Философия как учение о целостной личности

Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убеждениям. Так вели себя философы Древней Греции – родины философии. Более свежее определение философии гласит, что это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь схвачена фундаментальная черта философии – стремление к целостному познанию бытия, хотя многие философы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет.

Познание для философии не самоцель, а средство достижения цели. Какова она? «Сделать меня равным богу – вот что обещала мне философия», – писал Сенека. Философия делает человека

1 Платон. Федон. 82 с.

484

 

всемогущим и знающим, как поступать. «Стань рабом философии, чтобы обрести подлинную свободу», – советовал Эпикур. Может и не стоит в угоду красивости фразы противопоставлять рабство и свободу. Но Эпикур справедливо отметил, что философия освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизирована и стала предрассудком, но, тем не менее, превзойти ее можно только на основе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведения. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни – смыслом ее. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границу бытия.

Философия элеатов – объективизация целостности в виде представления о неподвижном и нерасчлененном Едином, философия Платона – мир идей в рамках того же Единого, философия Гегеля (в соответствии с динамичной западной душой) – объективизация целостности в виде развивающейся Абсолютной Идеи. Это идеалистические интерпретации. В материализме вершиной объявляется человек как неподвижный и равный себе у созерцателя Фейербаха, и становящийся, в ходе общественного прогресса, всесторонне развитой личностью у практика Маркса; Человек с большой буквы, которого днем с огнем искал Диоген, который познает и действует, мыслит и борется и все существо которого объединяется вокруг устойчивого ядра убеждений, обретающего в душе; который не только погружен в настоящее как обыкновенный обыватель, анализирует и схематизирует мир как ученый, вживается в прошлое как историк, мечтает и фантазирует о будущем как футуролог, а осуществляет синтез наиболее важного в прошлом, настоящем и будущем, ведя диалог со временем.

Современная философия имеет три задачи, из которых одна является новой. В середине прошлого века Маркс провозгласил: философы лишь различным образом объясняли мир, задача же заключается в том, чтобы его изменить. Сам Маркс тоже, однако, и объяснял мир. Задача объяснения остается, и на каждом этапе развития мир требуется объяснять по-своему.

То был героически-гегелевский период новоевропейской философии. В следующий скептический период Камю говорил о задаче

485

 

философии и всего поколения «не дать миру погибнуть»1. Сказано до экологического кризиса. Теперь задачей стало не изменение, а сохранение того, что есть – человечества, жизни, планеты. Но философия никогда не останавливалась на сохранении и выживании. Речь в ней всегда шла о достойном выживании, а для этого необходимы путь и цель. Такая цель – поиск смысла жизни и становление целостной, гармонически развитой личности.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостности, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль подспудно живет во всех философских сочинениях. Как философ помогает другим стать себе подобным? Не просто делая их агентами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумавшись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места). Они должны верить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в предисловии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон привлекает людей на протяжении 2500 лет скорее не своей концепцией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдавали за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.

Философия пропитывает собой все виды культуры. Каждый выдающийся писатель, ученый, по существу, философ, и иначе не может быть, поскольку по мере того, как он становится настоящим деятелем культуры, он поднимается к целостности осознания бытия и целостности собственного поведения.

Философия выполняет помимо познавательной, мировоззренческой, критической, также интеграционную функцию. По отношению к науке она выражается в синтезе знания (попытки неопозитивистов создать единую науку), по отношению к индивидууму – в формировании целостной личности, по отношению к обществу и природе – в создании социальной и космической гармонии.

Существует много определений философии и для каждого века лучше всего подходит свое, отвечающее его запросам и чаяниям. Определение свидетельствует, каковы требования к ней в данную эпоху. Читая их, узнаешь, каков век и что ему надо. Каждое из определений раскрывает одну ее грань, на которую обращается пер-

КамюА. Бунтующий человек. М., 1990, с. 360.

486

 

востепенное внимание в данное время. Определение философии как любви к мудрости возникло тогда, когда ценились мудрость и любовь, определение ее как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления появилось тогда, когда особенно стали ценить науку и объективные законы. Нашему расщепленному веку больше подходит определение философии как учения о целостной личности.

Будущие века дадут свои определения, но как бы то ни было философы, понимая, что нельзя осознать мир как целое иначе, как через целостность осознающего, дают во все времена великий пример.

БУДУЩЕЕ ФИЛОСОФИИ

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратиться по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою главную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут философами, а философствование – обычным делом каждого. Об этом можно только мечтать. Деятельностная направленность современного человека в условиях расщепленности ведет к общему ухудшению положения в мире, хотя без деятельности нет прогресса. Выход в единстве деятельности и созерцания, которое способна обеспечить философия.

Суть философии XX века – в метафизике индивидуальности. Философия XXI века может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-видимому, должна становиться все более личностной, в идеале – занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 23

/. Что дает философия для познания истины?

2. Что такое философская истина?

3. Что отвечали на вопрос о значении для них философии античные фи
лософы?

487

 

4. Каково соотношение между философией и метафизикой?

5. Что дает философия для определения смысла жизни?

6. В чем мировоззренческое значение философии?

7. В чем специфика отношения к философии современного человека?

 

8. В чем различие между философией и другими формами, выдающими себя за философию?

9. Каково значение философии для становления целостной гармонически развитой личности?

10. В чем проблема будущего философии?


ЛИТЕРАТУРА

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

Декарт Р. Рассуждения о методе // Избр. произв. М., 1950.

Джеймс У. Прагматизм. СПб., 1910.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1989.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделаем четыре основных вывода из изложенного материала.

1. Философия возникла примерно 2500 лет тому назад в Древней Греции. Отраслью культуры, которая предшествовала ей и на основе которой она возникла, была мифология. Философия взяла у нее свое содержание, т.е. вопросы: каково происхождение и устройство мира? Что такое человек и в чем смысл его жизни? Что такое истина, добро, красота? И другие. Философия позаимствовала самое важное и от других отраслей культуры, предшествовавших ей. Как геометрия на аксиомах, философия зиждется на интуиции, имевшей первостепенное значение для мистики. От искусства философия почерпнула жанр, стиль, воображение и способы передачи чувств. В результате синтеза достижений предыдущих отраслей культуры возникло новое качество – первая в истории рациональная отрасль культуры. В дальнейшем философия вбирала в себя и то, что было характерно для возникших после нее отраслей культуры, в становлении которых она сама играла важную роль: веру – основополагающую черту религии; проверку, лежащую в основании науки; социальный интерес, на котором зиждется идеология.

2. В развитии философии можно выделить три этапа. Первый – античный – этап можно назвать мифологическим, и на нем философия возникает из мифологии в стране с самой развитой мифологической системой – Древней Греции. Второй – средневековый – этап можно назвать религиозным, поскольку в его пределах философия занимается в основном обоснованием религиозных истин. Третий этап, начавшийся в Новое время, можно назвать научным в том смысле, что главной задачей философии становится помощь науке, ставшей лидирующей отраслью культуры. Каждый из этапов делится на три части: становление, создание философских систем, скептицизм по отношению к достигнутым результатам.

3. Результаты философской деятельности можно разделить на системы, направления, учения, идеи. Философской системой можно назвать такую концепцию, которая строится на основе синтеза всего предшествующего материала и отвечает на все основные философские вопросы. В истории философии можно выделить четыре основные системы: объективный идеализм Платона, объективный реализм Аристотеля, субъективный идеализм Канта и субъективный реализм Гегеля. Каждая из них строилась на основе синтеза и модификации предыдущих, так что вместе они представляют собой развивающееся диалектическое целое.

4. Первоначальной формой изложения результатов философского
исследования был диалог, воспроизводивший первоначальные способы
развития философии и достигший расцвета в творчестве Платона. Затем
была создана наиболее популярная в философии форма трактата, вер
шиной которой стали произведения Аристотеля. У практичных римлян
в эпоху империи, когда заниматься философией было не столь престиж-

489

 






Но, да и небезопасно, достигли расцвета такие формы как письмо и дневник. В средние века, особенно в арабском мире были популярны произведения в виде комментария, а также проповедей. В Новое время, когда философия широко преподавалась в университетах, стала обычной публикация курсов лекций, а с появлением научных журналов – публикация статей. В современных условиях используются самые разнообразные формы философских жанров, включая монографии – большие по объему печатные работы, написанные одним человеком (современный вариант философского трактата), и учебники, один из которых в ваших руках.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: