идеализмом, но воинствующим объективным персонифицированным идеализмом. Платон считал, не только материалистические течения в философии неверными, но и что они подлежат запрету, так как вводят людей в заблуждение. Самым большим невежеством Платон считал отрицание существования Богов. Такие люди, по мнению Платона должны быть заключены в тюрьму, а после смерти их тела должны быть выброшены за пределы государства.

Платон говорил, что существует 3 степени атеизма:

Непризнание существования богов

Признание невмешательства богов в человеческое существование

Убеждение в том, что путем религиозных манипуляций (жертвоприношений и пр.), человек может умилостивить богов

 

Таким образом, подлинное истинное бытие, по мнению Платона - это мир идей. Это бытие постигается только рациональным способом. Идеальное сущее состоит из множества идей - эйдосов ((перевод. идея - внешний вид, наружность, тип, вид, род, форма). Эйдосы составляют умопостигаемое духовное множество. Эти идеи неизменны и вечны, неуничтожимы и несотворимы.

Основы идеалистической философии Платона:

Гносеологическая. Платон разделил понятие и мышление человека, которые вырабатывает определения и понятия. Эти понятия и определения Платон назвал - эйдосами, которые, по его мнению, составляют идеальное бытие. Платон был последователем и учеником Сократа. Сократ говорил, что знать - значит иметь определение. В философии Платона носителями определений и понятий являются идеи.

Онтологическая. Окружающий мир, который человек воспринимает своими органами чувств Платон называет кажущимся бытием. В этом кажущемся бытии одни вещи рождаются другими. Платон постулировал идею о том, что предметы кажущегося материального мира порождаются в соответствии с идеей идеального мира - эйдосом. Таким образом, материальные вещи есть слепок с мира идей.

Так как существует пирамида идей, то существуют взаимоотношения между ними. Это есть отношения соподчинения. Идеи соотносятся друг с другом на основе понятий более общего и более частного. Одна идея более конкретная, другая более общая, следовательно, первая будет подчиняться второй. Однако, идеи - это лишь образцы, по которым строитcя материальный мир. Для того, чтобы было возможно чувственное воспринимаемое бытие Платон вводит понятие хора. Хора в переводе с греческого - материя, материальная субстанция. Материя и идея - это два рода сущего. Материя есть потенциальный источник многообразия чувственного кажущегося бытия. Эйдос - это пассивное начало мироздания. Хора обладает пластикой и динамикой, она может принять любую форму. Так, изначально существует идея стола, например, потом эта идея соединяется с материей - хорой, которая принимает соответствующую форму стола. Однако, важно отметить, что хора - это только материальная субстанция, источник физической материи. Сама физическая материя состоит из 4 основных стихийных первоэлементов, хорошо известных философии древней Греции - огонь, воздух, земля, вода. Однако, и эти первоэлементы существуют только потому, что в идеальном мире есть эйдосы, воплощающие идею воды, огня, воздуха, земли. Физическая материя может изменяться, уничтожаться, пропадать и возникать. Мир эйдосов неизменен и вечен.

Философской иллюстрацией концепции Платона является миф о Пещере, который Платон использовал для обоснования своего учения. Платон говорил, что материалисты, утверждающие, что в основе нашего мира лежит материя и есть лишь чувственно-воспринимаемые предметы, подобны человеку, сидящему в пещере. Этот человек сидит спиной к выходу пещеры, в который проходит слабый свет. На стене пещеры человек видит, как проходят тени. Материалисты верят, что тени на стенах пещер - есть подлинное бытие. Однако, эти тени лишь отбрасываются подлинным бытием, которое находится вне стен этой пещеры. Таким образом, сама пещера есть кажущееся бытие, тени на стенах пещеры - это образцы идей, а вот то, что отбрасывает эти тени и есть сами эйдосы. Платон сравнивает большинство людей с узниками пещеры, которые верят в чувственное материальное бытие и не хотят выбраться из пещеры, чтобы познать эйдосы. Философов и мудрецов Платон сравнивает со свободными разумными людьми, которые выбрались из пещеры и узрели подлинный идеальный мир идей.

Миф о пещере Платон приводит для психологического доказательства своей концепции.

Таким образом, Платон сравнивает мир чувственно-воспринимаемых идей с миром теней, а идеи - отбрасывают эти тени и являются образцами вещей.

Платон выделяет несколько родов сущего. Самым высшим является Бог, далее идет мировая душа, затем идеи, и только потом хора и материальные вещи, которая она образует. Платон вводит понятие мировой души для того, чтобы обосновать движение. Ведь хора и эйдосы - пассивные начала, следовательно, необходим источник движения. Этим источником движения и активности в космосе в философии Платона стала мировая душа.

Функции мировой души:

источник движения,

источник одушевленности тел,

источник сознания и познания

При этом мировая душа причастна как к миру эйдосов, так и миру материальных вещей. Для того, чтобы это было возможно, мировая душа состоит из противоположностей - тождественного (воплощение идей) и иного (воплощение хоры). Мировая душа есть причина как внешнего движения, так и внутреннего движения. Следовательно, иное познает вещи, а тождественное познает идеи.

Высшим родом сущего является Бог. Бог в философии Платона - это и творец хоры и творец эйдосов. Платон вводит понятие Демиург (перевод. - устроитель, ремесленник, архитектор мира). Демиург создатель мироздания. Платон говорит, что было время, когда не существовало космоса и даже самого времени. Демиург сотворил и космос, и время, а также других богов.

Следовательно, каждый род сущего выполняет определенную роль в мироздании. Так Бог был создателем и материи, идей, и мировой души. Идеи являются прообразами вещей, мировая душа выполняет роль активного начала, которая приводит в движение хору и эйдосы, хора есть источник многообразия материального мира, наконец, чувственно воспринимаемы вещи и составляют окружающий мир.

Космогония. Задачу натурфилософии Платон видел не только в объяснении взаимосвязи между вещами окружающего мира, но и в том, чтобы объяснить целевую причину сотворения мира. Т.е. натурофилософия должна была ответить на вопрос, какова была цель сотворения космоса, и почему он устроен именно таким образом. Как уже отмечалось выше, создателем космоса в философии Платона является Бог Демиург. Космос был создан в соответствии с идеей космоса, которой обладал Демиург ввиду естественной необходимости - хоры. Следовательно, хора есть материальная необходимость, а идея - прообраз космоса. При этом хора есть источник физической материи. А физическая материя состоит из мельчайших материальных частиц определенной формы.

Платон в лучших традициях древнегреческой философии придерживался идеи объективно существующего чувственно-материального космоса. Космос был для Платона одухотворенным живым бытием, который обладал душой и умом. Космос имеет свои пределы и является замкнутым. Вокруг него пустота.

Мировая душа осуществляет как внешнее движение (движение звезд, находящейся за пределами солнечной системы), так и внутреннее движение (движение Земли, Луны, планет и Солнца).

С помощью иного душа познает хору (материю), а с помощью смеси тождественного-иного - вещи.

Гносеология. Платон отрывает чувственное познание от рационального, как это делали еще представители элиты. С помощью чувственного познания можно узнать кажущееся бытие, т.е. наш материальный мир. Истинное бытие - мир идей - не поддается чувственному познанию.

Истинное познание в философии Платона - это познание рациональное.

Платон разработал теорию воспоминания (анамнезиса), что является наиболее интересной идеей в его гносеологии. Как представитель идеализма Платон признавал наличие бессмертной души в человеке. Платон считал, что до того как воплотиться в человеческом теле, человеческая душа обитала в мире идей. Таким образом, душа воспринимала идеи, когда она еще не была соединена с человеческим телом. Когда душа попадает в тело, то она забывает то, что она видела в мире идей. Но у души есть способность припоминания. Воспоминания души тем сильнее, чем больше душа отстраняется от тела. Таким образом, вершина познания есть полное припоминание идеального мира идей. Платон считал, что вещи могут способствовать припоминанию, так как они есть слепок с идей, но основное средство познания - это диалектическое припоминание. Таким образом Платон постулирует идею врожденности знания.

Платон определяет следующие научные дисциплины: арифметика, геометрия, музыка, стереометрия, астрономия (наука о космосе).

Платон выделил 3 ступени знания:

абсолютно достоверное знание - это знание, которое душа получила, когда была в мире идей, до воплощения в теле

менее достоверное знание- это научное знание, получено за счет научного обоснование и доказательств

физическое знание - чувственное познание

Учение о душе. Платон разработал иерархию души. Платон выделял следующие начала в человеческой душе

Разум

Воля/благородные желания

Чувственность/ влечения

Платон утверждал, что души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей, продвигаются наиболее далеко в процессе воспоминания.

Душа, которая больше всего увидела в идеальном мире идей, по мнению Платона, при воплощении в человеческом теле попадает в плод будущего поклонника муз и любви. Следовательно, в зависимости от того, насколько глубоко было познание души в мире идей, будет зависеть ее воплощение в материальном теле. Платон выделял следующую иерархию воплощений души:

Поклонник муз и любви

Царь или воин

Государственный деятель

Врач

Прорицатель

Поэт

Ремесленник

Демагог

Тиран

Платон как идеалист считал, что человек обладает бессмертной душой, которая перевоплощается в материальном теле. Души могут вселяться не только в человека, но и животных, даже растений. Души не существовали вечно, но давно в начале мироздания были созданы богами и обитали на звездах. Душ было создано конечное число. Живя на звездах, души созерцали идеальное бытие.

Душа творилась богами. После того, как бог-демиург из тождественного, иного и смеси тождественного-иного создал мировую душу, осталась определённая часть тождественного, иного и смеси тождественного-иного, из которой боги сотворили индивидуальные души. У каждой души была колесница, которая приводила души в движение. Эти колесницы направляли души к добру. Но часть душ тянулись ко злу. Такие души были низвергнуты в материальный мир. Но при воплощении в материальном мире души забыли то идеальное бытие, которое они созерцали на звездах, и все что у них осталось это способность к припоминанию. Хорошие души должны после своего странствия в материальном мире вернуться на звезды, плохие души отправляются богами в тартар.

Социальная философия. Теория государства. Платон под государством понимал совместное поселение людей.

Платон, как и многие философы его времени, был сторонник аристократического рабовладельческого государственного устройства. Самое лучшее государственное устройство - это такое устройство, которое соответствует Идее Государства в идеальном мире.

Платон считал, что государство возникает в виду того, что человек не может сам удовлетворить свои потребности. В государстве возможно разделение и специализация труда, что делает возможным и необходимым существование государства. Разделение труда является естественным процессом. Это связано не только с закономерностью развития общества, но и с тем, что люди изначально разные, поскольку их души разные. У одних людей есть склонность к философии, у других к земледелию. При этом Платон считал, что ремесленники и торговцы не могут и не способны заниматься наукой или воинским делом, поскольку для этого нужны природные данные.

Платон выделял приемлемые и упадочные формы государства. При этом все те формы государства, которые существовали при нем, Платон считал неприемлемыми. Главным источником конфликта в любом государстве Платон считал борьбу бедных и богатых, т.е. социальную дифференциацию общества. Однако социальное неравенство Платон считал неизбежным. Приемлемой формой государства Платон считал - аристократическую республику.

Упадочными формами государства Платон считал - олигархию, демократию, тимократию (власть военных), наконец, тиранию, которая есть диктатура против аристократии. Тиранию Платон считал самой неудачной формой государственного устройства. Отрицательно было отношение к демократии. Демократия, по мнению Платона, была властью толпы. Свобода, которая постулируется при демократии, в итоге сводится к безумному диктату большинства. При этом всеобщая свобода неизбежно приведет к тому, что кто-то начнет слишком активно пользоваться своей свободой и в итоге демократия сведется к тирании. Свобода в демократическом обществе, по мнению Платона, приводит к свержению всех традиций и культов, в том числе культа почитания старших или богов. А это есть основа падения нравов и невежества. В результате в демократическом государстве каждый делает, что хочет, не чтя авторитеты или закон. Все ведут борьбу против всех, все становятся наглыми, эгоистичными, меркантильными, безнравственными, поскольку не служат идеям блага или добра. Так демократия сводится к анархии.

Платон разработал теорию идеального государства. Идеальное государство Платона состоит из трех сословий

Правители. Правителями в государстве Платона являются философы и мудрецы, у которых преобладает разумная часть души. Основная добродетель правителей - это мудрость.

Воины. У воинов преобладает волевая часть души. Главная добродетель - благородство.

Ремесленники, у которых преобладает чувственная часть души. Добродетель, которой должны обладать ремесленники - это умеренность

Для того, чтобы устранить конфликт между людьми в обществе Платон считал, что нужно распространить определенные убеждения между людьми, которые должны восприниматься как догма. В частности, что все люди братья, как минимум потому что у них одна родина. Однако, люди должны также понимать, что все различны, так как различны их души. Следовательно, так Платон хотел избавить людей от зависти между собой, ведь если причина в человеческой душе, то люди должны воспринимать неравенство социальное как должное.

Платон довольно подробно разработал теорию о сословии философов и воинов. Сословию ремесленников он уделял мало внимания.

Воины. Воины в самом раннем детстве изымались у своих матерей для того, чтобы получить духовное и физическое воспитание. Чтобы дети получали правильное воспитание, необходимо было провести "чистку" искусства. В частности Платон отрицательно относился к театральному искусству, поскольку там люди теряют свое истинное предназначение, а также отдельным видам музыки, которая была неритмичная. Также необходимо было убрать те мифы, которые оскверняли богов и делали нелогичным их поведение, например, когда боги делали что-то из мести. Такое поведение не может быть присуще Богам, по мнению Платона.

Платон считал, что воспитание - одна из главных задач государства. Оно должно осуществляться не родителями, так как большинство родителей не достаточно просвещены о том, что такое благо, истина и красота.

Идеальное государство Платона по своему устройству напоминает казарменный социализм. Сословия воинов (стражей) и философов равны. Ремесленники - это низшее сословие, которое находится в подчинении.

В идеальном государстве Платона не существует частной собственности, поскольку частная собственность является не только источником неравенства, но также источником конфликтов и вражды в обществе. Воины в государстве Платона имеют государственное содержание. У них нет никакой собственности. Это необходимо для того, чтобы воины думали о защите государства, а не защите своего имущества.

Главной целью человеческой жизни является служение государству. В этом наивысшее счастье. Жизнь каждого индивида должна быть подчинена интересам государства.

Семью Платон не считал ячейкой общества и ее быть не должно. Дети после рождения должны изыматься на воспитание государством, а жены воинов должны быть общими. При этом лучшие мужчины должны общаться только с лучшими женщинами, чтобы не портился человеческий род. Дети не должны знать своих родителей, а родители детей. Такой подход, по мнению Платона, приведет к всеобщему уважению, поскольку дети должны будут уважать всех взрослых как потенциальных родителей, и наоборот. Это также позволит избежать конфликтов на почве индивидуальной симпатии или антипатии.

Правители и философы. Изначально философы также были воинами. Вначале воины и философы воспитываются одинаково. В 20 лет всех происходит разделение на воинов, кто проявил наибольшее мастерство в военном деле, и философов, которые проявили способности к наукам. После этого философы дальше углубляют свое знание в науках. Второй уровень отбора осуществляется в 30 лет. В возрасте 30-35 лет преподается диалектика. После достижения 35 лет философы могут стать правителями.

Правителем государства должен быть обязательно философ, по мнению Платона. Поскольку именно философ изначально обладает врожденной склонностью к знаниям и может постигнуть идеальный мир идей, а значит, и управлять государством в соответствии с идеальной идеей государства.

Философия Платона- одно из самых выдающихся учений в истории науки. Его идеи были использованы в римском неоплатонизме, а затем при формировании идеологии христианства. Философия Платона - это объективный идеализм. Подлинное бытие в философии Платона - это объективно существующий независимо от материи идеальный мир идей. Эти идеи являются прообразами материальных вещей, которые, соединяясь с хорой, и движимые мировой душой создают окружающий чувственно воспринимаемый мир.

С учения Платона в философии начинается полемика двух наиболее крупных направлений - материализма ("линии Демокрита") и идеализма ("линии Платона"). Наиболее знаменитым учеником Платона был крупнейший ученый Древней Греции Аристотель из Стагира.

 

Аристотель

(384-322 гг. до н.э.)

Философия Аристотеля - это вершина развития античной философии. Отличительной чертой философии Аристотеля является высокая для своего времени культура мышления, структурированность и систематизация философской концепции, доказательность и аргументация (насколько это возможно для философии).

Аристотель был рожден в г. Стагире в 384 г. до н.э.. Его отец был придворный врач. В возрасте 17 лет Аристотель приехал в Афины, где на протяжении 20 лет посвятил себя знаниям. Он был учеником, а затем преподавателем платоновской Академии. Более того, его ранние философские идеи являются продолжением философии Платона. Однако, со временем Аристотель приобретает все большую свободу мышления и создает философскую концепцию, отличную от учения Платона. После смерти своего учителя Аристотель покинул Афины и много путешествовал по Греции, был в Египте, Италии. Аристотель на протяжении 3-х лет был учителем Александра Македонского, которому преподавал латынь, политические и общественные науки.

В 335 г. до н. э. Аристотель вновь прибыл в Афины, где прожил еще 12 лет. В Афинах Аристотель основал свою философскую школу - Ликей. За год до смерти в 323 г до н.э. Аристотель покинул Афины, так как имел сильные идеологические разногласия с правящей партией. В 322 г до н.э. Аристотель умер в г. Эвбеи.

Основные произведения Аристотеля. У Аристотеля было много трудов. Философская часть трудов Аристотеля называется "Метафизика". Что в переводе с греческого означает " после физики ". Такое название дал историк и систематизатор учения Аристотеля Андронник Родосский, когда работал над рукописями Аристотеля. Сам Аристотель выделял "первую философию" - где сосредоточены философские идеи его произведений, и "вторая физика" - где содержатся физические и натурофилософские идеи.

К трудам Аристотеля относят произведения по формальной логике: " Первая аналитика ", " Вторая аналитика ", " Топика ", " Категории ", " Опровержение софизмов ". Труды по физике: " Физика ", " О небе "; по биологии - " История животных ", " О происхождении животных ", по экономике " Экономика " и политике " Политика ", по этике - " Никомахова этика ", " Эвдемова этика " и " Большая этика ".

Онтология. Главным предметом изучения философии, по мнению Аристотеля, должно быть изучение первоосновы бытия. Философия Аристотеля ближе к идеализму, чем материализму, однако ее уже нельзя назвать воинствующим объективным идеализмом, которой была философия Платона. Более того Аристотель подверг последовательной критике идеализм Платона. "Платон мне друг, но истина дороже" - так, немного перефразируя, можно выразить отношение Аристотеля к философии Платона.

Аристотель считал, что невозможно существование идеального бытия идей, оторванного от материального мира. Аристотель считал, что идеи (эйдосы) не могут предшествовать материальным чувственно воспринимаемым вещам. Идеи, по мнению Аристотеля, не могут существовать отдельно от вещей материального мира.

Основа бытия, по мнению Аристотеля, - это перво-материя. Это материя есть неопределенная субстанция. Эта материя еще не есть бытие, такую перво-материю еще даже нельзя назвать составляющей бытия. Перво-материя - это первая категория бытия. Перво-материя определяется через четыре основных элемента - воду, огонь, воздух, землю. Эти четыре элемента составляют первую ступень между перво-материей, которая чувственно не воспринимаема и реальным воспринимаемым бытием. Эти четыре элемента обладают свойствами, которые воспринимаются чувственно. Каждый из этих стихийных элементов обладают противоположными свойствами. Так, огонь есть сочетание теплого и холодного, воздух представляет собой сочетание теплого и влажного, вода есть сочетание холодного и влажного, а земля - это сочетание холодного и сухого.

Эти элементы, по мнению Аристотеля, представляют основу всех вещей. Но они могут заменять один другого, т.е. модифицироваться. Сами эти стихийные перво-элементы есть модификация перво-материи.

Любая вещь и реальное бытие, воплощенные через стихийные перво-элементы, обладают двумя сущностями:

Первая сущность - это индивидуальное чувственно-познаваемое бытие

Вторая сущность - это относится к родовому определению вещи. Аристотель их также называл видовые определения.

Первая сущность может быть постигнута чувствами и эмпирическим опытом. Таким образом, Аристотель в отличие от Платона признавал чувственное познание.

Вещи материального мира есть комбинация четырех стихийных перво-элементов.

 

Любая вещь это соединение материи и формы. Материя - это потенция существования вещей, вещество, из которых они создаются. Материя приводится в движение формой. Материя без формы пребывает в состоянии не-бытия, потенции. Действительность материи невозможна без формы. В вещах окружающего нас мира материя и форма соединены. Форма - это идеальное духовное начало в философии Аристотеля. Форма - это активное движущее начало.

Аристотель считал, что движение не существует отдельно от вещей. Движение не отделимо от самих вещей. Движение присущее самим вещам есть самодвижение. С другой стороны Аристотель выделял перводвигатель, которым является идеальная категория Бог. Бог служит внешней причиной всякого движения.

Всего Аристотель выделял 6 основных видов движения:

Возникновение

Гибель

Увеличение

Уменьшение

Перемена

Изменение

Внутреннее движение, присущее вещам, связано с изменением. Такое движение осуществляется благодаря наличию противоположностей в самом предмете. За счет движения осуществляется переход потенции в действительность.

Категории времени и пространства Аристотель также считал движением. Время - это движение по отношению к базовому моменту, пространство связано с перемещением тел друг относительно друга. Таким образом, пространство - это субъективная категория в философии Аристотеля.

Аристотель разработал концепцию причинности. Он считал, что существует четыре вида причин движения материи:

Материальная причина- связана с наличием самой материи

Формальная причина - связана с оформлением материи, перехода перво-материи в действительность

Активная причина- связана с движением, переходом возможности в действительность

Конечная (целевая) причина - это целенаправленное движение материи. Целевую, или конечную, причину можно понимать двояко. Либо это действие божественного сознания, того самого ума-перводвигателя, либо же это результат сознательной деятельности человека

Эта концепция Аристотеля есть первое в науке целенаправленное исследование причинно-следственных связей. Аристотель считал, что познание природы невозможно, если не известны причины движения, возникновения материи. Аристотель полагал, что для каждого явления или процесса характерен свой вид причинности. Каждая наука, следовательно, занимается определенным видом причинно-следственных связей.

Таким образом, для Аристотеля имеет значение не сама материя или форма (идея), но движение материи, возможное за счет формы. Таким образом, в философии Аристотеля мы видим текуче-сущностоное становление идеи. Идея несет оформляющую силу, за счет формы материя приобретает зрительно-ощутимый и смысловой образ. Основные онтологические принципы учения Аристотеля можно свести к следующим тезисам:

Каждая вещь есть материя

Каждая вещь есть форма

Каждая вещь имеет свое целевое назначение - энтилехию

Следовательно, каждая вещь рассматривается не сама по себе, а как то, что должно быть.

Космогония. Космос материальный, следовательно, также прибывает в движении. Внешней причиной движения космоса является Бог. Бог - это ум-перводвигатель, энергия космоса. Этот ум является самостоятельной категорией и не зависит от космоса. Этот ум охватывает решительно все в космосе. Для него не нужна внешняя причина существования, он сам себя мыслит и сам является причиной самого себя. Этот ум есть идеальное начало в философии Аристотеля, который трактуется как единое духовное целое, которое оформляет и осмысляет все материальное.

Следовательно, чувственно - материальный космос, приводимый в движение божественным умом - вечной идеей, все еще является главной категорией в философии Аристотеля. При этом активная движущая идея космоса есть творческое становящееся идеальное начало в учении Аристотеля.

Учение о душе. Аристотель считал, что душа не существует без материи. Душа, по мнению Аристотеля, есть основа движения для человека. Душа является и причиной существования тела. Аристотель, также как и Платон, осуществлял классификацию душ. Он выделял следующие виды души:

Вегетативная - душа растений и минералов

Чувственная душа - душа животных

Разумная душа- душа человека

Гносеология. Аристотель считал, что познание есть развивающийся процесс. Он выделял следующие ступени познания

Ощущения

Представления

Опыт

Искусство, наука

Научное познание Аристотель считал вершиной всякого познания. Суть научного познания - познание общего. Чувственное познание дает знание о единичном, о конкретной вещи. Общее познается разумом. А научное познание есть движение мысли от единичного к общему. Такой подход называется гипотетико-индуктивным в теории познания. Следовательно, основным методом научного познания является индукция.

Чувственное познание является первой ступенью познания. Научное познание опирается на чувственное познание, но должно постигать не материальные вещи, а идеи.

Аристотель был создатель формальной логики.

Аристотелю принадлежит первое исследование в европейской науке по структуре логического познания. Он определил в логическом познании 2 ступени:

создание понятий

формирование суждений и умозаключений

Аристотель считал, что логика - это главное орудие познания. Он вывел первые законы и принципы формальной логики.

Аристотель так определил основные принципы формальной логики. Во-первых, доказательство можно считать истинным, когда оно проходит определенное число шагов. Оно должно опираться на определенные аксиомы, из которых следует исходить при построении доказательства.

Самой важной работой Аристотеля по формальной логике является " Доктрина силлогизма ". Аристотель формулирует в этом произведении

Законы мышления

Определение истины/лжи

Определение силлогизма (умозаключения)

Три фигуры силлогизма

Сущность доказательств

Сущность индукции и аналогии как методов познания

Аристотель вывел следующие законы мышления:

Закон противоречия: если два суждения противоположны, то только одно из них истинно

Закон исключающего третьего: невозможно, чтобы были истинны суждение и его отрицание

Закон тождества: невозможно ничего мыслить, если не мыслить чего-то одного

Закон запрещения: не может одно и то же сразу быть и не быть

Закон отрицания: невозможно чего-нибудь одновременно утверждать и отрицать

Аристотель разработал концепцию о философских категориях. Категории в философии Аристотеля - это общие логические определения бытия. Категории необходимы в процессе научного познания. За счет наличия категория возможен переход от частного к общему. Источником категорий есть чувственно воспринимаемые вещи материального мира. Однако затем эти категории переходят в умозрительное бытие, и человек начинает мыслить понятиями и категориями. Это и есть основа научного познания. Ни одна наука сегодня не обходится без совокупности понятий и категорий, которыми оперирует в процессе своих исследований. Следовательно, Аристотель сделал большой вклад в культуру научного европейского мышления.

В произведении "Категории" Аристотель определяет 10 философских категорий, о бытии:

сущность

качество

количество

отношение

место

время

положение

обладание

действие

страдание

В "Метафизике" рассматриваются также категории

материи и формы,

причины и следствия,

возможности и действительности

и некоторые др.

Давая определение каждой категории, Аристотель вводит совокупность сопутствующих понятий, которые сильно обогатили и структурировали философский язык.

Спустя много веков немецкий философ Г.Гегель, представитель немецкой классической философии, продолжит труд Аристотеля по систематизации и структуризации философского языка. Однако основной "набор" философских категорий, понятий, терминов был создан Аристотелем и с тех пор подвергся несильным изменениям.

Этика. Центральное место в этике Аристотеля занимает учение о добродетелях. Этика Аристотеля теологична. Аристотель считал, что в человеке заложено стремление к высшему благу как конечной цели. Счастье человека - это и есть стремление к высшему благу.

Душа и тело соотносятся как форма и материя. Душа придает смысл жизни человеческому существованию. Душа есть целеполагающая причина тела, его энтелехия.

Высшее благо, к которому стремиться человек не существует отдельно от материи, как не может существовать идеальное отдельно от материи. Таким образом, Аристотель считал, что высшее благо - это не абстрактная категория, подобная идеи красоты или блага в философии Платона. Но это высшее благо воплощается в человеческих действиях и поступках. Высшее благо для Аристотеля состоит в чувстве глубокого удовлетворения, которое человек получает в осознании факта выполненного долга, осуществления своего назначения.

Назначение человека Аристотель видел в самосовершенствовании, подавлении чувственных влечений в своем развитии. Исходя из учения о душе, чувственное влечение связано с низшей частью души, а задача человека - это культивирование разумной части души. Для того чтобы вести правильный образ жизни и следовать своему назначению человек должен преодолеть стремления чувственной части души. Человек должен ориентироваться на приоритет разума над чувствами.

При этом Аристотель указывает, что у человека должны быть положительные нравственные представления, исходя из которых, он совершает свои поступки.

Аристотель выделял

мыслительные добродетели - мудрость, рассудительность, скромность

этические добродетели - умеренность, щедрость, праведность

Мыслительным добродетелям возможно обучать, этические добродетели должны вырабатываться за счет привычек.

Мудрость как добродетель хороша тем, что позволяет человеку поставить правильную цель, рассудительность позволяет найти средства к достижению цели, она предполагает изобретательность, находчивость. Аристотель говорит о середине в поступках и делах человека. Здесь мы видим принцип "меры", характерный для философии античности.

Высшее благо, по мнению Аристотеля, достигается путем совершения правильных поступков. Следовательно, Аристотель видит назначение человека в разумной осмысленной деятельности.

Этическим идеалом Аристотеля, является мудрец, который ведет созерцательный образ жизни. Это жизнь, посвященная философии и деятельности разума.

Теория государства. Политическое учение Аристотеля классово детерминировано. Аристотель последовательно защищает рабовладельческий строй. По мнению Аристотеля, одни люди изначально родились, чтобы быть рабами, другие - господами. Аристотель считал, что человек по своей природе существо социальное. Жизнь в обществе для человека - это естественное состояние.

Общество в государстве Аристотеля состоит из трех классов. Для благополучного существования государства особую важность имеет средний класс. Аристотель был не только сторонником рабства, но также и частной собственности в отличие от Платона. Аристотель не отвергал семью, как Платон. Он считал, что семья необходима для существования государства.

Аристотель ввел представление о " классах " богатых и бедных, о формах государственного устройства. Аристотель выделял 6 основных форм развития государства, при этом три из них считал неприемлемыми.

Основные задачи, которые выделял Аристотель:

Предотвращение накопления чрезмерного богатства

Предотвращение чрезмерного роста политической власти

Удержание рабов в повиновении

Самая лучшая форма государства - полития, это власть среднего класса. В идеальном государстве Аристотеля беднота и рабы считаются бесправными. Государство должно обеспечивать максимально возможную счастливую жизнь для рабовладельцев. Рабовладельцы должны участвовать в делах государства. При этом государство должно требовать от граждан определенных добродетелей:

Умственные

Этические

Трудовые

Общество в государстве Аристотеля дифференцировано, и это нормальный порядок вещей. Аристотель считал, что некоторые люди рождены, чтобы быть рабами, это есть особенность их души.

Аристотелю принадлежат некоторые идеи в отношении экономики - он выделил понятия стоимости, определил функции денег, выделил двойную природу стоимости. Однако, эти и многие другие идеи в отношении общественного устройства и экономики скорее намечены, чем подробно разработаны в его трудах. Однако много веков спустя к этим идеям обратятся мыслители эпохи капитализма и доведут их до логического конца.

 

В целом философия Аристотеля явилась общим энциклопедическим обобщением основных идей древнегреческой философии конца классического периода. После смерти философа Ликей, созданный Аристотелем, продолжал функционировать и принимать учеников, многие из которых стали последователями и систематизаторами идей своего великого учителя. Учеников Ликея называли перипатетиками, от слова "прогуливающиеся", так как они вели философские беседы, прогуливаясь, в садах и парках Ликея.

Платоновская академия и Ликей Аристотеля существовали еще несколько столетий вплоть до 529г., когда по приказу римского императора Юстиниана были закрыты.

Философия Аристотеля характеризует зрелый этап античной философии, фактически знаменует собой вершину развития философии в Древней Греции. В учении Аристотеля сочетается идеализм и материализм. Для Аристотеля важна не сама идея, а ее текуче-сущностное становление, т.е. потенциальный переход материи из возможности в действительность. Аристотель уделяет особое внимание движению. Таким образом, главной категорией в философии Аристотеля становится не идея, как у Платона, но становление. Высшей идеальной категорией его философии является ум перво-двигатель - причинно целевая энергия космоса. Этот ум охватывает все, он мыслит все вещи, а значит и сам себя. Он сам является причинно своего существования. Это приближает учение Аристотеля к идеализму.

Его философская концепция содержит еще много противоречий и неточностей, который был неизбежен ввиду ограниченности развития науки в эпоху Античности. Однако, его учение - это наиболее систематизированное доказательное и всеобъемлющее учение в Античной философии.

После Аристотеля философия и другие науки медленно, но верно приходят в упадок, что предзнаменовало не только конец античной философии, но и конец эпохи. Многие вопросы (вопросы движения, причинности, государства и др), разработанные в философии Аристотеля и которые представляли собой вершину философского знания того времени, на многие века были забыты. Но в дальнейшем множество мыслителей и ученых разных времен возвращались к философской системе Аристотеля, как неисчерпаемого источника идей и знаний.

 


[1]        Учебно-методические материалы подготовлены с опорой на информационный ресурс НОУ «Интуит», доступный по адресу: http://www.intuit.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: