IV. Рабочая программа учителя и

Основная образовательная программа школы

Введение данного раздела в настоящее письмо обусловлено необходимостью выполнения одного из основных видов деятельности учителя – планирования. Рабочая программа учителя в условиях введения ФГОС рассматривается как методический инструмент реализации основной образовательной программы школы, которые (и инструмент, и программа школы) направлены на достижение новых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных.

Таким образом, рабочая программа учителя по литературе составляется на основе Основной образовательной программы школы, примерной программы по литературе и авторской рабочей программы. Авторская рабочая программа не может заменить рабочую программу учителя, хотя в ней есть распределение учебного материала по классам, обозначено количество часов на изучение темы и дана характеристика основных видов деятельности. Учитель должен помнить, что учебный предмет – это средство достижения планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), которые обозначены в Основной образовательной программе школы.

При написании рабочей программы необходимо следовать структуре, обозначенной во ФГОС.

Рабочая программа состоит из двух частей:

1. Общая часть. Эта инвариантная часть программы разрабатывается методическим объединением учителей русского языка и литературы на ступень основной школы (5-9 классы), она отражает специфику преподавания предмета в конкретном образовательном учреждении. Содержание общей части:

1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общая характеристика учебного предмета, курса (См. примерную программу по литературе);

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. (См. примерную программу по литературе);

5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (Обоснование выбора УМК и описание материально-технического обеспечения);

6) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Формулируются с учётом Основной образовательной программы школы, в которой отражены планируемые результаты освоения междисциплинарных программ, которых, как известно четыре: «Программа формирования универсальных учебных действий», «Программа формирования основ смыслового чтения и работы с текстом», «Программа формирования основ учебно-исследовательской проектной и деятельности», «Программа формирования ИКТ-компетентности». Исходя из специфики учебного предмета «Литература», результаты программы по формированию основ смыслового чтения войдут в предметные результаты по литературе, а необходимые в ходе изучения литературы результаты формирования ИКТ-компетентности – в раздел результатов формирования универсальных учебных действий. Этот раздел может быть представлен в виде таблицы:

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»

классы

Личностные

результаты

Предметные результаты, включая результаты по формированию основ смыслового чтения и работы с текстом

Метапредметные результаты

формирование универсальных учебных действий, включая результаты формирования ИКТ-компетенции основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.
5-6        
7-8        
9        

 

2. Рабочая программа учителя по литературе. Это вариативная часть программы пишется учителем для конкретного класса. В пояснительной записке к программе учитель отражает нормативную базу преподавания предмета, конкретизирует цель и задачи преподавания с учётом специфики класса, представляет тематическое планирование и календарное.

Тематическое планирование

Раздел (дидактическая единица)

Количество часов на изучение раздела (дидактической единицы)

+Р.р.

+Вн.чт.

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные метапредметные
             
             

Планируемые результаты изучения темы формулируются с учётом тех, которые были выделены в первой (общей) части программы.

 

Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема Количество часов Виды деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов Форма и вид контроля Дата
           

Выбор видов и форм деятельности обусловлен спецификой класса и особенностями его развития, поэтому этот раздел программы корректируется в течение всего учебного года. Допустимо прописывать его не сразу, а на большую тему (раздел). Для оформления этого раздела учитель должен обратиться к авторской программе, где дана характеристика основных видов деятельности, но не переписывать это целиком, а отобрать только то, что отвечает образовательным задачам работы в данном классе и обеспечит достижение планируемых результатов. Тем самым, корректируемая в течение всего учебного года, программа учителя действительно становится рабочей.

Приведём в качестве примера фрагмент тематического и календарного планирования уроков литературы в 5 классе по теме «Фольклор» из раздела «Реальность и вымысел» (программа Г.В.Москвина).

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

+Р.р.

+Вн.чт.

Планируемые результаты

Вид контроля

предметные метапредметные
Реальность и вымысел 30 4 3 Ученик научится: - Различать пословицы и поговорки. - Выявлять художественные приемы, характерные для малых жанров фольклора. - Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок. - Выявлять признаки сказки как жанра фольклора. - Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. - Выразительно читать сказку. - Пересказывать сказку. - Формулировать идею сказки. - Характеризовать героев сказки. - Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным. - Сопоставлять литературные произведения. Ученик научится: - Сжимать полученную информацию и представлять результаты сжатия в форме таблицы. -Устно отвечать на вопросы. - Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. - Ставить цель урока. - Уметь планировать работу в паре и в группе, устанавливать сотрудничество. - Оценивать свою деятельность и её результаты на уроке. Текущий, тематический

 

Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов Виды деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов Форма и вид контроля Дата

Раздел «Реальность и вымысел»: 30 часов+4 р.р.+3 вн.чт.

1.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. 3 2 Учатся различать пословицы и поговорки. Дают толкование пословицам и поговоркам. Выявляют художественные приемы, характерные для малых жанров фольклора. Выявляют особенности фольклора по иллюстрациям художников И.Билибина и В.Васнецова (см.учебник). Распределяют пословицы и поговорки по тематическим группам: труд, учение, Родина. Соотносят пословицы и поговорки с жизненными ситуациями. Читают статьи учебника о фольклоре, о пословицах и поговорках. Отвечают на вопросы по прочитанному тексту. Составляют рассказ по опорным словам (фольклор, устное народное творчество, фольклорист, фольклористика), используя статью учебника. Работают в парах: читают пословицу «Не в свои сани не садись» с разными интонациями (задание учебника). Создают творческие работы с использованием пословиц и поговорок (домашнее задание). Работают в группах: составляют Устав школы из пословиц с последующей защитой своего мини-проекта (задание учебника возможно как домашнее). Текущий: Проверка д.з. Творческие работы на уроке  

2.

Загадки. 1 Выявляют художественные приемы, характерные для малых жанров фольклора. Устанавливают связь загадки с другими жанрами фольклора: пословицей, сказкой. Приводят примеры иносказаний в пословицах, поговорках, загадках. Находят дополнительную информацию о фольклористах: А.Афанасьеве, Ф.Буслаеве. Представляют информацию в виде небольшой справки, которую можно было бы поместить в учебнике. Читают статью учебника о загадках. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Составляют рассказ по опорным словам (историческое событие, жизненное явление, суждение), используя статью учебника о пословицах и поговорках. Проводят исследование об истории поговорок: «бить баклуши», «спустя рукава», «между двух огней» (домашнее задание или работа на уроке с ресурсами Интернет). Работают в парах: анализируют и отгадывают картинки-загадки, состоящие из рисунков и слов, значение которых нужно отыскать в словаре. Текущий: Проверка д.з. Творческие работы на уроке  

3.

Р.р. № 1 1      

4.

Сказка как явление фольклора. Виды сказок. 5      

5.

Вн.чт. № 1 1      

6.

Литературная сказка. 9      

7.

Р.р. № 2 1      

8.

Фантастическая повесть. 5      

9.

Сказка-быль. 4      

10.

Р.р. № 3 1      

11.

Сказ. 2      

12.

Сказка-притча. 1      

13.

Вн.чт. № 2 1      

14.

Басня. 1      

15.

Вн.чт. № 3 1      

16.

Р.р. № 4 1      
             

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: