Абстрактное и конкретное

Философия восходит от конкретного к абстрактному и затем от абстрактного к конкретному. Она идет к абстрактному постижению бытия от человека и возвращается к нему, обогащенная на самых высших этажах абстракции. Как можно от абстрактного вернуться к конкретному, если не интерпретировать второе конкретное как высшее богатство абстрактных определений, в которых и раскрывается сущность мира – понятие? Философия конкретна, поскольку имеет дело с выработкой человеком своего миропонимания, но она абстрактна, когда претендует на высшее обобщение опытных данных. Гегель, в соответствии с концепцией тождества бытия и мышления, именно эту абстрактность принимал за конкретность.

Философ должен решать вопросы, определяющие человеческую деятельность здесь и сейчас. Эти вопросы суть: соотношение духа и тела; истины, добра и красоты; личного и всеобщего. Фейербах справедливо считал одним из основных вопросов философии – вопрос об отношении общего к частному. Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии как вопрос о соотношении бытия и мышления. Обобщая, можно сказать, что основной вопрос философии – о соотношении духовного мира человека и физического мира, окружающего его.

В сущности, все проблемы сводятся к одной: соотношению духа и тела, другими словами, идеала и действительности. Самые талантливые писатели, фанатичные богоискатели, мудрые философы – каждый по-своему – выходили на эту проблему. Чередовались времена догматические, когда проблема решалась положительно, и скептические, когда она только с болью в сердце ставилась. Но самый отчаянный скептик в душе рад был бы променять скептицизм на какой-нибудь род догматизма.

Проблема соотношения духа и тела, идеала и действительности,

464

 

может быть интерпретирована и как проблема счастья. Ведь в понятии идеала сконцентрировано представление о высшем счастье. Поэтому основной вопрос философии можно переформулировать так: возможно ли счастье в нашей жизни, при каких условиях, и что для этого делать. Когда философы доходят до такой формулировки, они занимаются человеком, хотя полноценная философская система строится из трех компонентов: научных открытий, исторических событий и жажды бессмертия.

Философия начинается с осознания человека как самостоятельной личности, находящейся в определенном соотношении с Универсумом, и с размышлений об Универсуме как целостности, частью которой личность является. Высшая ступень самосознания – не просто сознание себя, а сознание себя в сообществе с другими, до которого многие люди в течение жизни так и не доходят.

Философия как дисциплина начинается там, где человек теоретически выделяет себя из окружающего мира, и заканчивается там, где человек снова рассматривается как «естественное тело», всецело подчиненное объективным законам общественного развития.

Философия освобождается от подчинения мифу и религии, так как дает собственное объяснение бессмертия человека через вечность его духа. Хайдеггер восхищается досократиками, которые воспринимали истину как открытость и не отделяли еще физику от метафизики. Но их истина не могла быть основой поведения, и, следовательно, их системы не были, строго говоря, философскими. Их мышление было промежуточным этапом от феноменологичности египтян и вавилонян к философии как основе мировоззрения.

Одно из открытий философии заключается в том, что принципы, на которых строится жизнь, не меняются день ото дня, а довольно устойчивы. Из жизненных наблюдений можно выделить понятие бытия как более устойчивого, чем сама жизнь. Философия открывает также, что в человеке борются различные силы, соединив которые в две большие группы можно вывести понятия духа и материи. На смену рассуждениям о человеке и жизни приходит анализ категорий бытия и мышления.

ТИПЫ ФИЛОСОФОВ

Философов можно разделить на три большие группы. Первые констатируют диалектику жизни и ограничиваются этим (Ницше, школа «негативной диалектики» и др.). Вторые, констатируя диа-

465

 

лектику жизни, предлагают политико-идеологический идеал, как будто бы легко осуществимый (Маркс, Конт и др.). Третьи констатируют диалектику жизни и выдвигают нравственный идеал (Платон, Сенека).

Философов можно также разделить на «логиков» и «мистиков». Первые отличаются стремлением к четкому и всестороннему обоснованию своих положений, у них преобладает работа сознания. Вторые действуют по наитию и выплескивают на поверхность свое подсознание, которое у них превалирует над сознательной деятельностью.

Исторические данные показывают, что логикой занимаются люди, смотрящие на жизнь сверху или сбоку. Это «искусственные» люди, как сама логика, уверенные в себе. Другие стремятся повернуть философию к обычным человеческим нуждам. Философов первого типа почитали, философов второго типа читали.

Можно разделить философов на скептиков и мифотворцев, отнеся к первым Пиррона, Секста Эмпирика, Юма, Канта, а ко вторым Платона, Спинозу, Гегеля. Судьба их различна. Первых уважают, вторых боготворят или презирают. Первые выдвигают аргументы, не теряющие значения во все времена. К их голосу прислушивается меньшинство интеллектуалов, поскольку людям больше нравится получать ясные и безапелляционные ответы на вопросы. Над мифотворцами сначала глумятся, поскольку для восприятия новых идей нужно время (сами идеи в этот период оттачиваются), затем их обожествляют как людей, открывших тайны бытия, и, наконец, от них отворачиваются, когда скептики разбивают их, казалось, безупречные аргументы.

Сократ – «олицетворение философии» как обособленной сферы культуры – разрушал мифологию, но сам мифов не создавал. Платон тяготел к мифологизму. «Мир идей» Платона напоминает мир языческих мифологических существ, и точно так же Абсолютная Идея Гегеля – модификация христианского Бога. Философия Платона еще раз доказала, что все отрасли культуры – искусство, философия, религия – коренятся в мифе. Аристотель отринул мифы и, стремясь к положительному знанию, преодолевал скептицизм отвлеченно-рациональным обобщением эмпирических данных. Наука в дальнейшем пошла по начертанному им пути и достигла нынешнего расцвета.

Ученики могут быть вполне отличны от своих учителей, и в то же время явно самостоятельный философ может взять учение и даже

466

 

разрозненные мысли у другого философа, отделенного от него веками. Так, Эпикур перенял не только атомистику Демокрита, но и его взгляды на удовольствие как состояние, соответствующее природе человека, благодаря чему его имя стала нарицательным (хотя современные «эпикурейцы» могут не знать философской подоплеки своих действий). Факты такого «плагиаторства» проливают свет на большое значение типа темперамента (таких типов У. Джеймс предполагал два) в формировании философских взглядов. На интересные мысли о значении темперамента наталкивают рассуждения Фейербаха о Пармениде и Гераклите.

Споры между философами часто возникают не по сути проблем, а по их выражению. Значение имеет психологический склад личности и национальные особенности характера. Но если не упускать из вида суть проблем, то окажется, что за различной национальной и психологической оболочкой скрывается заинтересованность похожих друг на друга мыслителей в решении проблем, выдвинутых жизнью.

Бывает так, что философ своим учением как бы отрицает философию, но если в душе остается философом, его отказ становится парадоксом самой философии. Ницше прав, говоря, что не имел предшественников, ибо не было еще такой попытки философски устранить философию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: