double arrow

Сократ (470-399 гг. до н.э.).


Наконец, непосредственным предшественником вершины философского идеализма античной философии Платона был его учитель- великий афинский мыслитель Сократ. Сократ не записывал свои произведения. Большинство мыслей Сократа, дошедших до наших дней, мы можем найти в записях его учеников и последователей, которые систематизировали и популяризировали его учение. Сократ был публичным оратором. Он свободно проповедовал свои воззрения на улицах полиса.

Биография. Сократ был родом из небогатой, незнатной семьи. Его отец был каменщиком, мать владела повивальным мастерством. Сократ участвовал в войнах Афин со Спартой, был участником народных собраний. Сократ, также как и софисты, вел активный политический образ жизни и был популяризатором философских идей. Его ученики рассказывали, что Сократ мог целый день без отдыха стоять на площади перед народом и вещать, забывая про сон и еду. Сократ при жизни получил почтение современников, его считали великим мыслителем и мудрецом. Один дельфийский оракул назвал Сократа самым умным человеком. Сократ общался и с великими мыслителями своего времени. Однако, часто приходил к выводу, что их мудрость мнительная, эфемерная. Но Сократ не был гордецом и никогда не считал себя великим мудрецом и уж тем более умнее всех других. Квинтесенцией его учения является предсмертное его изречение: "Я знаю, что ничего не знаю". Другой тезис Сократа - "познай самого себя". В одной беседе он признался своему ученику: "Я до сих пор не могу осуществить то, что написано на дельфийском храме Аполлона - "познай самого себя".

В 399 г. до н.э. Сократ был обвинен в развращении молодежи, разложении нравов, атеизме и богохульстве поэтом Мелетом, кожевником Анитом и оратором Ликоном. Они добивались его смертной казни. В 399 г. до н.э Сократ предстал перед судом присяжных. Он был осужден на смертную казнь. Сократу предоставили выбор себе наказания. Сократ назначил себе бесплатный пожизненный обед и небольшой штраф в одну мину (мина - денежная единица древней Греции). После этого еще большее количество присяжных проголосовали против него. Сократ ждал еще 30 дней своей казни, пока вернется корабль с религиозной миссией с острова Делос. Во время религиозных миссий смертные казни отменялись обычаем. Друзья хотели помочь Сократу и добиться его освобождения. За день до казни к Сократу пришел его друг Критон, сказал, что организовал побег и предложил Сократу бежать. Но Сократ отверг предложение - он считал, что каждый человек должен подчиняться установленными в его обществе законам, и эти законы необходимо чтить. Так, он остался в тюрьме. На следующий день после беседы и прощания со своими учениками и со своей семьей Сократ выпил кубок яду и так умер. Сократ завещал своим ученикам после его смерти принести петуха в жертву Асклепию (бог медицины). Так он хотел показать, что его душа после смерти обрела новую жизнь и выздоровела. Сократ считал, что после смерти его душа встретиться с другими великим душами - Гомера, Фалеса и др. Поэтому он не боялся смерти. О Сократе известно лишь то, что рассказали о нем его последователи - великий философ Платон и историк Ксенофонт.




Предмет философии. Как было отмечено выше: если до софистов предметом философии была природа, то с софистов (и Сократа в частности) начинается поворот. Так Сократ отвергал всю натурфилософию. В центре его философских интересов оказался человек, проблема субъекта - человека, а не объективного космоса. Проблемы натурфилософии он противопоставил проблему человека.

В центре философии Сократа вопросы добродетели, морали, права граждан. Сократ считал изучение природы излишним и принципиально невозможным. Основой мира он считал Духовный принцип.



Метод Сократа. Истину, по мнению Сократа, можно достигнуть в полемике. Поэтому искать истину надо вдвоем. Сократ был создателем субъективной диалектики, где под диалектикой понимается искусство ведения спора.

В его методе достижения истины выделяют 4 элемента:

ирония

майевтика ("повивальное искусство")

индукция

определения

Сократ придумал особый метод ведения дискуссии. Он был очень искусным, хитрым и ироничным собеседником. Сократ во время разговора прикидывался невеждой и просил у своего собеседника разъяснить ему какой-нибудь вопрос, в котором собеседник хорошо разбирался. Затем мыслитель задавал какое-то количество подготовленных вопросов, что приводило его собеседника в тупик. Так Сократ подготавливал собеседника для поиска правильного ответа. Но Сократ умел выстроить беседу таким образом, чтобы собеседник сам мог прийти к истине. Такой процесс поиска истины Сократ называл маевтикой.

Гносеология. Знание Сократ связывал с определенным понятием и определением. Сократ уделял особое место разработке терминов и определений. Именно Сократ дал определение многим философским понятиям и значительно обогатил философский язык. Сократ считал, что если человек не знает определение того, о чем говорит, то у него нет знания об этом предмете. Понятия в методе Сократа образовывались индуктивным путем. Индукция (греч. наведение ) - еще один элемент его метода ведения диалога, восхождение от частного к общему.

Этика. Сократ считал, что нравственность - следствие знания. Если кто-то знает, что такое мужество (имеет определение), то он мужественен. Такое направление в этике получило название " этический рационализм ". Однако Аристотель возразил на это: знать, что такое добро, и применять это знание - это не одно и то же, поскольку в истории человечества было достаточно много людей, которые знали, что такое добро, но поступали совершенно обратным образом.

Главной задачей человека в философии Сократа является последовательное познание самого себя. Человек должен прислушаться к самому себе, к своей внутренней совести. В каждом человеке есть внутренний голос - дайманион, как называл его Сократ. Дайманион имеет божественное происхождение. Истинной нравственностью Сократ считал знание того, что есть благо и прекрасное.

Сократ выделял основные виды добродетели:

Мужество

Справедливость

Сдержанность

Социальная философия. Главными социальными занятиями являются земледелие и военные действия. Сократ сделал попытку классифицировать формы государства. Он выделял следующие формы государства:

 

Аристократия

Монархия

Тирания

Плутократия

Демократия

Правильной формой государства Сократ считал демократию.

Значение философии Сократа. Сократ стал одним из основателей научного европейского мышления. Сократ достиг высочайшей культуры мышления для своего времени. Философский метод Сократа заключался в обнаружении противоречии в рассуждении собеседника. Это была почва для поиска истины. Истина, достигнутая таким путем, имела наивысшую ценность, поскольку она становится практически неопровержимой. То, что доказано и аргументировано, невозможно отменить.

Именно от Сократа и Платона начинается гносеологическая традиция, согласно которой любое положение должно быть доказано и аргументировано, а не опираться на авторитеты.

Глубинный анализ процесса человеческого познания придал огромное значение человеческой мысли и мышлению. Из философии Сократа можно сделать вывод, что основа понимания мира заключалось в человеческом мышлении. Это является огромным шагом вперед на пути к идеалистической философии.

Таким образом, как мы видим, постепенно, развиваясь, древнегреческая философия преодолевает путь от материализма к идеализму. Расцвет идеалистической философии античности приходится на времена Платона и Аристотеля. Однако для возникновения идеализма Платона и Аристотеля необходима была прочная база и идеологические предпосылки, на основе которых можно было развить учение. Именно этой базой для расцвета философии идеализма стали идеи пифагорейцев, плюралистов, софистов.

Так, пифагорейцы признавали число - идеальную категорию - в основе вещей. Анаксагор указал на НУС в своем учение - активное духовное начало, мировой ум, который привел в движение материю, благодаря чему возникли все предметы материального мира. Софисты и Сократ перевели течение философской мысли с проблем космогонии на проблемы этики. Тем самым фактически признав первоочередную важность духовного мира над миром материальным. До идеализма остался один шаг.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: