Философское творчество

Творчество, по убеждению А. Пуанкаре, есть продуцирование полезных комбинаций. Философ обладает способностью к синтезу созданных до него систем и интуицией избегания тупиковых ситуаций. Философия Декарта порождала вопрос о том, как духовная и материальная субстанции сообщаются между собой. Его последователи даже предполагали вмешательство Бога в каждом конкретном случае. Спиноза разрубил гордиев узел, который пытались развязать картезианцы, предположив наличие одной субстанции. Возникла проблема: как возможен переход от нее к многообразию эмпирического мира. Ее разрешил Лейбниц, предположив «мир монад».

Кант спас и рационализм, и эмпиризм, спаяв их воедино и тем предохранив от пропасти, в которую они скатывались. Его философия породила свою проблему: соотношение теоретического и практического разума и т.д. Каждая оригинальная система решает

467

 

или обходит наиболее трудную проблему, поставленную предыдущей.

Проблема, мучившая Декарта: как взаимодействуют душа и тело, – так и осталась неразрешенной. Поскольку философские проблемы принципиально неразрешимы, философ, чтобы не завязнуть на одном месте, должен обладать интуицией вовремя уходить со ставшего тонким проблемного поля на более прочное.

Великого философа отличает последовательность в доведении своей точки до предела, но не абсурда. Кант, несмотря на последовательный критицизм, все же не дошел до отрицания «вещи в себе», как и Гераклит не дошел до кратиловского абсурда невозможности войти в воду. Кант безусловно прав в своем скепсисе, но когда неокантианцы пытаются на этой основе построить положительное учение, становится ясна ущербность скептицизма. Он слишком критичен. Положительное же строится на основе реализма души, незамутненной неразрешимыми противоречиями. Сомнения хороши для разгрома устаревших учений, а для становления новых требуется изрядная доля наивности.

Агностики постоянно доказывали человечеству, что оно находится в пустыне незнания. Люди сами это понимали, но их томила жажда, и они влачились в поисках родника. Им указывали направление творцы философских систем и идеологий. Ошибаясь в тысячный раз, люди все-таки верили, что найдут оазис.

В Новое время философия впала в гносеологизм, отличающийся безудержной верой в научный разум. Гносеологизм, вкупе с эмпиризмом, привел к позитивизму. Онтология, идущая от вечного потока бытия к неподвижным сущностям, и «философия жизни» восстали против такого подхода. Экзистенциализм пошел еще дальше, возвратив философию к истокам, содержащимся в буквальном значении этого термина. Здесь есть резон. Во главу угла следует ставить не мышление как таковое, не опыт, а потребности человеческой жизни и главную проблему – проблему жизни и смерти. Человеку тяжело находиться в удушливо-стерильной, ва-куумно-безжизненной рационалистической атмосфере дистиллированно-правильных гносеологических учений.

Можно сколь угодно глубоко исследовать проблему соотношения субъекта и объекта, увлекаясь самим фактом раскопок и забывая, что субъект – живой человек. Но любая философская проблема интересна людям постольку, поскольку нацелена на осмысление человеческого существования.

468

 

Кардинальный вопрос волнует людей – как жить? Если философия будет рассуждать только об универсальных проблемах, пытаясь открытием надличностных принципов объяснить поступки людей, толку будет мало. Не столь важно, кто или что стоит над человеком и управляет его жизнью: Бог, судьба или объективные законы. Ему надо знать, что ему делать из того, что он может. Задача философии помогать людям разбираться в них самих и выбирать наилучшее решение. Сюда входит и помощь в сознательном овладении своими внутренними силами, чему больше всего учит восточная философия.

Индийская философия есть философия мистического единства с природой (слияние с Единым). Японская философия во главу угла ставит естественное единство с природой. Японская культура фе-номенологична и может поэтому столь подвержена внешним влияниям (в наше время западным). Китайская философия, напротив, философия социума, в которой все отрегулировано и построено по принципам долга (Конфуций как идеал). Китайская философия ближе к западной, чем другие восточные, и быть может поэтому в Китае прижился марксизм. Главное в китайской философии – долг по отношению к социуму, в японской – отношение к природе, в индийской – отношение к Единому.

Изучение философии разных эпох и культур позволяет понять, что имеются различные формы поведения человека, а не только те, которые господствуют в настоящее время; что современные стереотипы имеют специфическую основу. Человеческое отношение к действительности во всей полноте его проявлений становится понятным лишь после ознакомления с главными философскими системами. Это справедливо как для эпох кризиса, так и расцвета человека и философии.

Трагизм современной жизни выразили Ницше и экзистенциалисты, показавшие, что человек движется к пропасти; позитивизм, не знающий духовных проблем; неотомизм, оплакивающий умирающего бога; прагматизм, радующийся, наподобие детей, игрушкам-вещам. Современная философия, отражая эпоху, или слишком пессимистична, или чрезмерно отвлеченно-рассудочна, или плос-ко-идеологична. Хотя фашизм исказил Ницше, а марксизм – Гегеля, остается верным, что идеологии находят для обоснования своих действий подходящую философию.

Американская контркультура, напротив, похоже вообще склонна отказаться от философии. В американской литературе

469

 

развивается главным образом прикладная философия. Такой же прикладной является и философия марксистская. В своей диа-лектико-материалистической части она смыкается с позитивизмом, а в историческом материализме выполняет непосредственно служебную роль.

Современные направления философии ставят ее в положение служанок. Неопозитивизм – слуга науки, неотомизм – религии, прагматизм – практики. Исключение составляет экзистенциализм. На самом же деле, если философия и служанка, то не науки или религии, а человека.

Гегель писал, что схоластика мыслила «...несвободно, так как последняя брала свое содержание как данное, а именно данное церковью»1. Так же и современная философия науки мыслит не свободно, если берет свое содержание как данное наукой. Как проблему смерти философия не должна отдавать на откуп догматическому богословию, так и проблему жизни она не должна дарить науке.

Философия науки, в ее неопозитивистском варианте – добровольная служанка науки, которую та часто третирует, не обращая на нее внимания. Задача неопозитивизма – помочь конкретным научным исследованиям, каковые, в соответствии со взглядами Канта, одни могут претендовать на истинность. Но попытки найти формальные критерии и пути сведения теоретического к эмпирическому провалились и крупнейшие ученые, например, Гей-зенберг и другие, отвернувшиеся от неопозитивистов, обратились к Платону. Это говорит о том, что и науке больше всего нужна самоценная философия.

Неопозитивисты не правы, когда пишут, что вопросы, на которые нет ответов, не надо задавать. Философия как раз рассматривает вопросы, на которые нет ответа научного, а есть ответ личный. Лозунг Витгенштейна «о чем нельзя говорить, о том следует молчать» можно перевернуть таким образом: «о чем нельзя молчать, о том следует говорить». Философия начинается тогда, когда человек не может заставить себя не думать и не высказывать своего мнения по вопросу, на который, как он сам понимает, нет абсолютно верного ответа. «Смысл мира, – по Витгенштейну, – должен лежать вне его». Философия ищет смысл и вносит его в мир.

1 Гегель Г. Энциклопедия философских наук в 3 -х т. М., 1975, с. 137.

470

 

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 22

7. В чем специфика определения философии через вопрошание?

2. Каково соотношение между содержанием философствования и харак
тером человека?

3. В чем суть критической функции философии и значение скептицизма?

4. Каковы психологические основы философствования?

5. Каково соотношение абстрактного и конкретного, общего и частного
в философии?

6. В чем специфика философского творчества?

7. Каковы возможности философии в поисках смысла жизни?

ЛИТЕРАТУРА

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах// Новые идеи в философии. № 1.СП6., 1912.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука//Логос. Кн. I. СПб., 1911.

Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

Юнг К. Психологические типы. М., 1992.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1992.

Поппер К. Как мне видится философия // Перспективные проблемы философских исследований за рубежом. М., 1991.

 

Глава 23.



ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

Проснемся же, чтобы изобличить наши заблуждения. Но разбудит нас только философия, только она заставит нас стряхнуть тяжелый сон. Посвяти ей всего себя: она достойна тебя, а ты достоин ее.

Сенека

В рамках данного пособия прослежено развитие основных философских систем и философии как общей дисциплины. Показана специфика философии как отрасли культуры в ее отличие от науки, искусства, религии и идеологии.

За пределами осталось изложение отдельных философских дисциплин – логики, теории познания, этики, эстетики, философии истории и культуры, философской антропологии, социальной философии и т.д. В задачу автора входило дать представление о системах в философии и философии как системе. В заключительной главе хотелось бы остановиться на общем значении философии.

ФИЛОСОФИЯ И ИСТИНА

Развитие философии вдохновляла вера в то, что истиной высшего порядка целостности является истина философская и, стало быть, философия есть наиболее адекватный способ постижения истины, орган выражения ее и путь к ней.

Философия, по Аристотелю, есть знание об истине вечной. Суть философии, по мнению Гуссерля, в возникновении нового вопроса об истине, – не о повседневной истине, связанной с локальной традицией, а об истине общезначимой, об истине в себе. Это истина, которой подчиняют жизнь, которой жертвуют всем. Ключ к пониманию философской системы дает определение истины в ней, и философия начинается, по Гуссерлю, там, где возникает вопрос об истине-идеале.

Истина целостно-индивидуальна. Соответственно, философия представляет собой способ достижения человеком индивидуальной вечной истины бытия. Это может показаться субъективизмом. Однако не считается ведь субъективным положение, что каждый

472

 

человек уникален в физическом плане. Так же он уникален и духовно. Уникальность есть единство тождества и различия. Человек чем-то-похож на других, по крайней мере, своими родовыми свойствами, и большинство людей, не будучи в силах подняться до выработки своей истины, примыкают к похожей и близкой им общепринятой истине. Часто их заставляют примыкать.

Ответив на вопрос «что есть истина?» можно определить и что такое философия, поскольку истина является ее предметом. «Выражение объективные мысли означает истину, которая должна быть абсолютным предметом философии, а не только целью, к которой философия стремится»1.

Философия не дает абсолютной истины, но она дает представление о том, чем может быть истина, и дает образ истины. Вывод из истории философии, что абсолютная истина не найдена, не всецело негативен. Он продуктивен, потому что нацеливает на дальнейшие усиления по ее обнаружению. Напоминает лабиринт: ищущий попадает в тупики, но выходит из них и продолжает поиски.

На вопрос, что дала ему философия, Антисфен отвечал: «Умение беседовать с самим собой»2. Диоген Синопский на тот же вопрос ответил так: «По крайней мере готовность ко всякому повороту судьбы»3. На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, Аристипп отвечал: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему»4. А Аристотель на вопрос о пользе от философии ответил так: «Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом»5.

Если даже возможность достижения искомого результата не ясна, стоит ли заниматься философией, то есть любить мудрость? Вопрос не совсем правилен, поскольку трудно определить, почему человек что-то любит, и сам он не всегда может объяснить. Что хорошего от философии, если она не дает полного ответа? Но вопросы надо уметь задавать. И должны быть люди, которые этим занимаются.

Думая о назначении античной философии, приходишь к выводу, что все ее отрицательные определения, например, о диалекти-

1           Гегель Г. Энциклопедия философских наук в 3 -х т. М., 1975, т. 1, с. 132.

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986 ,
с.
216.

3 Там же, с. 233.

4 Там же, с. 113.

5 Там же, с. 193 - 194.

473

 

ки бытия, до сих пор сохраняют значение, а все положительные (учение об основных элементах и т.п.) кажутся сейчас нелепыми. Получается, что значение выводов о материальном мире пропорционально степени их отрицательности, отказа от попыток философии формулировать о нем содержательные представления. В то же время положительные выводы об идеальном мире (например, идеи Платона) и нравственные максимы сохраняют значение (в этом смысле платоновские идеи воистину вечны) в качестве шедевров мысли, которые нельзя опровергнуть никакими достижениями науки.

С другой стороны, даже и не зная, получат ли они правильные ответы на свои вопросы, люди хотят выработать свое отношение к жизни, которое удовлетворяет требованиям их разума и потребностям души. Это и есть главная цель философии. О ком-то говорят: это его философия, подразумевая, что у него такие взгляды на жизнь. Но серьезно признать, что человек имеет определенную философию, как по отношению к любой науке, можно в том случае, если он знает историю философии, ее современные достижения, и если его поступки не расходятся с его убеждениями. «Продолжительность жизни человека ничтожна, его существо непрерывно изменяется, его ощущения смутны. Его тело, составленное из разных элементов, само собою стремится к тлению; его душа – вихрь; его участь – неразрешимая загадка; слава – неизвестная величина. Словом, все, что касается тела, есть река текущая; все, что касается души, сновидение и дым; жизнь есть бой, пребывание в чужой стране; посмертная слава – забвение. Что же может служить нам путеводителем? Одно, только одно, философия. А философия имеет целью то, чтобы пребывающий в нас гений оставался чист от всякого осквернения, был сильнее удовольствий или страданий»1. Философия выполняла в античном мире мировоззренческую функцию, а, став «научной», во многом утеряла ее.

В Новое время значение философии стали видеть в методе. «Философия дает средство говорить правдоподобно обо всем и вызывать восхищение у менее сведущих»2. Философия также компендиум мнений. «Нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов»3.

1 Марк Аврелий. Размышления. П., 17.

2 Декарт Р. Избр. произв. М., 1950, с. 263.

3 Там же, с. 270.

474

 

По Гегелю, философия «образует центр всей духовной культуры, всех наук и всякой истины»1, дает «самое высокое, чем может обладать человек, – самосознание своей сущности»2.

У современной философии нет претензии на абсолютную истину, но то, что она обещает – осмысление бытия и человека – не даст никакая другая отрасль культуры. Урок подлинной философии – ни у кого нет монополии на истину, но каждому обеспечена свобода ее поиска. Философия – это рациональный поиск способа жизни и ориентации в мире.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: