РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История специальной психологии и коррекционной педагогики
72 часа, 2 зачетные единицы
для направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Направленность ОП Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии
составлена в соответствии с ФГОС ВО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
«01» октября 2017 г. № 1087
Форма обучения: очная, заочная
Организационно-методический раздел
Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины: исследование предельных оснований специальной психологии и коррекционной педагогики, расширение кругозора и формирование творческого отношение к проблемам современной специальной психологии и коррекционной педагогики, обоснование и критический разбор коррекционно-образовательных моделей и идей, определение приоритетов и перспектив развития системы образования детей с ограниченными возможностями.
Задачи изучения дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
- Знакомство с условными историческими рубежами и периодами изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии в сопоставимые исторические сроки.
- Изучение становления специально-педагогической помощи особым детям в логике смены ценностей и ориентации культуры и изменения отношения общества и государства к инвалидам.
- Анализ положительного опыта педагогической помощи особым детям в разные исторические периоды.
- Развитие исследовательской позиции будущего педагога-психолога в профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ОП: Дисциплина «История специальной психологии и коррекционной педагогики» относится к вариативной части цикла обязательных дисциплин Б1.В.ОД.7 Модуль 4: Профессиональная культура дефектолога.
Объем дисциплины с указанием трудоемкости всех видов учебной работы
Форма обучения: очная
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2зачетные единицы, 72 часа
Виды занятий | Распределение по семестрам | Всего часов |
4семестр | ||
1 | 2 | 3 |
Общая трудоемкость | 72 | 72 |
Аудиторные занятия, в т.ч.: | 36 | 36 |
лекционные | 18 | 18 |
практические | 18 | 18 |
лабораторные | ||
Самостоятельная работа студентов | 36 | 36 |
Форма текущего контроля в семестре | зачет | |
Курсовая работа | - |
Объем дисциплины с указанием трудоемкости всех видов учебной работы
Форма обучения: заочная
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа
Виды занятий | Распределение по семестрам | Всего часов |
4семестр | ||
1 | 2 | 3 |
Общая трудоемкость | 72 | 72 |
Аудиторные занятия, в т.ч.: | 8 | 8 |
лекционные | 4 | 4 |
практические | 4 | 4 |
лабораторные | ||
Самостоятельная работа студентов | 64 | 64 |
Форма текущего контроля в семестре | зачет | |
Курсовая работа | - |
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций:
Индекс компетенции | Содержание компетенции |
ОК-3 | способность анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позиции |
ОПК-1 | готовность сознавать социальную значимость своей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности |
Уровни сформированности компетенций
Результат обучения | Уровень сформированности компетенций |
Знать | Пороговый: - основные исторические понятия, исторические персоналии, основные ключевые события истории с древности до наших дней (ОК-3); - основные социальные функции специального образования, особенности их реализации (ОПК-1); |
Стандартный: - закономерности исторического процесса; периодизацию отечественной истории, причинно-следственные связи исторических явлений, основные группы источников по истории и приемы работы с ними (ОК-3); - совокупность социальных функций специального образования, способы их реализации в современном мире (ОПК-1); Ответ обнаруживает хорошее знание и понимание материала, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. Студент допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение. | |
Эталонный: - основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории; современные версии и трактовки различных явлений и событий в истории России (ОК-3); - знает и имеет системное представление о сущности реализации всей совокупности социальных функций специального образования в соответствии с современным состоянием системы образования (ОПК-1); | |
Уметь | Пороговый: -логически мыслить, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, работать с источниками (ОК-3); - Умеет определить основное направление профессиональной деятельности согласно общим объективным закономерностям развития социума (ОПК-1); |
Стандартный: - выявлять причинно-следственные связи различных событий и явлений в истории, проводить сравнительную характеристику событий и явлений в истории; осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы (ОК-3); - анализировать и определять направления эффективного осуществления профессиональной деятельности согласно общим объективным закономерностям развития социума (ОПК-1); | |
Эталонный: - анализировать изученный материал и на основе результатов анализа выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позиции (ОК-3); - проводить всесторонний анализ и на его основе определять наиболее эффективную стратегию профессиональной деятельности согласно общим объективным закономерностям развития социума (ОПК-1); | |
Владеть | Пороговый: – основными методами исторического познания (ОК-3); - хотя бы одним из методов реализации социальных функций в области специального образования, а также приемом саморазвития профессионально-значимых качеств (ОПК-1); |
Стандартный: - приёмами и методами анализа исторических источников; приемами комплексного анализа исторической информации; способность излагать и отстаивать собственную мировоззренческую и гражданскую позиции (ОК-3); - несколькими методами реализации социальных функций в области специального образования, а также приемами саморазвития профессионально-значимых качеств (ОПК-1); Ответ обнаруживает хорошие знания и понимание материала, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. Студент допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение. | |
Эталонный: - приёмами введения дискуссии по историческим проблемам (ОК-3); - разнообразными методами реализации социальных функций в области специального образования, приемами и технологиями саморазвития профессионально-значимых качеств (ОПК-1). |