Эпистемологическое содержание компьютерной революции. (ОК-1, ОК-2, ОК-3)

Процесс интенсивного развития электронно-вычислительной техники при постоянно расширяющейся сфере ее использования, совпавший по времени с процессом интенсивных разработок и внедрения новой техники в области средств связи и вскоре конвергировавший с последним, обусловил значительные изменения в жизненно важных сферах общества - в экономике, социальной структуре, политике, науке, культуре и повседневной жизни людей. Масштаб этих изменений, их быстрота и открываемые ими перспективы позволили использовать для обозначения их совокупности выражение «компьютерная революция».

Затруднительно, а зачастую и невозможно очертить границы компьютерной революции таким образом, чтобы отделить ее от других составляющих тех процессов, которые характеризуются как «научно-техническая революция», «информационная революция», «информатизация общества», «становление информационного («постиндустриального», «высокотехнологичного», «технотронного») общества». Тем не менее, говоря о компьютерной революции, мы принимаем во внимание прежде всего те технико-технологически обусловленные процессы и явления, которые наиболее тесно связаны именно с развитием компьютерный техники (включающей как аппаратные, так и программные средства) и научных областей, имеющих непосредственное отношение к такого рода технике.

Компьютерная революция - сложное и многоаспектное явление, различные компоненты и стороны которого столь тесно связаны между собой, что их изучение нередко (и вполне правомерно) рассматривается как дело комплексных, междисциплинарных исследований. Объяснимым в этих обстоятельствах выглядит и проведение исследований, дисциплинарную принадлежность которых затруднительно определить, и устремления к формированию новых, «нетрадиционных» дисциплин, адекватных (как считают их приверженцы) формирующейся «новой цивилизации» или «новой культуре». Однако существование подобных тенденций не умаляет актуальности изучения изменений, вносимых компьютером в жизнь человека и общества (и форм рефлексии над этими изменениями) с позиций дисциплин, имеющих древнюю академическую родословную, - изучения, сосредотачивающегося на релевантных данной дисциплине компонентах и сторонах сложных явлений и процессов, выделяющего среди вовлеченных в эти процессы объектов те, опыт систематического исследования которых составляет ее неотъемлемую часть.

Для философии одним из такого рода объектов является знание. Философская рефлексия над знанием целенаправленно осуществляется по крайней мере со времен выделения древними греками «эпистеме» (знания) как обладающего особой ценностью в сравнении с тем, что может быть лишь ошибочно принято за знание, ценностью, которая делает достойными изучения пути его («эпистеме») достижения и формы его существования. Принимая во внимание результаты такой рефлексии, концентрирующейся на знании как на результате процесса познания и его основе, правомерно было бы назвать эпистемологическим значительный фрагмент теории познания.

«Обществом, основанным на знании» нередко называют ученые, политики и публицисты тот тип общества, который формируется под воздействием компьютерной революции. Информация и знание рассматриваются в качестве стратегического ресурса общества, «наличное знание» -в качестве основного лимитирующего фактора экономического развития. Создание банков знаний и баз знаний, возникновение инженерии знаний, разработка средств представления знаний в компьютерных системах, осознание создателями систем искусственного интеллекта своей деятельности как работы со знаниями - все это выражения связанных с интенсивным развитием и все более широким применением электронно-вычислительной техники изменений в способах производства, фиксации, передачи и использования знаний, в характере рефлексии над знанием, в ее проблематике и направлениях. Такого рода изменения и составляют эпистемологическое содержание компьютерной революции. Их систематическое исследование может осуществляться в рамках философского анализа с использованием ресурсов теории познания, и прежде всего тех ее фрагментов, которые правомерно могут быть названы эпистемологическими.

Первые попытки систематического осмысления перспектив, открывающихся с развитием компьютерной техники, были связаны с кибернетикой. При этом в исследованиях философских проблем кибернетики использовались, в большей или меньшей степени, определенные фрагменты теории познания. Сказанное относится,прежде всего, к работам Б.В.Бирюкова, В.С.Тюхтина, А.И.Кочергина, Н.Т.Абрамовой, А.Д.Урсула, О.К.Тихомирова, А.В.Брушлинского, посвященным проблемам информации и управления, отражения, мышления и искусственного интеллекта.

С кибернетикой во многом связаны идеи социологической концепции постиндустриализма, автор которой, Д.Белл, рассматривал компьютер в качестве «агента трансформации общества второй половины XX века», а отличительную черту формирующегося постиндустриального общества видел в том, что центральную роль в нем приобретает теоретическое знание, выступающее как основа возникновения и развития технологий, как источник инноваций в различных сферах общества и социального контроля над изменениями, как необходимая предпосылка принятия важнейших экономических решений. Постиндустриалистский тезис «знание - стратегический ресурс общества» принимается (хотя и в различных интерпретациях) в концепциях информационной экономики и информационного общества, развиваемых Т.Стоуньером, Дж.Рабкиным, М.Поратом, Ю.Масудой, С.Нора и А.Минком, М.Постером и многими другими авторами. В контексте этих исследований нашли своеобразное преломление вопросы о соотношении понятий «знание» и «информация», о роли нетеретического и ненаучного знания в информационном обществе, о репрезентирующей функции языка в эпоху электронно опосредованных коммуникаций.

В 80-е годы в СССР появляется.ряд публикаций (А.И.Ракитова, К.А.Зуева, Г.Л.Смоляна, А.И.Позднякова, И.Н.Смирнова, Ю.В.Сачкова и др.), где специально выделяются и исследуются философские аспекты компьютеризации общества. К этому же периоду относятся работы С.М.Шалютина, Ю.А.трейдера, О.Б.Бондалетовой, Б.Блумфильда, С.Гилл, принимающие во внимание прежде всего процессы, происходящие в таком научном направлении, как искусственный интеллект, и исследующие их с общегносеологических и/или эпистемологических позиций. В русле такого подхода находятся и выдвинутые в 90-е годы А.И.Ракитовым и А.И.Уваровым идеи информационной эпистемологии как новой дисциплины, и исследования технологического отношения к знанию, проведенные Л.Н.Голубевой. На формирование эпистемологического подхода к компьютерной революции, представленного в этих работах, оказало влияние то внимание, которое стало уделяться (прежде всего в искусственном интеллекте) проблемам представления знаний в компьютерных системах. Термин «знания» стал приобретать в искусственном интеллекте (ИИ) специфический смысл, предполагающий определенную форму представления информации в ЭВМ. Вместе с тем, знание и прежде всего знание, представляемое в компьютерной системе, стало объектом рефлексии разработчиков систем и теоретиков ИИ. Результаты такой рефлексии нашли отражение в публикациях А.Ньюэлла, Д.А.Поспелова, Г.С.Поспелова, М.Исидзука, В.К.Финна и других авторов.

Компьютерная революция - одна из главных составляющих научно-технической революции второй половины XX века, оказывающая глубокое воздействие на все стороны жизни общества. Понятие компьютерной революции характеризует беспрецедентный масштаб и силу влияния электронной вычислительной техники на развитие экономики, науки, техники, образования, культуры. Компьютеры составляют основу индустриально-информационных комплексов, позволяющих эффективно использовать новые технологии. Информатика, вычислительная техника и автоматизированные системы оказывают революционное воздействие на проектно-конструкторские разработки и научные исследования, управление хозяйственной и духовной жизнью. В 2-ой половине XX века существенно преобразуются содержание и характер общего и профессионального обучения, по-новому ставятся проблемы развития человеческого интеллекта и личности. Серьезное влияние компьютеризированный образ жизни оказывает на мировоззрение людей. Изменяются процессы формирования материальных и духовных потребностей, интересов, устремлений различных слоев и групп населения. С компьютерной революцией связаны серьезные качественные сдвиги в социально-культурной и социально-политической сферах. Компьютеризация затрагивает все области общественного сознания, средства массовой информации. В условиях современной политической структуры компьютеризация приводит к новым жестким формам социального контроля, ограничению свободы граждан, усилению политизации общества. Изобретение компьютера и компьютерных сетей дало человеку в руки мощнейший инструмент для творчества. Пока человек еще не “наигрался” новым инструментом и не раскрыл всех его возможностей, революция продолжается. Когда же возможности эти будут хорошо изучены (и если хватит благоразумия не использовать мощь нового инструмента во вред), ЭВМ потеряет статус “любимой игрушки”, но не исчезнет, а займет свое достойное место в инструментарии цивилизации.

Компьютер сейчас - не просто дань моде, для многих это источник дохода, средство отдыха и развлечения, инструмент для получения информации и обучения. Он позволяет реализовать многие желания. В США сфера информации и услуг поглощает около 80% всех трудозанятых, чуть менее 20% приходится на традиционные промышленные отрасли и менее 3% - на сельское хозяйство. Примерно такая же картина наблюдается в наиболее развитых странах Западной Европы, где в сфере информации и услуг занято в среднем от 70 до 75% трудящихся. Это радикально меняет социальную структуру общества и существенно трансформирует жизненные установки, ценности, престижные паритеты и массовое общественное сознание. Сама фигура рабочего заметно меняет очертания, а его социальное положение, уровень защищенности и благосостояния принципиально меняют жизненные ориентиры и политические амбиции. Такой рабочий гораздо больше заинтересован в общенациональном и государственном процветании, чем в захвате политической власти, углублении классовой борьбы и в реализации других аксессуаров преписывающегося ему классового сознания. Таким образом, мощная перекачка трудозанятого населения в сферу услуг и информации вызывает целый ряд дополнительных социальных изменений в общественном организме и в сознании общества. Компьютеризация, информатизация и медиатизация общества в целом, особенно если они проводятся решительно и последовательно, всегда ведут к радикальным и революционным изменениям социальных структур.

Благодаря прогрессу микроэлектроники сверхбыстрый рост вычислительных характеристик в последнее десятилетие достигался в рамках архитектур, воплощающих так называемую классическую модель последовательного счета. Эта модель была выдвинута 50 лет назад Дж. фон Нейманом - известным математиком - и стала основой развития вычислительной техники, той парадигмой машинного счета, которая открыла и составила целый исторический период становления массовой компьютерной индустрии, а следовательно и компьютерной революции.

Нетрудно видеть, что благодаря массовой компьютеризации почти весь интеллектуальный ресурс уже задействован. Практически все способные программировать уже программируют. Это крайне затрудняет наращивание объемов производства программ с помощью технологий программирования, ориентированных на человеческий фактор. Таким образом, исчерпание структурного и функционального ресурсов господствующей полвека модели совпало во времени с исчерпанием интеллектуального резерва человечества, который те же полвека с нарастающей интенсивностью использовался для пополнения армии программистов, обеспечивавшей прогресс компьютерной индустрии.

Замена человека искусственным интеллектом. С проблемами искусственного интеллекта тесно связаны вопросы разработки специальных механизмов и машин, имитирующих умственную деятельность и сложные физические действия человека, - интеллектуальных роботов. Интеллектуальный робот - система, управляемая компьютером, способная к самостоятельному целенаправленному взаимодействию с окружающей средой. В самом общем случае такая система способна:

а) воспринимать и распознавать объекты окружающей среды;

б) формировать внутреннее представление об окружающей среде и протекающих в ней процессах;

в) принимать решения и формировать планы собственных действий в соответствии с заданными целями на основе накопленных знаний и опыта;

г) изменять обстановку окружающей среды путем манипулирования с ее объектами;

д) общаться с человеком на языках, близких к естественному.

Интеллектуальный робот - неизменный элемент гибкой производственной системы. Он может быть легко перепрограммирован на решение различных производственных задач. При этом отпадает необходимость реорганизации производственных участков и промышленных цехов.

Разработка интеллектуальных робототехнических систем с такими возможностями потребует решения многих сложных научно-технических задач, для которых в настоящее время можно лишь наметить перспективные пути их решения. Многие робототехнические задачи ведут к большим трудностям организации вычислений, связанным, в частности, с необходимостью обработки в реальном масштабе времени больших объемов часто сменяющихся данных.

Уверенность в успешном решении в будущем этой важной задачи основана на существовании естественной интеллектуальной системы, какой является мозг человека, успешно справляющийся с большинством интеллектуальных задач, которые в настоящее время еще не “по зубам” современным вычислительным машинам.

Хакеры - герои компьютерной революции. Понятие «хакер» зародилось, когда только начинала распространяться первая сеть ARPANET (компьютерная сеть, созданная в 1969 году в США Агентством Министерства обороны США и явившаяся прообразом сети Интернет. Это была первая в мире сеть, перешедшая на маршрутизацию пакетов данных. ARPANET прекратила своё существование в июне 1990 года). Тогда это понятие обозначало человека, хорошо разбирающегося в компьютерах. Понятие ассоциировали со свободным компьютерщиком, человеком, стремящимся к свободе во всем, что касалось его «любимой игрушки». Собственно благодаря этому стремлению и тяге к свободному обмену информацией и началось такое бурное развитие всемирной сети. Сейчас хакеров очень часто путают с компьютерными взломщиками - крэкерами (от англ. crack - ломающий); такое употребление слова «хакер» неверно.

Эпистемологическое содержание компьютерной революции. Эпистемология - раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.Основы концепции эпистемологического содержания компьютерной революции, трактуемого как совокупность связанных с интенсивным развитием и все более широким применением электронно-вычислительной техники изменений в способах производства, фиксации, передачи и использования знаний, а также в характере рефлексии над знанием, ее проблематике и направлениях.

Прогресс в сфере компьютерной техники, все более широкое ее использование в различных областях, формирование новых научных дисциплин, связанных с автоматизированной переработкой информации, способствуют осознанию новых вопросов, касающихся человеческого знания, роли знания в жизни общества, видов знания и способов его существования, словом, вопросов, касающихся того, что может быть названо эпистемологическим контекстом компьютерной революции. Человеческое познание, мышление, знание, разум в течение многих веков были предметом философского исследования. С появлением кибернетики, компьютеров и компьютерных систем, которые стали называть интеллектуальными системами (ИС), с развитием такого направления, как искусственный интеллект (ИИ), мышление, интеллект, а затем и знание стали предметом интереса математических и инженерно-технических дисциплин. Это побудило людей по-новому взглянуть на ряд традиционных теоретико-познавательных проблем, наметить новые пути их исследования, обратить внимание на многие, остававшиеся ранее в тени аспекты познавательной деятельности, механизмов и результатов познания.

Компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках такого направления, как когнитивная психология. Здесь утвердилась «компьютерная метафора», ориентирующая на изучение познавательной деятельности человека по аналогии с переработкой информации на компьютере. Исследуя устройство человеческой памяти, например, стали различать, по аналогии с компьютерной системой, долгосрочную и оперативную (кратковременную) память. Вообще на этом пути были получены ценные результаты, обогатившие наши представления о человеческом мышлении и механизмах его функционирования.

В последние два десятилетия в компьютерных науках заметное внимание стало уделяться такому традиционно входившему в сферу философии предмету, как знание. Слово «знание» стало использоваться в названиях направлений и составляющих компьютерных систем, а также самих систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний; представление, приобретение и использование знаний, инженерия знаний). Тема «компьютер и знание» стала предметом обсуждения и в значительно более широком контексте, где на первый план вышли ее философско- эпистемологические, социальные и политико-технологические аспекты.

Последствия компьютерной революции. В потоке литературы, посвященной последствиям компьютерной революции, привлекает внимание небольшая книга швейцарского исследователя К. Хессига “Страх перед компьютером?”. Масштабы происходящей в Швейцарии информатизации в известном смысле пропорциональны размерам и возможностям этой небольшой страны, не менее все проблемы, которые обсуждали и переживали такие гиганты информатизации, как США и Япония, нашли свое отражение и преломление в сознании швейцарской общественности. Обобщая опыт своей собственной страны, сравнивая его с опытом великих информационных держав, Хессиг резюмировал все возможные негативные и позитивные последствия ИКР в виде весьма лаконичной и наглядной таблицы.

Положительные последствия Отрицательные последствия  
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО  
Свободное развитие индивида “Автоматизация” человека  
Информационное общество Дегуманизация жизни  
Социализация информации Технократическое мышление  
Коммуникативное общество Снижение культурного уровня  
Преодоление кризиса цивилизации Лавина информации  
  Элитарное знание (поляризация)  
  Изоляция индивида  
ПОЛИТИКА ПОЛИТИКА  
Расширение свобод Снижение свобод  
Децентрализация Централизация  
Выравнивание иерархии власти Государство - “надзиратель”  
Расширенное участие в обществ. жизни Расширение гос. бюрократии  
  Усиление власти благодаря знаниям  
  Усиление манипуляции людьми  
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД ХОЗЯЙСТВО И ТРУД  
Повышение продуктивности Возрастающая сложность жизни  
Рационализация Обострение промышленного  кризиса  
Повышение компетентности Концентрация  
Увеличение богатства Подверженность кризисам  
Преодоление кризиса Стандартизация  
Экономия ресурсов Массовая безработица  
Охрана окружающей среды Мобильность трудящихся  
Децентрализация промышленности Дегуманизация труда  
Новая продукция Стрессы  
Улучшение качества Деквалификация  
Диверсификация продукции Исчезновение многих профессий  
Новые профессии и квалификации    
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  
Национальная независимость Усиление взаимозависимости  
Шанс на развитие у “стран 3-го мира” Технологическая зависимость  
Улучшение обороноспособности страны Обострение отношений “Юга-Запада”  
  Уязвимость  
  Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: